Экспертов восхищает палеолитическая костяная фигурка бизона, зализывающего укус овода

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Экспертов восхищает палеолитическая костяная фигурка бизона, зализывающего укус овода
Статуэтка, найденная во Франции, изготовлена с высочайшим искусством, а служила навершием роговой копьеметалки 14 тысяч лет назад

СЕН-РЕМЕЗ. Экспертов восхищает палеолитическая костяная фигурка бизона, зализывающего укус овода – статуэтка, найденная во Франции, изготовлена с высочайшим искусством в качестве навершия роговой копьеметалки 14 тысяч лет назад, пишет livescience.

Древний мастер с великой наблюдательностью, искусством и любовью изобразил ныне вымерший вид степного бизона (Bison priscus), мирно вылизывающего укус овода на боку. Драгоценная фигурка была найдена во Франции, в пещере Абри-де-ла-Мадлен (приют Магдалины) недалеко от Сен-Ремеза, на стоянке человека возрастом приблизительно в 14 тысяч лет.

По данным экспертов Фонда Брэдшоу (Bradshaw Foundation), фигурка украшала навершие копьеметалки из рога северного оленя. Это древнейшее метательное приспособление использовалось для метания легких копий и дротиков, иногда оперенных. Копьеметалки подразделяют на деревянные, веревочные и костяные, они значительно увеличивали дальность, силу и точность броска за счет принципа рычага, а использовались с эпохи позднего неолита. Костяные копьеметалки с зацепом-крюком, вставляемым в вырез на торце древка (подобно тетиве в стрелу), часто вырезались из рога северного оленя. Их навершия нередко украшали изображениями различных охотничьих животных. Так, известно навершие копьеметалки в виде миниатюрной фигурки мамонта со стоянки Абри Монтастрюк близ французской коммуны Брюникель. Там же найдена костяная ущербная фигурка лошади, которую многие исследователи тоже считают навершием копьеметалки.

Несмотря на свой небольшой размер — примерно 10,5 сантиметров в ширину — статуэтка бизона поражает высокими художественными достоинствами и тщательной проработкой мелких деталей – вплоть до отдельных волосков на теле животного и рогов, – что придает изделию высокую реалистичность и первобытную выразительность.

Археологи относят этот ценный артефакт к мадленской культуре (Magdalénien) позднего палеолита, которая была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии и Германии. Ее возраст – 15-8 тысяч лет до нашей эры, это время последнего ледникового периода. По данным экспертов Лондонского музея естественной истории (Natural History Museum), эта культура широко известна своими выдающимися для того времени произведениями искусства, в том числе наскальными рисунками углем и гравюрами на дереве и кости, которые делались каменными и костяными орудиями. Люди мадленской культуры были не только искусными ремесленниками, но и добычливыми охотниками на крупную дичь, причем специализировались в охоте на лошадей и бизонов. Исследователи полагают, что они в избытке обеспечивали свои племена пищей, а потому располагали немалым временем для досуга, ремесла и творчества, в том числе резьбы по кости и наскальной живописи. В настоящее время фигурка бизона экспонируется в Национальном музее доисторических времен в Ле-Эйзи, Франция.

Сергей Игнатов

https://sedmitza.ru/text/10439714.html