"ЕГО ВЫ БОЛЬШЕ НЕ УВИДИТЕ!" Игумен Дамаскин (Орловский)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Игумен Дамаскин (Орловский)

Памяти священномученика Августина (Беляева)

23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского.

Редко когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин.

Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище.
В 1913 году он решил жениться на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник.

В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна.

28 августа 1920 года Александр был рукоположен во священника. Вскоре он с детьми переехал на родину в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное пастырское служение вскоре сделало его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии.

В 1923 году, благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей православных общин города, единодушно постановившее направить Патриарху Тихону прошение с просьбой «благословить... общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа».

17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева».

Близкие стали уговаривать его подождать до того времени, пока дети не станут самостоятельными, но он был на этот счет иного мнения. Протоиерей Александр объяснял, что спешит именно сейчас вручить детей попечению Божией Матери, тем самым сделав их положение наиболее прочным, так как уверен, что при таком высшем покровительстве они никогда и ни в чем не будут нуждаться, (что вполне оправдалось впоследствии).

Протоиерей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского.

Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архипастырских обязанностей. Он часто служил и за каждой Литургией после чтения Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архипастыря. Перед бого­служением и после него его встречали и провожали толпы верующих. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества в православие. 27 октября владыку вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали, чтобы он выехал в Кинешму и дал подписку, что оттуда не выедет.

Когда он служил в сельских храмах под Кинешмой, верующие приносили что-нибудь для его дочерей, но он все это раздавал по дороге, кроме одного-двух яблок или какого-нибудь свертка, предусмотрительно убранного келейником. Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек».

Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать».

1 сентября 1926 года начальник Ивановского ОГПУ отправил донесение начальнику 6-го секретного отдела ОГПУ Тучкову в Москву, требуя высылки епископа за пределы области и обвиняя его в том, что он обращает в христианство детей партийных работников и, «не довольствуясь своей работой над умами неразвитых широких масс рабочих и крестьян, переносит свою деятельность на семьи партийных работников и если еще не дерзает на возвращение в православие самих партийцев, то уже дерзнул в этом на их детей».

8 сентября 1926 года епископ Августин был арестован и приговорен к трем годам ссылки в Среднюю Азию. После возвращения он был назначен на кафедру в Сызрань.

С самого начала своего служения на этой кафедре он стал пользоваться огромным авторитетом среди верующих и объединил вокруг себя духовенство, явившись для всех и заботливым отцом, и мудрым руководителем. Это не понравилось местной власти, и она стала искать повод для ареста архиерея. Меньше года прослужил преосвященный Августин в городе Сызрани. 21 февраля 1931 года ОГПУ арестовало его.

На вопрос во время допроса, какой характер носила его переписка с верующей молодежью, епископ ответил: «Переписка носила личный характер, вопросов, касающихся религиозного миросозерцания, отношения к родственникам и так далее. По вопросу о религиозном миросозерцании молодежи я отвечал, что верить в материализм и материю и срамно, и не научно, и не современно».

28 октября 1931 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило епископа Августина к трем годам заключения в концлагерь.

Тюрьма в Сызрани находилась далеко за городом. Во все время следствия заключенных водили на общественные работы в поле. Когда дети епископа приехали в Сызрань, верующие старались устроить им свидание с отцом, но это не удалось, так как к охраняемой вооруженным конвоем колонне заключенных никому не давали приблизиться. После того как приговор был объявлен, власти разрешили общее пятнадцатиминутное свидание. Детей завели в комнату свиданий. Загремели засовы, и заключенных ввели в комнату. Епископ Августин вышел спокойный, улыбающийся, только по бледности лица можно было судить о тяжести заключения. Разговаривать среди общего шума было трудно, но дети и тому были рады, что видят перед собой отца. Вспоминая впоследствии этот период своей жизни, дочери поняли, какую великую веру в Бога имел их отец. «За молитвы праведника Бог не оставил нас и мы не пропали. Около нас всегда были добрые люди», — говорили они.
По окончании срока заключения, в 1934 году, преосвященный Августин был назначен епископом Калужским и Боровским.

2 апреля 1936 года он был возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному его служению, несмотря на гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Воскресение Христово осознавалось реальнее и ближе всех событий мира сего, перед ним отступал и рассеивался тяжелый мрак, окутавший тогда многие сферы жизни народа.
Накануне праздника Рождества Богородицы, 20 сентября 1937 года, архиепископ Августин был арестован. 19 ноября 1937 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. 21 ноября дочь архиепископа Нину вызвали в НКВД и стали спрашивать, кто бывал у владыки. Допрос длился долго, но ни к чему не привел. Заметив, что Нина увидела стоявший в углу посох владыки, следователь сказал: «Возьмите его, он ему больше не понадобится». Затем подписал пропуск на выход из здания НКВД и сказал, чтобы она принесла отцу чистое белье. На вопрос, что будет с владыкой, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите».

На следующий день она передала отцу чистое белье. Архиепископ Августин был расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

Епископ Августин и иподиакон Борис Семенов в ссылке в Средней Азии. Текст на обороте фото: «Этот снимок сделан был одновременно с домовой моей церковью, Вам послал уже прошлым летом. Мы за обедом. Кот сидит, глаза прищуря, – не интересен ему монашеский обед. И фрукты его не соблазняют. Посмотрите-ка на нас, как мы летом. Сидим на террасе».

 

 

http://www.foma.ru/article/index.php?news=6364