Единственную картину Караваджо, хранящуюся в мадридском Прадо, отреставрировали
МАДРИД. Единственную картину Караваджо, хранящуюся в Прадо, отреставрировали. Картина «Давид и Голиаф» вновь открылась зрителям во всем своем великолепии, сообщило информационное агентство ANSA.
С годами слой грязи и окисленных слоев фактически скрыл некоторые из наиболее важных элементов картины «Давид и Голиаф», которая, как считают, была написана в юношеский период жизни Микеланджело Меризи, более известного как Караваджо (около 1600 г.).
Ухудшение состояния шедевра привело к необходимости восстановить картину, единственную картину ломбардского гения, хранящуюся в знаменитом мадридском музее.
Теперь, после трех с половиной месяцев напряженной работы, спонсируемой Фондом Ибердрола, картиа вернулась в экспозицию в своем первозданном виде.
По мнению специалистов Прадо, одним из важнейших аспектов картины является та изысканная игра контрастов между светлыми тонами и темными областями, которая делает художественную манеру Караваджо легко узнаваемой.
Но замысел художника, по мнению реставратора музея Альмудены Санчес, остался частично утерянным. «Мы получили лишь искаженное изображение», — говорит он.
Поэтому в ходе реставрационных работ «Давида и Голиафа» Санчес попытался восстановить «исходную светотень», стремясь «устранить оптический барьер», из-за которого картина потеряла свой первоначальный блеск.
В результате, как добавляет руководитель отдела итальянской и французской живописи Прадо до 1800 года Давид Гарсиа Куэто, теперь «пространство и легкость фигур понятны гораздо лучше», в том числе такие детали, как «нюансы, кожа, волосы» и «у главного героя Давида», и «у великана Голиафа».
Кроме того, рентгеновский снимок, сделанный на предварительных этапах реставрации, выявил наброски, сделанные Караваджо на этапе разработки картины, которые затем остались скрытыми под последним слоем краски.
Проведенная работа удовлетворила директора музея Прадо Мигеля Фаломира. «Это картина с очень мощной способностью привлекать внимание тех, кто стоит перед ней», — комментирует он, — «и теперь она вернулась во всем своем великолепии».
Руководители мадридского музея также реконструировали зал, в котором выставлена картина. Цель этого, как объяснил ANSA сам Гарсия Куэто, состоит в том, чтобы еще больше подчеркнуть «диалог вокруг стиля, исходящего от Меризи за пределы национальных границ» и развившегося в натурализме как европейское течение. В результате можно созерцать произведения «итальянских, французских, испанских, фламандских и голландских художников, разделявших эстетический принцип» Караваджо.
Относительно самого «Давида и Голиафа» знаток итальянской и французской живописи утверждает, что это «глубоко экспериментальное и современное произведение», которое «ломает иконографическую традицию маньеризма», приближая представленную тему «к реальности» и «наполняя ее эмоциями».
В Испании работы Караваджо помимо Мадридского Прадо хранятся только в трёх музеях: одна картина выставлена в музее Тиссена, другая — в Галерее делле Коллециони, еще одна находится в музее Монсеррат в Каталонии. Судьба пятой в Испании картины, приписываемой Меризи, которая была обнаружена в Мадриде в 2021 году и в настоящее время находится в частном владении, до сих пор неясна.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии