Двоеверие. Диакон Павел Сержантов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Пророк Софония

Не такая уж редкая вещь двоеверие. Что такое двоеверие? Это когда в одной голове как-то уживаются две несовместимые веры: вера в Единого Бога и языческие поверья. По нашим временам у массы людей в сознании много чего наперемешалось несообразного. И ничего, живут люди, не жалуются на путаницу в собственных мыслях.

С завидным постоянством приходится мне слышать от знакомых про двоеверие: «Общаешься-общаешься с православным вроде бы человеком – и вдруг нечаянно оказывается, что он признает переселение душ. Представляете? Я-то понимаю, что с Православием подобная вера в переселяющиеся души никак не вяжется. И всё же ума не приложу, как убедить его, бедолагу, держаться веры Божией и забыть популярные языческие доктрины!»

Особенно пышным цветом двоеверие расцветает в эпоху больших перемен в жизни народа. Эпоха смятения в умах, понятно. Мы читаем о двоеверии в древнем Израиле, в средневековой Руси… В истории Ветхого Завета тоже было много двоеверия, с ним настойчиво сражались пророки Божии: Моисей, Илия, Софония…

Особенно пышным цветом двоеверие расцветает в эпоху больших перемен в жизни народа

Святой пророк Софония жил при царе Иосии. С этого исторического факта и начинается его книга. Царь Иосия прославился борьбой за чистоту веры в Единого Бога, искоренял языческие культы. Казалось бы, какое замечательное совпадение: Софонии легче было действовать при государственной поддержке. Не было легче. Не было никакой поддержки от царя. Историки пишут, что пророк проповедовал до всей этой борьбы с язычеством. Пророк делал свое славное дело, когда Иосия был еще малолетним и страной правили регенты вместо него. У регентов не было этой Иосиевой ревности по Боге.

В стране царили временщики, царило двоеверие. Поклонение Господу, правда, сохранялось, Храм в Иерусалиме действовал, но большую силу набрали языческие влияния из Ассирии. Что за влияния были? Язычество проявлялось в служении воинству небесному, то есть звездам. Звездный культ на протяжении тысячелетий демонстрирует удивительную живучесть. И поныне служение воинству небесному совершают астрологи, только теперь они облекают свое религиозное служение в ризы науки. Помимо поклонения звездным духам в Израиле тех времен было и нечто совсем ужасное – есть свидетельства о человеческих жертвоприношениях. То есть языческие влияния на народ Божий зашли совсем далеко – слишком далеко.

Пророк Софония. 1408 или 1410-е. Даниил, Андрей Рублёв и мастерская (?). Из иконостаса Успенского собора Владимира. ГРМ.

Вот в какую пору возвысил свой боговдохновенный голос пророк Софония. В великом городе, в котором проповедовал Софония, бросалось в глаза двоеверие и нечестие. Прочтем, как описывает эту печальную картину пророк: «Горе городу нечистому… Не слушает голоса, не принимает наставления, на Господа не уповает, к Богу своему не приближается. Князья его посреди него – рыкающие львы, судьи его – вечерние волки, не оставляющие до утра ни одной кости. Пророки его – люди легкомысленные (πνευματοφόροι), вероломные; священники его оскверняют святыню,попирают закон. Господь праведен посреди него… каждое утро являет суд Свой неизменно; но беззаконник не знает стыда» (Соф. 3: 1–5).

Народу пророк Софония возвестил неприятную правду: грядут бедствия. Земля оскудеет, люди встанут лицом к лицу с великим наказанием Господним – наступает день гнева Божия (см.: Соф. 1: 2–7). За нечестие идет наказание от Бога. Каждый в этот день сам решит свою судьбу. Найдутся и те, которые во время наказания будут по-прежнему рассчитывать на то, что всё еще обойдется, они переживут тяжелые времена и снова наладят для себя красивую жизнь. К тем, кто «величается серебром», пророк обращает призыв образумиться: «Ни серебро их, ни золото их не может спасти их в день гнева Господа» (Соф. 1: 18). Одним словом, на свои ресурсы надежды нет. Значит ли это, что надежды нет совсем? Господь дает людям надежду.

Пророк Софония возвестил неприятную правду: грядут бедствия. За нечестие идет наказание от Бога

Даже к людям, закосневшим во зле, Господь идет навстречу: «Убойтеся Мене и примите наказание, и не имате потребитися» («Φοβεῖσθέμε καὶδέξασθε παιδείαν,καὶοὐμὴἐξολοθρευθῆτε». – Соф. 3: 7). Если народ смирится и примет заслуженноенаказание, не будет роптать на скорби, если очистит землю от идолов, то страх Божий вселится в сердца людей, дабы сохранять их от нечестия, и дочь Иерусалима преисполнится радостью (см.: Соф. 3: 14).

Наказание постигнет не только народ Божий, но и соседние народы, которые его притесняли и уводили с пути Божия. А после наказания те люди, которые смирятся под руку Божию, вкусят благословение и радость. И радость эта распространится от Иерусалима до конца земли, в ней будут участвовать люди со всего света. Вот радость: Господь искупил людей Своих от их могущественных врагов, Господь выручает людей, не хочет их погибели. И даже скорбное время наказания оказывается частью спасительных действий Господа.

Двоеверие можно преодолеть. Можно вытеснить его на далекую-далекую периферию народной жизни, сделать двоеверие – явлением редким. Да так в древней истории и получалось. Царь Иосия много для этого сделал. Вся его масштабная борьба против двоеверия была в чем-то подготовлена, и, как выясняется, подготовкой занимался пророк Софония.

http://www.pravoslavie.ru/put/66673.htm