Две встречи у источника. Священник Андрей Мизюк

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

В первые две недели мая — 4-ю и 5-ю недели по Пасхе — Православная Церковь вспоминает в воскресных евангельских чтениях исцеление расслабленного и встречу Христа с самарянкой. Две встречи у источника… Одна — как явное и яркое чудо, как награда за долготерпение, как освобождение от давнего плена. Вторая — такая же долгожданная, как восход солнца после мучительной ночи, когда уставшее от прежней греховной жизни сердце обретает радость о том, что у Отца Небесного нет отверженных Им и нет чужих. Две встречи с Господом — какие же они похожие и разные…

Часть евангельского эпизода о расслабленном мы не случайно слышим каждый раз на чине малого освящения воды. Есть же в Иерусалиме у Овечьих[ворот] купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов. В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды. Ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил [в нее] по возмущении воды, тот выздоравливал, какой бы ни был одержим болезнью(Ин. 5, 2–4). Расслабленный, о котором повествует евангелист, в течение почти сорока лет находился возле купели и никак не мог в нее попасть — всегда оказывался кто-то, кто его опережал, а человека, который мог бы ему помочь, не было. На простой вопрос Христа — хочешь ли быть здоров? (Ин. 5, 7) — он отвечает утвердительно, и Спаситель исцеляет его. А при следующей встрече напоминает ему о том, что источник всех наших болезней — грех, и дает напутствие больше не грешить, во избежание худшего.

Как писал святитель Лука (Войно-Ясенецкий), купель Вифезда, что по-еврейски значит «Дом милосердия», есть «образ мира нашего. Разве нет в нем огромного количества таких же больных телом, какие лежали в купели у Овечьих ворот: хромых, увечных, слепых, иссохших и недвижимых?». Но не только о телесных болезнях здесь речь. Приходя в храм, мы ищем у Бога ответы на наши болезненные и острые вопросы — ответы, которые сами себе дать не в силах, потому что хромы, увечны, слепы и иссохли душой. И потому всякий раз, читая или слушая этот отрывок, мы призваны Господом посмотреть на себя самих. Кстати, с той ли частотой, как три недели назад, мы произносим теперь «Христос воскресе!», встречаясь с кем-то из ближних? Скорее всего, нет: пасхальный период едва перешел за половину, а нас уже настигли будни. Будни с прежними грехами, причиной которых как раз таки и является наша расслабленность…

Наверное, каждому из нас так или иначе знакомо досадное чувство, возникающее, когда после тщательной подготовки, говения, искренней исповеди и Причастия мы спустя короткое время вновь вкушаем горечь тех же самых грехов, с которыми совсем недавно были готовы самым решительным образом порвать. Осуждение, гнев, раздражительность, мечтательность, празднословие — всего-то пару часов назад мы слышали над всем этим слова «прощаю и разрешаю», и вот опять… Что с нами происходит, куда улетучивается бдительность, способность к самосохранению? Вот они — первые счастливые шаги от Чаши, радость и необыкновенная легкость, желание любить весь мир. И, оказывается, на этих самых шагах мы и оступаемся. Мы забываемся и забываем — о себе таких, какими мы были до Чаши, до исповеди, во грехе и разладе. И вот — печальный возврат. Может быть, в этом евангельском отрывке на водосвятии есть для нас важное напоминание, и его необходимо как можно чаще перечитывать вновь?..

Мы живем так, словно у нас в запасе несколько веков счастья и точная дата смерти в блокноте. Перед ней мы и успеем покаяться, а до того — время благоденствия. Мы не замечаем своих поступков, не следим за своими словами и уж тем более мыслями. В действительности мы ничего не запоминаем о себе в состоянии греха. Поэтому Господь и говорит исцелившемуся расслабленному:Вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже (Ин. 5, 14). И через Евангелие эти слова Господа обращены ко всем нам. Святитель Иоанн Златоуст предостерегал: «Недостоин прощения тот, кто по причащении снова согрешает; недостоин здоровья тот, кто по исцелении снова сам себе причиняет раны; недостоин очищения тот, кто по очищении снова оскверняет себя». Не мы ли, исцелившись, с упорством продолжаем разрушать и без того хрупкое устроение своей души?

По словам апостола Петра, если избежавшие скверн мира чрез познание Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа опять запутываются в них и побеждаются ими, то последнее бывает для таковых хуже первого (2 Пет. 2, 20). И поэтому чувство покаяния, осознания своей греховности не должно уйти от нас с легкостью, обретаемой после Причастия. Господь простил нам грехи, освободил от болезни, и в благодарность мы должны помыслить о том, о чем говорил апостол Павел: Я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен (2 Кор. 12, 9–10). Знающий свои немощи не надмевается, а ищет Истину и находит — быть может, так, как нашла ее евангельская самарянка.

Простая женщина, родом из самарийского города Сихарь, пришла за водой к колодцу, выкопанному внуком Авраама, Иаковом, и вдруг обрела Мессию. Простой разговор, без чудес и знамений, но этой недолгой встречей начинается путь удивительной святой, которая, восприняв Свет, сама стала светом для других. Церковное Предание сохранило и ее имя — Фотиния. Та сердечная чистота и любознательность, с которой самарянка общается со Спасителем, становится благодатной почвой: Господь указывает на то, что истинно поклоняющиеся Ему будут поклоняться в духе и истине, и ее сердце готово к этой истине. Потому, наверное, Господь так легко и открывает ей Себя. Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все. Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою (Ин. 4, 25–26). Дав Подателю жизни воды колодезной, самарянка открывает для себя Источник вечной жизни. Искренность и вера самарянки, впитавшей слова Спасителя, была такова, что, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «она и водонос свой оставила. Так скоро она воду Христову предпочла колодезю Иаковлю, и верою, обнявшею ее сердце, возводится в звание апостола, учит и привлекает целый город».

Можем ли и мы, как эта самарянка, безропотно и со смирением подчиниться правде Божией, обличающей наши грехи, способны ли мы с таким же доверием положиться на Промысл Божий и поклониться Богу в духе и истине? Или же нам, как иудеям, мало свидетельства исцеленного расслабленного? Не случится ли так, что и для нас слова пророка Исайи — Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня (Ис.65, 1) — станут обличением…

Жизнь любого человека бесценна для Бога. Как нелегки и нерешительны наши шаги к Нему! Шаги по пути, который мог бы быть намного проще, если бы мы только поняли, что Бог первым вышел нас искать, и нет для Него ничего важнее в нас, чем наше сердце, сокрушенное и смиренное. Нет и не будет.

Фото из открытых интернет-источников

Газета «Православная вера» № 9 (533)

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/dve-vstrechi-u-istochnika