ДВЕ СВЯТЫЕ «КРАЯ БОЛОТ»: ПЕГА И ВЕНДРЕДА. Дмитрий Лапа
Изображение св. Пеги на витраже церкви св. Иоанна Крестителя в Питерборо, Кембриджшир (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Исторически в восточной части Англии находились англо-саксонские королевства Восточная Англия (East Anglia; нынешние графства Саффолк, Норфолк и частично Кембриджшир); Эссекс (Essex; графство Эссекс и часть нынешнего Лондона); маленькое королевство Линдси (Lindsey; на территории графства Линкольншир); и восточная часть большого королевства Мерсия (Mercia; теперь это регион Ист-Мидлендс). Значительная часть региона называлась Фенс (“Fens” ‒ «болота», «край болот»). Она представляла собой заболоченную низинную равнину площадью около 4000 квадратных километров, простиравшуюся примерно от залива Уош в Линкольншире на севере до Кембриджа на юге и Питерборо на западе (эти районы были осушены лишь в XVII веке).
Христианство появилось на этих землях в период римского владычества (I–IV века), а в «эпоху святых» восточная Англия породила таких прославленных угодников Божиих, как преподобный игумен Ботольф (Botolph), преподобная игумения Этельдреда (Etheldred), преподобный аскет-пустынник Гутлак (Guthlac), король-мученик Эдмунд (Edmund) и праведный Вальстан (Walstan). Здесь проповедовали великие миссионеры ‒ святитель Феликс Бургундец (Felix) и ирландец преподобный Фурсей (Fursey).
Икона прп. Гутлака
В этом регионе находятся такие важные духовные центры, как Бедфорд (Bedford), Бери-Сент-Эдмундс (Bury St Edmunds), Челмсфорд (Chelmsford), Кроуленд (Crowland), Или (Ely), Линкольн (Lincoln), Норидж (Norwich), Питерборо (Peterborough), Сент-Олбанс (St Albans), Уолзингем (Walsingham) и Уолтем (Waltham). Здесь было основано так много церквей, что графство Норфолк считается районом с самой высокой концентрацией храмов в мире! Восточная Англия ‒ это в основном плоские равнины, низины, полное отсутствие высоких холмов, протяженная береговая линия (регион омывается с востока Северным морем) и популярная среди отдыхающих сеть водных путей, особенно в национальном парке «Броудс». В средние века ведущей отраслью на востоке Англии было производство шерсти, а сегодня здесь развито сельское хозяйство и высшее образование ‒ всемирно известный Кембриджский университет расположен именно на востоке страны. Удивительные по красоте пейзажи Восточной Англии вдохновляли многих выдающихся живописцев ‒ Томаса Чёрчьярда, Томаса Гейнсборо, Джона Констебла и Альфреда Маннингса, а также писателей и поэтов. Вспомним двух святых жен, подвизавшихся в «краю болот» на востоке Англии в условиях, которые современному человеку кажутся немыслимо суровыми.
Преподобная Пега, пустынница Мерсийская
Память: 8/21 января
О жизни преподобной Пеги
Изображения Богородицы и св. Пеги на восточном витраже церкви в Пикерке, Кембриджшир (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Преподобная дева Пега была одной из многочисленных героических святых жен, вошедших в историю Англии до Нормандского завоевания. Она родилась в начале 670-х годов в королевской семье Мерсии и приходилась сестрой преподобному Гутлаку Кроулендскому (память:11/24 апреля), пятнадцать лет подвизавшемуся на маленьком островке в «краю болот», практически полностью окруженном непроходимыми топями. Как и ее брат, Пега решила посвятить свою жизнь служению Христу в целомудрии, молитве и аскетических подвигах. Большую часть сведений об этой святой можно узнать из «Жития святого Гутлака», написанного на латыни монахом Феликсом в VIII веке, а также из одной из двух поэм, посвященных Гутлаку (IX век) и версии его жития XI века на староанглийском языке.
Преподобная дева Пега была одной из многочисленных героических святых жен, вошедших в историю Англии до Нормандского завоевания
Сначала преподобная Пега жила рядом со своим святым братом на острове Кроуленд (тогда он назывался Кройленд: Crowland / Croyland) среди болот и помогала ему. Но однажды, когда она, видя суровые подвиги брата, посоветовала ему есть больше и не слишком изнурять себя, Гутлак попросил ее оставить его одного. По преданию, святая Пега устроила себе скромную отшельническую келью в нескольких милях от Гутлака и жила там как настоящая пустынница в постоянной молитве, посте и богомыслии. Все то время между братом и сестрой сохранялось молитвенное общение.
Наступил 714 год. Когда Гутлак понял, что час его перехода в вечность близок, он отправил к Пеге своего помощника священника Беккеля с просьбой устроить его похороны. На следующий день святая Пега отправилась к брату по реке Уэлленд (Welland), по пути исцелив слепого человека из Уисбича (Wisbech). Прибыв на Кроуленд, Пега нашла остров и келью Гутлака наполненными неземным благоуханием, сравнимым лишь с ароматом амброзии и меда. К тому времени Гутлак уже предал свой дух в руки Божии, причастившись Святых Христовых Таин. Следующие три дня сестра пела духовные гимны за упокой души любимого брата, а на третий день, как завещал покойный, вместе со священником они похоронили его тело в часовне на острове. От своего боголюбивого брата преподобная Пега унаследовала две святыни ‒ Псалтирь и бич для изгнания демонов (чудесно полученный им от самого апостола Варфоломея), которые она позже подарила Кроулендскому монастырю.
«Гутлаков свиток», миниатюра 16 (Пега перезахоранивает мощи Гутлака в саркофаг). Копия. Предоставила Dr Avril Lumley-Prior
Через год после кончины святого Гутлака, в 715 году, блаженная дева Пега решила переложить останки брата в новый гроб. В присутствии духовенства гробница была открыта, и все увидели совершенно нетленные мощи преподобного отца Гутлака. Святая Пега обернула тело брата в новый саван, а его гробницу поместили на почетное место.
По преданию, засвидетельствованному монахом и хронистом Ордериком Виталием (Ordericus Vitalis; ок. 1075 ‒ ок. 1142), автором «Церковной истории», святая Пега позднее совершила паломничество в Рим, где и преставилась ко Господу около 719 года, а ее мощи, прославившиеся своей чудодейственной силой, хранились в одной из римских церквей. Святая Пега упоминается в одной ранней английской литании. Писатель и историк монах Иоанн Вустерский (John of Worcester; + ок. 1140) в XII веке восхвалял добродетели святой Пеги, которую считал практически наставницей святого Гутлака.
Посмертное почитание
Изображение св. Пеги на витраже северного придела церкви в Пикерке, Кембриджшир (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Древние устные предания связывают преподобную Пегу с деревней Пикерк (“Peakirk”, что значит «церковь Пеги» ‒ название, очевидно, было дано датчанами, произносившими «kirk», а не «church») на территории нынешнего Кембриджшира в девяти километрах к юго-западу от Кроуленда и в девяти километрах к северо-западу от города Питерборо. Близость к Кроуленду и название деревни указывают на то, что отшельническая келья святой Пеги, должно быть, находилась в Пикерке. Чтобы память о святой пустыннице сохранялась на этом месте, в келье Пеги после ее кончины постоянно подвизались аскеты. Возможно, в X веке здесь появился небольшой монастырь, а в 1048 году он стал скитом или дочерней обителью Кроулендского монастыря, как утверждали некоторые летописцы. Вполне вероятно, что построенная здесь церковь до Нормандского завоевания имела статус «minster» (значимая церковь).
На месте предполагаемой кельи святой Пеги сейчас стоит деревенский домик в 150 метрах от приходской церкви, а раньше здесь жила община англиканских монахинь. Паломники (среди которых духовенство и верующие Румынской и Русской Церкви) ощущают на этом месте присутствие благодати Божией.
«Гутлаков свиток», миниатюра 15 (Пега садится в лодку, чтобы плыть в Кроуленд). Копия. Предоставила Dr Avril Lumley-Prior
Область, в которой преподобные Гутлак и Пега подвизались ради Христа, представляла собой обширную и опасную болотистую местность, с трясинами и топями, со сложной системой речек и каналов и редко встречающимися островками (по сути, остававшимися «сухими» невысокими холмами), зачастую заселенными разбойниками и демонами, куда лишь в определенное время года можно было добраться на лодке. Благодаря святым Гутлаку, Пеге и менее известным аскетам (таким, как святые Бода из Бодси (Boda of Bodsey); Эдвин из Хигни (Eadwin of Higney); Годрик и Трокен из Трокенхольта (Godric and Throcken of Throckenholt); Хуна из Чаттерис[1] (Huna of Chatteris); Танкред, Тортред и Това из Торни[2] (Tancred, Torthred and Tova of Thorney); а также пустынники на острове Ай (Eye) близ Питерборо, чьи имена до нас не дошли) все нечистые духи были изгнаны, и по их молитвам эти земли стали христианскими и благословенными; здесь англы ловили рыбу и дичь, находили хворост, сено для скота, использовали тростник как строительный материал, а на заселенных островках велось сельское хозяйство.
Посвященная преподобной Пеги часовня на территории аббатства упоминалась в 1434 году.
Церковь святой Пеги. «Камень сердца»
Высеченный «Камень сердца» в Пикерке, Кембриджшир (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Небольшая красивая деревня Пикерк славится своей средневековой англиканской приходской церковью ‒ единственной в мире, посвященной святой Пеге. Этот приход чтит ее память, устраивая престольный праздник и фестиваль святой Пеги (с 2017 года), исполняет посвященный ей гимн в первое воскресенье календарного Нового года, ближайшее к ее дню памяти. В этой церкви святая Пега изображена на восточном витраже начала XX века рядом с Пресвятой Богородицей; также имеется ее изображение на другом витраже в северном приделе, где она изображена на фоне болот с пролетающими мимо лебедями.
Средневековые фрески в церкви св. Пеги в Пикерке, Кембриджшир (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
В нефе и боковых приделах этой церкви сохранились редкие, уникальные фрески XIV века, обнаруженные под штукатуркой примерно в 1950 году. На них изображены три короля в великолепных одеждах, встречающих во время охоты трех скелетов, говорящих им: «Вы станете такими же, как мы»; пара сплетничающих женщин, на плечах у которых сидит сатана и сталкивает их лбами; святой мученик Христофор; святой Лонгин Сотник, пронзающий ребра Иисуса Христа и исцеленный от слепоты; сцены, связанные со Страстями и Погребением Христа.
Сокровищем церкви является «камень сердца», ранее считавшийся фрагментом реликвария, в котором, возможно, когда-то хранилось сердце святой Пеги
Любопытным сокровищем церкви является «камень сердца» (как его окрестили), ранее считавшийся фрагментом реликвария, в котором когда-то могло храниться настоящее сердце святой Пеги, привезенное из Рима на ее родину. Ныне этот камень XIII века выставлен в южном приделе. После Реформации радикальные протестанты, по всей вероятности, разбили половину этой скульптуры, а ее верхняя часть была утеряна. Сегодня эксперты считают, что, скорее всего, это часть каменной крышки гроба, на которой была высечена фигура человека, сложившего руки в молитве на груди. Похожие «камни сердца» были также обнаружены в церквях в Хамблтоне (Hambleton) графства Ратленд и в Яксли (Yaxley) графства Кембриджшир, где было найдено настоящее человеческое сердце после того, как древний камень был снят со стены храма.
Церковь св. Пеги в Пикерке, Кембриджшир (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Самые ранние части церкви святой Пеги относятся к позднему англо-саксонскому периоду. Впервые она была упомянута монахом и историком аббатства Питерборо Гуго Кандидом Простодушным (Hugh Candidus; ок. 1095 ‒ ок. 1160) примерно в 1146 году. В средние века храм святой Пеги считался значимым, хотя он был освящен в честь всех святых, а нынешнее посвящение получил после Реформации. Церковь маленькая, но с особой атмосферой, и ее сегодня снова посещают паломники. Она состоит из алтарной части, нефа, северного и южного приделов и северной часовни с витражом преподобного Гутлака.
Икона прп. Этельдреды
Одна из приходских церквей города Питерборо посвящена святому Иоанну Крестителю. В этой церкви находится большое количество витражей, некоторым из которых 150 лет. Среди ранних святых, изображенных на них, ‒ Айдан Линдисфарнский (Aidan), Альбан Веруламский (Alban), Августин Кентерберийский (Augustine), Беда Досточтимый (Bede), Бега Копеландская (Bega), Вонифатий Майнцский (Boniface), Этельдреда Илийская, Георгий Победоносец, Гутлак и Пега (в южном приделе).
Сохранилась настоящая «жемчужина» XII века под названием «Гутлаков свиток», изображающий жизнь святого Гутлака на 18-ти миниатюрах на пергаменте, две из которых изображают святую Пегу, плывущую к Гутлаку перед его упокоением и организующую открытие его мощей. Оригинал хранится в Британской библиотеке, но есть копии в Кроулендском аббатстве и церкви святой Пеги.
Совсем недавно историк и прихожанка церкви святой Пеги Аврил Ламли Прайор обнаружила в ризнице храма предполагаемую бывшую келью позднесредневекового затворника (или затворницы) с маленьким смотровым окошком над престолом, через которое он мог наблюдать за совершением мессы. Это свидетельствует о том, что спустя много столетий после смерти Пеги безымянная подвижница стремилась подражать подвигу своей ранней предшественницы.
Святая Вендреда Марчская
О жизни святой Вендреды. Обращение короля Кнуда
Витраж в церкви г. Марч. Слева направо ‒ св. Этельдреда, архангел Михаил и св. Вендреда (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Хотя о святой Вендреде (Wendreda, Wynthryth) сохранилось мало сведений, ее церковь в красивом торговом городке Марч (March) в Кембриджшире каждый год принимает множество туристов со всего мира. По преданию, Вендреда была родственницей преподобной Этельдреды Илийской и ее святых сестер, а также основательницей и первой игуменией монастыря на территории нынешнего города Марч в VII веке. Как и Или, в то время Марч был островком, окруженным болотами, изолированным, полузаросшим и опасным местом. Согласно устному преданию, святая Вендреда изучала целебные свойства трав и источников и использовала их для лечения больных людей, творя чудеса.
От ранней церкви на месте предполагаемого монастыря в Марче ничего не сохранилось, но в этом городе возвышается великолепная англиканская приходская церковь XIV века, посвященная святой Вендреде. В X веке ее мощи были перенесены из Марча игуменом Эльсином Илийским в монастырскую церковь города Или (ныне Илийский кафедральный собор). Там ее мощи были помещены в золотую раку и хранились рядом с мощами святой Этельдреды. Интересно, что 18 октября 1016 года король Англии Эдмунд Железный Бок (Edmund Ironside; правил с апреля по ноябрь 1016 г.) взял мощи святой Вендреды с собой в битву при Ассандуне с датчанином Кнудом Великим (Canute the Great; будущим королем Англии (1017‒1035), Дании и Норвегии, который примет христианство и будет поддерживать Церковь), который захватил их и позже с благоговением передал Кентерберийскому собору. Хотя утверждение о том, что Кнуд обратился в христианскую веру исключительно благодаря вмешательству святой Вендреды, является преувеличением, этот король в 1020 году построил церковь в честь апостола Андрея в Ашингдоне (Ashingdon; нынешнее название того места) в Эссексе, где он выиграл ту судьбоносную битву, и она стоит там по сей день!
Святая Вендреда изучала целебные свойства трав и источников и использовала их для лечения больных людей, творя чудеса
В XIV веке мощи святой Вендреды были возвращены из Кентербери в Марч, где их почитание продолжалось до Реформации, от них происходили многочисленные чудеса. Хотя при короле Генрихе VIII (правил в 1509‒1547 гг.) ее рака была разрушена, нет никаких свидетельств об уничтожении мощей. Несколько лет назад историк, звонарь и автор более 120-ти книг Тревор Бевис (1930‒2021) предположил, что мощи святой Вендреды были спрятаны верующими Марча во время Реформации. Он заметил каменную плиту в стене южного придела рядом с витражом святой Вендреды, на котором все еще различима выцветшая буква «S». «S» может означать «Sancta», то есть «святая» на латыни, и указывать на тайное место ее захоронения, так как прихожане горячо любили святую игумению и чудотворицу.
Церковь св. Вендреды в г. Марч, Кембриджшир (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Святыни, связанные со святой Вендредой. 120 ангелов
Ангелы на потолке церкви св. Вендреды в Марче, Кембриджшир (любезно предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Сегодня церковь святой Вендреды в Марче особенно популярна благодаря 120-ти великолепным резным деревянным фигурам ангелов на потолке (ок. 1500 года). Это один из последних шедевров религиозного искусства Англии, созданных незадолго до кровавой Реформации. Такое необыкновенное собрание ангелов (а также 19-ти святых и мучеников) стало возможным благодаря прекрасному сводчатому балочному потолку церкви. Некоторые ангелы держат музыкальные инструменты, а некоторые ‒ фигурки святых. Купель относится к XII веку ‒ она даже старше церкви, как это часто бывает. В западной части нефа установлен памятник настоящему герою: 21-летнему Джиму Хокингу, пилоту-стажеру Королевских ВВС Австралии, который ценой собственной жизни спас город Марч от разрушения фашистами во время Второй мировой войны. Хотя другие святыни храма были уничтожены «реформаторами», ангелы чудом уцелели и продолжают украшать это святое место, привлекая множество гостей и паломников.
Илийский кафедральный собор, Кембриджшир
Святая основательница этой церкви тоже не забыта: маленькую деревянную фигуру Вендреды можно увидеть в дальнем левом углу под потолком у алтарной арки, хотя она едва заметна из-за порхающих ангелов. Святая представлена как игумения с голубями у ног, а перед ней такая же фигура святой Этельдреды. У церкви очень высокий шпиль, и в определенные дни года посетителям разрешается подняться на колокольню, чтобы полюбоваться окрестностями (в ясный день вдали виден Илийский собор). Церковь построена из камня, кремня и кирпича.
Возможно, эта святая также связана с деревней Экснинг (Exning) в графстве Саффолк, которая считается родиной святой Этельдреды. В деревне есть очень древний святой источник в честь «святой Миндреды» (Mindred), вода которого исцеляла и людей, и животных (помогала избавиться от жировиков и фурункулов). Некоторые считают, что «Миндреда» ‒ это искаженная форма имени «Вендреда». Тогда получается, что Вендреда является покровительницей источника. По преданию, святая основательница использовала этот источник для лечения людей и животных. Сегодня источник находится на частной территории и недоступен для паломников; до недавнего времени его вода использовалась лошадьми знаменитого ипподрома «Ньюмаркет».
Барельеф с изображением перенесения мощей св. Вендреды из Марча в Или, музей г. Марч, Кембриджшир (предоставила Dr Avril Lumley-Prior)
Также существует великолепный барельеф, изображающий перенесение мощей святой Вендреды из Марча в Или. Он был создан в 1960-х годах и ныне висит в музее города Марч.
На одном из многочисленных красивых витражей церкви святого Эдмунда в деревне Фриттон (Fritton) графства Норфолк изображена святая Вендреда.
Память этой святой также отмечается в Илийском кафедральном соборе.
Некоторые считают святую Вендреду покровительницей города Марч.
К сожалению, неизвестно, в какой день древняя Церковь праздновала память святой Вендреды. С недавнего времени живущие в Англии христиане чествуют ее 22 января.
Святые матери Пега и Вендреда, молите Бога о нас!
[1] Святой иеромонах Хуна (+ ок. 690; память: 13/26 февраля) сначала был духовником прп. Этельдреды в ее монастыре на о. Или. После смерти игуменьи в 679 г. он вел жизнь пустынника на островке близ нынешнего города Чаттерис в Кембриджшире, стяжав дар молитвы. После смерти Хуны на его могиле происходили чудеса, а позднее его мощи перенесли в Торни.
[2] Святые братья Танкред и Тортред и их сестра Това вели отшельническую жизнь в Торни нынешнего графства Кембриджшир, который тогда был островком (первая монашеская община на этом месте, возможно, была основана анахоретами в VII в.). Около 869 г. они были замучены язычниками-датчанами (их память отмечается 30 сентября/13 октября). Первоначальное название Торни ‒ «Анкариг», что значит «остров пустынников». В 972 г. в Торни был основан монастырь: его строителем был свт. Этельвольд Уинчестерский (Ethelwold), который примерно в то же время восстановил монастыри в Или и Питерборо (эти прославленные святые места, в которых сегодня высятся величественные кафедральные соборы, во времена свт. Этельвольда все еще представляли собой островки, окруженные непроходимыми топями). Свт. Этельвольд выстроил в Торни великолепную церковь с апсидой в частично византийском стиле и любил проводить время в обители в затворе и молитве в период Великого поста. Когда историк Уильям Мальмсберийский посещал монастырь Торни в первой половине XII в., он назвал это место «поистине райским». Впоследствии норманны выстроили на месте построенного свт. Этельвольдом монастыря огромное аббатство, освятив его в честь св. Марии (Пресвятой Богородицы) и св. Ботольфа. В этом аббатстве хранилось огромное количество мощей святых (как английских, так и подвизавшихся в других странах), среди которых братья-миссионеры прп. Ботольф и Адольф, прп. Бенедикт Бископ и прп. Кисса Кроулендский. Сегодня от древнего монастыря сохранилась лишь большая церковь свв. Марии и Ботольфа, являющаяся лишь частью нефа первоначальной церкви! «Реформаторы» уничтожили практически все реликвии, которые только могли. Каким-то чудом сохранились старинные витражи, изображающие события, связанные со Страстями, смертью и Воскресением Христа, а также 9 средневековых статуй на фасаде. В Торни также действует интересный музей.
Примечательно, что это далеко не все значимые святые места на территории бывшего «края болот»! Упомянем также прославленное аббатство Рамси (Ramsey), первоначально расположенное на островке. Первую общину на его месте основал свт. Освальд Вустерский в 969 году. Монастырскую школу в Рамси в том же веке учредил святой и ученый игумен Аббон Флёрийский (Abbo of Fleury) из Франции: он занимался арифметикой, астрономией, философией, логикой, писал трактаты и составил свою версию жития мч. Эдмунда. В этой огромной обители хранились мощи страстотерпцев принцев Этельберта и Этельреда Кентских, а также свт. Феликса, апостола восточных англов. Сегодня от бывшего монастыря сохранился сторожевой дом, а рядом стоит построенная 840 лет назад самим монастырем городская церковь св. Томаса Бекета, в которой имеется большой витраж с изображением свв. Этельдреды и Феликса.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии