Две работы Колантонио пополнили коллекцию Музея Каподимонте
НЕАПОЛЬ. Два новых приобретения сделал музей Каподимонте и Реал Боско в Неаполе: это панели с изображениями францисканских блаженных Морико и Леоне, шедевры Колантонио, величайшего представителя неаполитанской живописи XV века, сообщило итальянское издание Finestre Sull Arte.
Музей Каподимонте и Реал Боско в Неаполе приветствует в своих коллекциях две драгоценные таблички с изображением францисканских блаженных Морико и Леоне, шедевров Колантонио, величайшего представителя неаполитанской живописи XV века и учителя Антонелло да Мессины.
Приобретенные Министерством культуры (Главное управление архитектуры, изящных искусств и ландшафта), эти работы теперь становятся частью коллекции знаменитого неаполитанского музея, таким образом присоединяясь к двум прославленным великим работам Колантонио, уже являющимся частью наследия Каподимонте: «Святой Иероним в своем кабинете» и «Святой Франциск, передающий устав монахам и кларискам».
Эти картины, наряду с десятью францисканскими блаженными, изображенными на боковых столбах, были частью монументального алтаря, первоначально помещенного в капелле Святого Иеронима в церкви Сан-Лоренцо Маджоре в Неаполе.
Расчленение полиптиха произошло около 1639 года: «Святой Иероним» был перемещен в церковную ризницу, а «Святой Франциск» стал алтарным образом для барочной часовни.
С упразднением монашеских орденов Наполеоном «Святой Иероним» поступил в Музей Каподимонте в 1808 году, а затем и «Святой Франциск» в 1922 году. Панели с блаженными францисканцами тогда же попали в руки частных коллекционеров .
Две картины с изображениями «беатини» - блаженных – будут выставлены на обозрение с 13 декабря в зале 67, рядом со «Святым Иеронимом». С другой стороны, «Святой Франциск» в настоящее время реставрируется в рамках проекта реституции Intesa Sanpaolo.
На сегодняшний день из десяти идентифицированных панелей алтаря из Сан-Лоренцо Маджоре восемь все еще находятся в частных коллекциях. К ним относятся «Блаженные Пьетро, Гальбацио, Сильвестро, Раниеро и Маффео» в коллекции Чини в Венеции; «Блаженный Эджидио» в Фонде Лонги во Флоренции; «Блаженный Джованни» в Музее Моранди в Болонье; и «Блаженный Леонардо» в частной коллекции в Нью-Йорке.
Колантонио, работавший в Неаполе при Арагонской династии, обучался под сильным влиянием фламандской живописи, чему способствовало присутствие короля Ренато Анжуйского и фламандских художников, таких как Ян ван Эйк и Рогир ван дер Вейден.
Большой полиптих для Сан-Лоренцо-Маджоре, созданный около 1444-45 годов для короля Альфонсо Великодушного, представляет собой одну из самых значительных работ Колантонио, поскольку он подчеркивает слияние фламандской традиции и средиземноморской культуры.
В своей мастерской Колантонио имел многих учеников, самым знаменитым из них стал впоследствии Антонелло да Мессина, который, по мнению некоторых ученых, мог сотрудничать с учителем при написании створок с изображениями францисканских блаженных.
Помимо «Святого Иеронима» и «Святого Франциска», в Каподимонте хранятся еще две важные работы Колантонио: «Снятие с креста» (около 1455 г.) из Сан Доменико Маджоре и полиптих Святого Винсента Феррера (1456–1457 гг.), написанный для Сан Пьетро Мартире.
«Мы благодарим Министерство культуры за это важное приобретение, цель которого — воссоздать в Каподимонте, насколько это возможно, алтарную картину Сан-Лоренцо Маджоре неаполитанского художника Колантонио, безусловного героя живописи времен Ренато Анжуйского (1438-1442 гг.) и Альфонсо Великодушного (1442-1458 гг.)», — сказал директор музея Каподимонте Эйке Шмидт. – «Мы намерены все больше и больше развивать изучение искусства юга 1400-х годов, когда дворы с европейским размахом, сначала французский анжуйский, а затем испанский арагонский, объединили фламандское Возрождение с центрально-итальянским, Прованс и Бургундию с Испанией, создав из Неаполя средиземноморское культурное единство».
* * *
Колантонио, собственно Никколо Антонио родился в 1420 году в Неаполе.
Сведений о его жизни сохранилось крайне мало. Колантонио работал в Неаполе между 1440 и 1460 годами. Ему оказывал покровительство Рене Добрый Анжуйский, который правил Неаполем между 1438 и 1442 годами. Его последний зарегистрированный заказ исходил от королевы Изабеллы в 1460 году. Источники сообщают, что художник умер молодым около 1460 года.
За пределами Неаполя Колантонио известен главным образом тем, что был учителем сицилийца Антонелло да Мессина, который распространил элементы своего стиля и северной техники масляной живописи в иные регионы Италии. Другим учеником Колантонио был Анджиоло Франко из Неаполя. Выдающийся испанский художник Педро Берругете, возможно, также был его учеником.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии