Две опасности для восходящих на Фавор

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

19 августа — Преображение Господне

Праздник Преображения — праздник Богоявления, праздник явления Божией любви к человеку. Любви Бога Отца: «ибо так возлюбил Бог мир, что послал Сына Своего Единородного, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную». И любви Сына Божия — Господа Иисуса Христа, Который так возлюбил Своих друзей, что жизнь Свою отдает за них. И любви Духа Святого, Который любовью Своей, как облаком, покрывает Христа и Его учеников.
 
Но только тот, кто видит в этом благодатном свете весь мрак того часа, когда солнце померкло, когда Господь от лица каждого из людей, потерявших этот свет жизни, возопил: «Боже, Боже Мой, зачем Ты Меня оставил!» — только такой человек может узнать тайну Бога, явившегося в мир, «Света от Света, Бога истинна от Бога истинна», и истинного человека, распятого при Понтийском Пилате. Только тот, кто видит Христа во плоти, как ученики Его видят, может увидеть Его в Божественной славе.
 
Как можем мы видеть Его во плоти сейчас? Увидеть Христа во плоти сейчас — значит помнить о том, что Он совершил, живя здесь, на земле, как человек. Как Он скорбел, как Он трудился, как плакал, как изнемогал в Своих трудах, для того, чтобы до всех людей донести слово спасения. Познать Христа, живущего во плоти, значит быть причастным Его земной жизни.
 
Мрак сегодня в мире как никогда велик, оттого что не знают Христа во плоти и не могут поэтому знать Его славу. Все ложные духовности, все ложные религии, все ложные, прелестные духовные состояния, все беды, все войны — всегда связаны именно с этим. Люди не знают Христа, пришедшего во плоти, и хотят сразу знать Его славу, Его благодать. Но это невозможно.
 
Знание Христа во плоти, знание того, что Он был плотью Своею распят на Кресте, предполагает нашу готовность к такому служению Богу, которое открывается нам Его Преображением. В день Крещения, когда была показана тайна Пресвятой Троицы, Господь вышел на проповедь, на общественное служение миру. А в праздник Преображения это явление Пресвятой Троицы означает Его путь к Иерусалиму, ко Кресту. И каждый, кто хочет знать Христа во плоти и хочет приобщиться Его славе, должен устремляться по тому пути, который предлагает Господь. Должен взять крест свой и следовать за Господом.
 
Есть две опасности. Одна — теплохладности и уныния, когда мы привыкаем к христианству, когда забываем, что весь смысл нашей жизни заключается в том, чтобы узнать славу Христову. И вторая опасность — когда мы не помним о том, какой ценой дается эта слава. Есть опасность привыкнуть к такому будничному серому христианству, когда мы перестаем понимать, что является сердцем жизни нашей, где солнце ее. И есть опасность желать сразу благодати, минуя этот крестный, скорбный, будничный, неприметный, каждодневный труд, который Господь предлагает всем нам.
 
Господь преобразился Своим пречистым Телом пред святыми учениками и апостолами. И одежда Его стала светлой, как снег, как свет. И это значит, что все, что касается нашей жизни — не только материя нашего тела, но и материя обычной ткани, — может быть исполнена светом Христовым. Самые обычные, будничные наши дела могут быть наполнены благодатью Божией. И она присутствует, когда мы смиренно несем свой крест, помня о той славе, к которой призывает нас Господь.
 
В праздник Преображения Господня услышим слова Спасителя, услышим голос Церкви, которая говорит нам о том, что ученики Христовы «когда узрят Его распинаема, страдание уразумеют вольное». Нам нужно понять, что свет Христов дается исполнением заповедей Христовых, и всякий раз это стоит страдания, пролития крови. Это должно стать вольным нашим страданием, чтобы мы не держались за обманчивую сладость и серое благополучие этого мира, чтобы вольно жертвовали всем, даже, если потребуется, жизнью своей, чтобы обрести свет благодати Христовой.
 
Дай Бог, чтобы это исполнялось со всеми нами! И чтобы люди, видя вольное наше страдание ради заповедей Божиих, ради того, что дорог нам Христос и дороги наши ближние, понимали, что есть другая жизнь, есть другая красота и высшая правда, для которой создан всякий человек. «Так да светит свет наш пред людьми, чтобы они, видя добрые наши дела, прославляли Отца, Который на небесах» (Мф. 5, 16).
 
Вот наш праздник Преображения Господня. Каждый, кого касается сегодня благодать, невольно говорит вместе с апостолом Петром: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Господи, хорошо нам быть с Тобой всегда, и в радости, и в скорби, потому что скорбь открывает еще большую радость, еще большую глубину пребывания с Тобой. И плохо нам, Господи, без Тебя, чем бы мы ни обладали, какие бы радости ни были у нас, какой бы сладостью греховной ни помрачался духовный наш разум. Уныние и отчаяние подступают к нам.
 
Святая Церковь являет нам сегодняшним праздником радость, которая выходит за пределы этого мира. Она дается нам уже здесь и сейчас, но она свидетельствует о конце истории, о Втором Пришествии Христовом. И чем больше мрак в окружающей нас жизни, чем темнее ночь греха, тем больше стремится душа, любящая Господа, к свету Его — в чаянии Второго Его Пришествия, когда Он грядет со славой, предваряемой Крестом.
 
Протоиерей Александр Шаргунов