Две картины сиенского мастера начала XIV века Пьетро Лоренцетти обнаружены после столетия забвения
ПАРИЖ. Две картины известного сиенского мастера начала XIV века Пьетро Лоренцетти (всего в мире известно около 30 работ художника) 13 декабря 2023 года поступят на аукцион парижского аукциониста Тажана. По предварительным оценкам, их цена составит 2,8 миллиона долларов, сообщает ArtnetNews.
Картины появились оттуда, где они томились в безвестности с середины 19 века.
Пара работ Пьетро Лоренцетти — последнее открытие искусствоведа-детектива Эрика Тюркена, главы парижской фирмы Cabinet Turquin, специалиста по картинам старых мастеров, работающего в качестве независимого эксперта примерно в 350 международных аукционных домах. В прошлом году его описали как титана в этой области, который заново открыл ранее неизвестную работу Караваджо, после чего последовал, казалось бы, бесконечный парад находок старых мастеров.
Три других крупных ранних произведения Кватроченто были недавно проданы во Франции за многомиллионные цены после того, как их обнаружил Тюркен. В их число входит картина Чимабуэ «Осмеяние Христа», которую Лувр приобрел в этом месяце после того, как она была продана аукционистом Домиником Ле Коэном в Санлисе примерно за 26,5 миллионов долларов. Вскоре после этой продажи нью-йоркский Метрополитен-музей приобрел картину «Богоматерь с Младенцем на троне» (ок. 1350 г.), написанную «Мастером из Выши Брода» за 6,8 миллиона долларов. В 2022 году Artcurial продала небольшое панно Бернардо Дадди за 1,4 миллиона долларов.
Что касается Пьетро Лоренцетти, то о жизни этого сиенского художника известно немногое. Вероятно, он был учеником Дуччо. Работал в Сиене в 1306–1345 годах и, вероятно, умер от чумы в 1348 году. Его младший брат Амброджо также был художником, и они оба привнесли некоторый натурализм в «мистическое» сиенское искусство.
Работы Пьетро Лоренцетти находятся в таких коллекциях, как Галерея Уффици во Флоренции, Парижский Лувр, Метрополитен-музей в Нью-Йорке и Национальная галерея искусств в Вашингтоне.
Два вновь открытых панно – фрагменты большого алтаря, которые изображают святых Сильвестра и Елену. Они происходят от потомков коллекционера XIX века Альфреда Раме, которые прочитали об открытиях Тюркена и отправили ему по электронной почте фотографии картин, спрашивая, могут ли они иметь какую-то ценность.
«Через несколько минут мы позвонили им», — сказал Тюркен. Раме приобрел их из неизвестного источника в Париже в 1860 году. Его потомки сохранили эти картины, которые, вероятно, были частью более крупного алтаря, разделенного на фрагменты в XIX веке.
«Святой Сильвестр» оценивается в 1,5–2 миллиона евро (около 1,6–2,2 миллиона долларов), а образ святой Елены оценивается в 400 000–600 000 евро (около 437 000–656 000 долларов США). Расхождение между оценками объясняется разным состоянием двух панелей.
Начиная с 1995 года на аукцион выставили только девять работ художника. Его текущий аукционный рекорд составляет 8 миллионов долларов, установленный картиной «Христос между святыми Петром и Павлом» на лондонском аукционе Christie's в 2012 году, что намного превысило его предварительную (и тоже весьма высокую оценку) в 2,4 миллиона долларов.
Последней продажей стала приписываемая ему работа «Богоматерь с Младенцем на троне, святой Екатериной Александрийской и святым Иоанном Крестителем», которая в 2021 году была продана на лондонском аукционе Sotheby's за довольно низкую цену – примерно 80 000 долларов, то есть в пределах эстимейта.
«Я никогда не думал, что смогу найти Лоренцетти, а иметь две большие панели в хорошем состоянии — это больше, чем привилегия, это подарок Провидения», — сказал Тюркен.
Поскольку панно Лоренцетти так редко выставляются на аукционы, говорит Тюркен, ему не на чем основывать свои предложения по ценам, и поэтому он сказал бы, что оценки занижены.
«Это действительно открытие», — сказал Тюркен. — «Они были абсолютно никому не известны, даже владельцам. Они понятия не имели, что это ранние сиенцы».
Святой Сильвестр был папой Римским с 314 по 335 год, во время правления императора Константина I, управляя Римской Церковью в переломный момент истории Христианства.
Святая Елена была императрицей, которая обратилась в Христианство и работала над распространением Христианской веры. Ее сыном был св. император Константин Великий. По преданию, Елена обрела истинный крест Христа.
«Святой Сильвестр был Папой, а значит, он был человеком огромной власти», — сказал Тюркен. «У него была армия, он мог печатать деньги». — отметил Тюркен, чье представление о папстве 4 века явно носит фантастический характер.
«Но он был принципиальным человеком. Это то, что художник передал самым деликатным образом. Он смотрит вниз, а не лицом к вам, как должен делать правитель. Его руки скрещены очень скромно», — говорит Тюркен.
«Вот почему Лоренцетти так важен», — продолжил он. «Он писал картины примерно через 100 лет после смерти святого Франциска, который привнес человеческие чувства в религию. Такие художники, как Чимабуэ и Лоренцетти, привнесли это в свои картины. Он превратил иконы — жесткие и величественные, полные символической силы — в настоящие картины, которые волнуют, и именно поэтому они так дорого стоят. Они стоят у истоков западной живописи».
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии