ДВЕ БИБЛИИ — ДВА ПУТИ: ЗАЧЕМ СЕКТАНТЫ «ОБРЕЗАЛИ» ПИСАНИЕ?

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Если современный человек решил обратиться к Богу и стать христианином, то у него сразу же возникает вопрос: какой Библией следует пользоваться. Нужно ли безапелляционно отрицать неканонические книги, не вошедшие в так называемый «иудейский канон»?

Дьявольское искушение

Когда дьявол пытался искусить Христа в пустыне, то для пущей «убедительности» использовал Священное Писание: предлагал Сыну Божьему броситься с крыла храма, извращенно цитируя отрывок из 90 псалма (Мф. 4, 6).

Подобными сатанинскими приемами занимаются и земные последователи «отца лжи»: на словах называют себя христианами, а на деле пытаются «загнать» Библию в рамки своих (придуманных) течений, ересей и сект. У каждого из них — своя вера и свои заблуждения.

Многим из нас известны характерные случаи из жизни: на улице (или в метро) к прохожим подходит улыбающийся незнакомец и любезно предлагает «познакомиться» с Богом. При этом он, как правило, цитирует библейские отрывки.

К сожалению, многие верующие (в том числе и православные) далеко не всегда понимают, что новоиспеченный «ловец душ» пытается навязать не только свое толкование, но и «свое» Священное Писание: из текста Ветхого Завета протестанты бездумно (бесдумно?) «выбросили» неканонические книги, ошибочно считая их «апокрифическими» (т.е. тайными, а значит, и сомнительными). Хотя, как известно, апокрифы никогда не были частью Священного Писания.

Одним из свидетельств такого лукавого подхода является деятельность так называемого «тринитарного библейского общества» (активно снабжающего нас «своими» библиями): в «его» ветхозаветном списке насчитывается только 39 книг, т.е. на 11 меньше, чем у православных.

В чем причина? Как ни странно, в этом вопросе многие больше доверяют не Церкви Христовой, а… тем, которые Его отвергают как Бога! Да-да, баптисты, пятидесятники, харизматы, адвентисты (и прочие библейские «знатоки») опираются на иудаизм, т.е. на 24 иудейские книги, которые впоследствии были «разложены» на упомянутые 39 ветхозаветных книг. В итоге имеем то, что имеем: две Библии — два пути…

Септуагинта и Танах

Православное (святоотеческое) наследие базируется на Септуагинте — переводе 70-ти мудрецов (толковников). Речь идет о Священном Писании, сформированном и переведенном из древнееврейского на древнегреческий для иудеев Александрии, живших еще до Рождества Христова.

В Септуагинте имеются существенные отличия от позиции более поздних иудейских (масоретских) переписчиков, которые в период с VII по XI век после Рождества Христова занимались упорядочением Танаха — списка из 24 иудейских книг. Т.е. они корректировали и, по сути, канонизировали, творили свой список после окончательного разрыва иудаизма с христианством!

В греческом варианте (в отличие от иудейского) имеются дополнительные разделы. Так, в книге Есфирь есть дополнение к 10-й главе, а в книге Даниила — дополнительные 13-я и 14-я главы. Кроме того, в греческом варианте также традиционно включаются списки, которые иудейскими раввинами вообще не признаются: две книги Ездры (вторая и третья), Товита, Иудифи, Премудрости Иисуса, сына Сирахова, Премудрости Соломона, книга пророка Варуха, Послание Иеремии, а также три книги Маккавейские.

Древнеиудейский Танах содержит всего лишь 22 книги (39 книг — в христианской Библии), а православный Ветхий Завет — 50. Это связано с тем, что 11 библейских книг, написанных на греческом языке в IV-I вв. до Рождества Христова, иудейские раввины не признают.

«Главная проблема кроется не столько в разных вариантах ветхозаветного текста, сколько в попытке инославных исказить историю формирования Священного Писания»

Таким образом, в православной Библии насчитывается 77 книг (из них 50 ветхозаветных), а в протестантской — 66. Однако главная проблема кроется не столько в разных вариантах ветхозаветного текста, сколько в попытке инославных исказить историю формирования Священного Писания, используя свои еретические взгляды, в корне не соответствующие святоотеческому учению (а порой даже здравому смыслу).

Откуда взялся «канон Ездры»?

Само слово «канон» не еврейское, а греческое: оно означает совокупность норм и правил. Однако несмотря на это, протестанты придумали миф о так называемом «каноне Ездры»: по их версии, иудеи вроде бы полностью сформировали свой канон якобы еще во времена первосвященника Ездры (V-VI вв. до Рождества Христова), когда возвращались из вавилонского плена и воспроизводили свою государственность на основе закона Торы. И конечно же, такая необоснованная мысль порождает больше вопросов, чем ответов.

Во-первых, Ездра жил намного раньше, чем были зафиксированы списки ветхозаветных (канонических) книг, упоминаемых в церковной истории. Кроме того, православные имеют Септуагинту, появившуюся значительно позже. Поэтому если поверить в «канон Ездры» (якобы состоявший только из 24 иудейских книг), то непонятно: зачем же к этому «канону» сами иудеи, проживавшие в Александрии, добавили другие древнееврейские тексты, которые использовали при переводах на греческий?

Во-вторых, именно Септуагинта, цитаты из которой встречаются в Новом Завете, сыграла немаловажную роль в церковной истории: она и стала своеобразным библейским каноном: именно ее использовали для переводов на другие языки (к примеру, на церковнославянский).

Признание талмудистов

Александрийские иудеи (использовавшие греческий вариант Писания) не считали, что пророчество в Израиле иссякло после Ездры. Само существование Септуагинты показывает: процессы иудейской «канонизации», точнее сокращение числа священных книг, в Палестине начались значительно позже того времени, когда библейские тексты были переведены на греческий.

Таким образом, в период существования второго Храма евреи использовали больше книг, чем после его разрушения в более позднем раввинистическом иудаизме. На этот момент также обращал внимание и православный богослов Алексей Сомов — автор доклада «Канон книг Ветхого Завета: история, проблемы и перспективы исследования» (Свято-Филаретовский православно-христианский институт).

По данным его исследования, «ясное указание на канон из 24 книг, разделенных по трем разделам, а также и список этих книг, появляется в барайте (учении) к трактату Вавилонского Талмуда Бава Батра 14b-15a в конце II в. н. э.». Обратим внимание: речь идет о втором веке нашей эры — периоде, когда иудаизм и христианство уже шли разными путями.

Следует также отметить, что упомянутый Вавилонский Талмуд был составлен в VI веке н.э. (на столетие позже Иерусалимского Талмуда). Поэтому непонятно, на каком основании господа протестанты голословно утверждают, что якобы иудейский «канон» был известен еще во времена земной жизни Иисуса Христа. Неужто они не боятся грешить против новозаветной истории?

Разумеется, Христос употреблял такие выражения как «писания», «закон» и «пророки». Но! Какие именно книги Он подразумевал? Об этом Новый Завет не говорит. Также апостол Павел не называет конкретных книг, когда говорит, что «все Писание богодухновенно». А в соборном послании апостола Иуды мы даже видим ссылки на апокрифы (о пророчестве Еноха, спорах сатаны и Архангела Михаила о теле Моисея). Если бы на тот момент уже был сформирован ветхозаветный канон, разве ученики Христа об этом умолчали бы?

Об отсутствии «канона Ездры» свидетельствуют и раннехристианские писатели, и решения Вселенских соборов, и древние свитки в Кумране (где были найдены не только библейские тексты, но и огромное количество другой религиозной литературы).

«Дух дышит, где хочет»

Предлагая нам «обрезанную» Библию, многие инославные даже не подозревают, что идут путем ереси саддукеев, отрицавших загробную жизнь, а следовательно, и молитв за умерших (приводимых в неканонической Маккавейской книге).

В итоге у протестантов получился довольно странный подход к миру иному: как только член общины умирает, его автоматически вычеркивают из общего списка и больше за него не молятся. Разве это по-христиански? Разве этому учил нас Господь? Он ведь Сам сказал: «Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы» (Лк. 20, 38).

Разумеется, мы, православные, не возражаем, что воля Божья отражена в канонических книгах Священного Писания. Но как относиться к тем раннехристианским временам, когда самого библейского канона еще не было? Неужели ранняя Церковь не имела полноценного учения по той простой причине, что не знала о так называемом «иудейском каноне»?

Создается впечатление, что чужеземные «ловцы душ» пытаются не только исказить историю Церкви, но и заразить нас, православных, вирусами протестантизма, страдающего примитивным рационализмом.

В отличие от еретиков, православие не использует библейские книги для определения степени «богодухновенности». Ведь согласно Священному Писанию, «Дух дышит, где хочет». А с точки зрения протестантизма, это дыхание ограничено составлением «правильного» списка книг, причем без участия самой Церкви.

Валентин Ковальский

Православие.fm