Два рода противящихся Господу людей

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Евангелие четверга (Мф, 88 зач., 21, 43—46)

Сказал Господь ко пришедшим к Нему иудеям: потому сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его; и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
 
«Потому сказываю вам, — говорит иудеям Христос, — что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его». Иудеям было дано усыновление и слава, вверена Богооткровенная религия и несение имени Божия в мире. Но теперь уже не будет так. Они не только не принесли никакого плода, пользуясь данными им преимуществами, но противостали благовестию Христову и таким образом попрали все Господни дары. Другой народ — язычники — будут призваны Господом. Христов виноградник может быть уничтожен в одном месте, но Господь найдет другое, чтобы насадить его там. Падение Израиля было богатством язычников. Они принесут плоды лучшие, чем те, что принесли иудеи. Когда у Всевышнего перемены, они не будут Ему в убыток.
 
Господь говорит, как определяют свою участь два рода людей. Одни — по неведению спотыкаются о Христа, соблазняясь Его уничижением. В слепоте и беспечности они падают на этот камень и разбиваются. Неверие грешников уготовляет им погибель. Другие — противятся Христу и ни во что ставят этот камень, невзирая на его возвышение. Они отталкивают его, и потому он упадет на их головы и сокрушит их. Царство Христово окажется неподъемным камнем для тех, кто пытается опрокинуть его или сдвинуть с места. Как бы ни ожесточались христоненавистники против Бога, они никогда не достигнут в войне против Церкви успеха.
 
Страшен этот камень. И именно тем страшен, что им открывается вечный свет. Камень, который отвергли строители, стал самым важным камнем во всем строении. «Камень, егоже отвергли строители, сей бысть во главу угла — от Господа бысть сей и есть дивен во очесех наших» — эти слова из 117-го псалма каждый день возглашаются в начале утрени. Люди могут отвергнуть Христа и пытаться уничтожить Его, но рано или поздно они должны будут убедиться, что Христос, Которого они отвергли, — самая важная Личность в истории. Ибо Распятый на Кресте стал Судией и Царем всего мира. Не об этом ли пророчествовал Исаия: «И будет Он освящением и камнем преткновения, и скалою соблазна для обоих домов Израиля, петлею и сетью для жителей Иерусалима. И многие из них преткнутся и упадут, и разобьются, и запутаются в сети, и будут уловлены» (Ис. 8, 14—15). И еще: «Вот, Я полагаю в основание на Сионе камень, — камень испытанный, краеугольный, драгоценный, крепко утвержденный: верующий в него не постыдится» (Ис. 28, 16).
 
«Неужели вы никогда не читали об этом в Писании?» — говорит им Господь. Но, оказывается, и Писание можно читать по-разному. Как облачный столп в пустыне для богоизбранного народа был светом, а для гонителей его — мраком, как Христос для одних людей явился камнем спасения, а для других — камнем преткновения, так и слово Господне действует неодинаково. Одно и то же слово может быть утешением для последователей Христовых и ужасом для Его врагов. Ибо слово Божие — меч обоюдоострый. «И, слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит». В словах Спасителя они прочитали приговор себе. Хотя виноватая совесть не нуждается в обвинителе. «И старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка». У Бога множество способов сдержать злобу ненавистников истины, точно так же, как привести ко спасению ищущих Его.
 
Так кончается сегодняшнее краткое Евангелие. Но для нас на этом, разумеется, все не кончается. Нас призвал Господь из тьмы в чудный Свой свет. Бог есть любовь. Но Он никого не спасает автоматически. И кому много дано, от того многого ждут в ответ. Притча о камне раскрывает двойной суд Божий. Первый суд открылся разрушением Иерусалима и его Храма. Грядет второй, последний — Страшный Суд, о котором сказано, что время начаться суду с дома Божия. Первосвященники и фарисеи поняли, что притча Христова — о них. В этом, по крайней мере, они превосходят многих христиан, слишком уверенных в себе.
 
Протоиерей Александр Шаргунов