ДВА ОБРАЗА СОВРЕМЕННОГО ВРАЧА В ЖИТИИ ПРЕПОДОБНОГО АГАПИТА ПЕЧЕРСКОГО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

14 июня Православная Церковь чтит память прп. Агапита Печерского. В его житии перед нами постает два образа врача, пользуясь которыми хотелось бы сказать несколько слов о состоянии современной медицины и отношении к ней.

В Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры ни у одной другой раки с мощами не бывает так много людей, как у прп. Агапита. Современный уровень развития медицины позволил побороть многие болезни, другие поддаются эффективному лечению. Человечество обладает огромными знаниями, замечательными препаратами, техникой, но при этом врачебное искусство крайне далеко от того идеала, о котором сегодня, осознанно или подсознательно, мечтают многие люди – идеала сытой, безболезненной и долгой жизни. Ни в коем случае не призывая отказываться от врачебной помощи, приходится все же говорить о том, что медицина, при всем ее благородстве, способна, на определенное время, лишь облегчить участь человека или оттянуть смертный час на «попозже». Помимо борьбы с болезнями, имеющими природное происхождение, человечество в лице врачей пытается исправить собственные ошибки. С одной стороны такие болезни как чума или натуральная оспа появляются крайне редко или вообще сохраняются лишь пробирках отдельных лабораторий, с другой же – вследствие развития техники, увеличилось количество травм и смертей, возникающих в ДТП, авиакатастрофах, на производствах и пр. Человек глубоко поражен грехом, потому и получается так, что к чему бы он ни прикоснулся, чем бы ни занимался, все несет на себе печать порока. Благодаря достижениям научно-технического прогресса счастливее мы не стали, но «дров наломали», так что и приходится с помощью медицины, все исправлять. Мне кажется, что такое понимание должно обращать сердце врача к Горнему, так, чтоб он помогал людям, а Господь помогал ему. Не зря ведь авва Дорофей как-то сказал: «Итак, кто посвящает себя врачебному искусству, тот должен предавать себя имени Божию, и Бог подаст ему помощь».

Именно в образе такого врача перед нами и постает прп. Агапит, точнее, как мы помним, он совершенно не обладал никакими знаниями или умениями в медицине, но больных и страждущих исцелял своими молитвами и заступничеством перед Богом. В этом плане он приближался к идеалу того Врача, каким был Сам Иисус Христос, наш Спаситель.

Хочется сказать еще вот о чем. Специальность врача, как связанная с постоянной помощью людям, часто способствует развитию гордости. Действительно, ведь когда тебе реально получается облегчить участь человека, спасти его жизнь или изменить ее к лучшему, когда слышишь слова благодарности и понимаешь, что все это благодаря твоим знаниям и умелым рукам, как не возгордиться? Но свят. Иоанн Златоуст предупреждает нас: «Гордость – начало греха. С нее начинается всякий грех и в ней находит свою опору». С возрастанием гордости, возрастает и всякий иной грех. Человек, не противостоящий этому губительному процессу, со временем, теряет способность критически мыслить, перестает и профессионально развиваться, не прислушивается к коллегам, считая, что и так все хорошо получается, от того начинает возрастать и количество допущенных ошибок, а цена врачебной ошибки весьма велика. Уже упомянутый авва Дорофей, писал по этому поводу следующее: «Если ты, думая, что какая-либо вещь доставит больным пользу, сделаешь по-своему и случится напротив, что она принесет им вред, то Бог, взирающий на твоё сердце, не осудит тебя, ибо знает, что ты сделал вред, желая принести пользу. Если же кто-нибудь знающий скажет тебе о сём наперёд, а ты с пренебрежением преслушаешь его, то это будет гордость и своеволие».

Именно таким гордецом в житии прп. Агапита перед нами постает армянин. Судя по всему, имея хорошее медицинское образование для своего времени, он лишь предсказывал день и час смерти тяжелобольного пациента ничего не предпринимая для его спасения. Какой толк от такого врача? К сожалению, с такими «армянами» людям приходится встречаться и сегодня. Кто-то не хочет портить статистику смертности в больнице или отделении, кто-то лишь зарабатывает деньги, кто-то попросту не видит смыла бороться за жизнь человека, который, предположительно, рано или поздно умрет. Но далеко не все так просто.

Давайте вспомним, как этот горе-лекарь армянин предсказал одному больному смерть через восемь дней. Тот в отчаянии обратился за помощью к прп. Агапиту и получил исцеление молитвами святого. Мы глубоко ошибаемся, если думаем, что такое бывает только с подвижниками благочестия или только в далеком XI веке. От своего отца – ожогового хирурга – я много раз слышал рассказы о том, как, казалось бы, безнадежно больные выживали. Он всегда говорил, что крайне важно до конца делать все возможное для спасения человека, а там уже как Бог управит, ведь на все Его воля. Подобные случаи выпадают из рационального прогнозирования, и если бы мой отец прислушивался только лишь к голосу разума, отодвигая в сторону сердце, интуицию и христианскую совесть, то и тех выживших людей уже не было бы в живых.

Отсюда и получается, что обращение врача к Богу, позволяет постоянно держать в уме мысль об ограниченности собственных возможностей, о необходимости все время совершенствоваться, дабы свести возможные ошибки к минимуму. Но самое главное – буквально руками прикасаясь к уходящей человеческой жизни, верующий врач никогда не отмахнется, успокаивая свою совесть мыслью том, что этот больной все равно не выживет. Вспомним народную пословицу: «Под лежачий камень вода не течет». Так и во врачебном деле, Бог вмешается, поможет доктору спасти человека, когда видит, что тот готов бороться до конца. Господь даровал нам свободу воли и потому врачебное искусство нужно рассматривать как свободное соработничество, сотрудничество человека и Бога в деле помощи другим. Можно сказать, что прп. Агапит довел это соработничество до совершенства, когда ему уже не нужны были специальные знания или умения, но только одна молитва и заступничество за больного перед Богом.

Важно также помнить, что врач – это не столько профессия или специальность, сколько призвание на служение. Слуга всегда думает больше о том, кому служит, чем о себе, а потому не ищет награды. За вознаграждение работает наемник, а если врач становится наемником, то он перестает быть врачом в полном смысле, так как будет помогать только лишь тем, кто готов заплатить. Такое отношение не только нивелирует благородство служения страждущим, но и лишает человека вечности, ведь за все труды и старания уже заплачено в этой жизни. Именно поэтому прп. Агапит всегда отказывался от какой-либо платы, и даже принесенное золото от благодарного князя Владимира Мономаха выбросил и убежал. Я не призываю сейчас наших врачей работать за «спасибо», но и нельзя превращаться в наемников, ведь даже большое количество спасенных жизней нас самих не избавит от необходимости умирать, после чего и последует ответ за все сделанное и несделанное.

Дай Бог, чтоб количество людей у раки с мощами прп. Агапита никогда не иссякало, чтоб он всегда оставался заступником больных, страждущих и верным помощником врачей, дабы они вдели в нем идеал врача, и спасали, и сами спасались его святыми молитвами.

Протоирей Владимир Долгих

https://pravlife.org/ru/content/dva-obraza-sovremennogo-vracha-v-zhitii-...