Два календаря и одно Рождество! Зачем нам старый стиль?
Что на самом деле происходит с календарем, рассказал Епископ Новокаховский и Генический Филарет.
– Сегодня много разговоров о церковном календаре. Насколько важна эта проблема для Церкви? Или вопросы возникают в основном около Церкви, в плоскости политической?
–Проблема церковного календаря для Церкви сейчас достаточно малоактуальна. Во всяком случае, я говорю о Православной Церкви, о УПЦ. Больше проблем возникает около Церкви, и идеология в основном такого плана: «давайте будем праздновать вместе со всеми пресвященными народами», «будем последовательны в наших европейских стремлениях»… Но вопрос собственно касается церковного календаря. Государственный календарь у нас действительно григорианский, и мы великолепно им пользуемся. В церковном календаре через дробь идет дата по календарю григорианскому и по юлианскому. Начало и цель календаря церковного – это организация богослужебной жизни. Вот с этим календарем совершенно нормально богослужебная жизнь Церкви организована. Церковь комфортно себя чувствует с юлианским календарем.
– Какой календарь точнее — старый или новый?
– Хороший вопрос… Церковь, пользуясь календарем, изначально представляет, что идеального календаря не существует, он не может существовать. Тем более, церковный календарь сочетает в себе календарь солнечный и календарь лунный. Вычисление пасхалий по солнечно-лунному календарю может быть более или менее точным, но идеальным не может быть никогда. Составители старой пасхалии, Александрийской, были очень серьезными астрономами, и по их вычислениям погрешность в пасхалии составляет за две тысячи лет примерно три часа. С этой точки зрения можно сказать, что для церкви юлианский календарь более правильный. Кроме этого, во времена, когда к внедрению готовился календарь григорианский, в комиссии по его подготовке по астрономическим мотивам отказался участвовать Николай Коперник. Против нового стиля выступал и один из выдающихся астрономов, родоначальник американского астрономического общества Саймон Ньюкомб. Дмитрий Менделеев также был против. Если обобщить, можно сказать, что идеального календаря нет, но для церкви точнее будет именно юлианский календарь.
– Как и когда случилось, что некоторые Церкви перешли на григорианский календарь, а другие пользуются юлианским?
–Часть Церквей использует один календарь, а часть — другой. В Украине православные, в России, в Сербии, в пределах Иерусалимского патриархата, на Афоне, в Грузии Церкви пользуются юлианским календарем. Сейчас на юлианский календарь с нового стиля переходит Польская Православная Церковь. В то же время новым календарем пользуются остальные поместные Церкви, но они используют старую пасхалию. Такое сложное сочетание, что календарь новый, но пасхалия старая — отсюда возникает масса сложностей богослужебного характера. А Финляндская Православная Церковь (это автономная Церковь в составе Константинопольского патриархата) использует не только григорианский стиль, но и пасхалию высчитывает по новому стилю. Церковь живет богослужением. Нельзя сказать, что есть 12 праздников плюс Пасха; каждый день, каждая неделя, каждый месяц, каждый период года связаны между собой и основаны на этом календаре. Поэтому получается, что в Православной церкви есть сразу три традиции. В некоторых Церквях есть случаи, когда соседние приходы служат по разным стилям. Такая ситуация сложилась в начале 20-х годов прошлого столетия. Тогда новый календарь был введен в Греции, в Константинопольском, в Александрийском патриархате… Но если посмотреть в историю, когда только родился григорианский календарь, было большое собрание православных иерархов, и они категорически заявили о несогласии с этим календарем и о недопустимости его введения. Прошло четыре века и получилось, что этот календарь стал использоваться.
– Часть православных живет по новому календарю, другая часть – по старому. Не мешает ли это единству верующих?
–На этот вопрос совершенно уверенно можно ответить и да, и нет. Не мешает, потому что Церкви, использующие старый или новый стиль, находятся между собой в евхаристическом общении. Но с другой стороны, например, в Греции, есть очень болезненный раскол, где люди, которые не захотели переходить на григорианский стиль, создали свою иерархию, которая не общается с теми, кто использует новый стиль. Для многих людей, в Украине в том числе, эта проблема достаточно болезненная и они готовы очень решительно поступать, искать кого угодно, кто сохранял бы именно старый стиль, лишь бы не переходить на новый. Еще в первые века христианства на тех соборах, которые определили образ жизни Церкви, точно сформулировали догматы и каноны, шел разговор об установлении общего празднования Пасхи: было бы очень хорошо, чтоб во всех местах одновременно праздновался этот самый главный праздник. Именно в этом начало унификации календаря и всего остального. Очень грустно, когда одни церкви Рождество уже отпраздновали, а другие его только будут праздновать. В одних случаях, у нас пост, а у каких-то поместных Церквей нет Петрова поста…Но церковь пользуется мудростью: «в необходимом – единство, в сомнительном – свобода, во всем – любовь». Мы готовы, не соглашаясь с разными подходами, все-таки быть вместе.
– Почему одни православные не хотят праздновать дату Рождества Христова 25 декабря, а другие празднуют?
–Те, которые «не хотят праздновать» или «хотят праздновать», на самом деле празднуют 25 декабря, но по разным стилям. Есть ведь церковные правила, которые запрещают совершать празднование Пасхи одновременно с Пасхой иудейской или до нее и, как пишет один из исследователей: дело не в антииудейской направленности, а в том, что есть определенная хронология событий. Пасха христианская была после иудейской, и совершать ее вместе или тем более «до» было бы странно. Исследователи посмотрели, что с середины 19 века до средины 20, если пользоваться пасхалией по новому стилю, то, наверное, полтора десятка раз Пасха христианская совпадала с иудейской, а несколько раз была даже раньше нее. Также в один из годов христианская Пасха совершалась на месяц раньше, чем иудейская. Это просто нелогично. Церковь живет вечностью. Мы, приходя к причастию, просим, чтоб Христос сегодня принял нас в участники тайной вечери, которая была более двух тысяч лет назад. Именно сегодня… Мы выше времени, но мы реализуем эту вечность в понятиях времени, и для нас не безразлично, как это будет, потому что действительно перепутывать порядок очень важных вещей недопустимо. Поэтому большая часть людей не готова переходить на стиль, которым пользуется, скажем так, государство.
– Почему Православная Церковь в Украине живет по старому календарю? Что он дает Церкви? И почему от него отказаться нельзя?
–Православный календарь совершенен, а Церковь никогда не подходила к устройству своей жизни по принципам, которые часто встречаются в других сферах, скажем так, «хоч гірше, так інше». Православный календарь абсолютно взвешен и он абсолютно устраивает Церковь. Он подразумевает тогда, когда нужно, совершение того, что нужно. Допустим, календарный вопрос поднимался на Вселенских соборах тогда, когда в одной церкви праздновали Пасху в один день, в другой – в другой день. Это было ненормально. Собрались отцы — представители разных Церквей, обсудили, как лучше, приняли общее, и с тех пор так называемая Александрийская пасхалия используется в Церкви. Точно так же, во время Критского собора, первоначально собирались обсуждать вопросы календаря, но представители большинства Церквей сказали, что смысла в этом никакого нет. Реформа ради реформы в Церкви не происходит. Изменяется лишь то, что нужно изменить и для того, чтоб было более удобно и полезно. На данный момент такой потребности нет.
– Сейчас все чаще говорят о том, что Украина должна перейти на новую дату празднования Рождества, так как старая дата связывает ее с так называемым «русским миром», а новая — с Европой. Насколько эти утверждения справедливы?
–Связь между «русским миром» и «старым календарем» описывается украинской пословицей «в городі бузина, а в Києві… мамин брат живе». Если подходить глубоко, то скорее новый календарь — наследие большевизма. Потому что на большей части современной Украины новый календарь появился благодаря декрету Ленина и с этого времени в Украине начался новый стиль. Во-вторых, я не думаю, что «русский мир» растягивается так широко, чтобы захватывать Иерусалимскую церковь, Сербскую церковь, Афон. Мне кажется, что сводить все к политическим проблемам будет неправильно. Это календарь, по которому комфортно жил князь Владимир и множество святых. С другой стороны, вряд ли у кого-то повернется язык сказать, что арабские страны, Израиль, Япония с отдельными системами летоисчисления относятся к малоразвитым или некультурным… У нас есть свое, что спокойно можно сохранять.
– Зависит ли празднование Рождества Христового от празднования Пасхи? И можно ли сделать так, чтобы одни даты мы, православные, отмечали по новому стилю, а другие – по старому?
–Они не то что связаны между собой, но действительно получается, что подавляющее большинство православных Церквей высчитывает пасхалию по старому стилю, при этом многие пользуются новым стилем для остальных праздников и получается так, что Пасха всеми православными празднуется в одно время, а неподвижные праздники – в разное. С другой стороны, если мы говорим, не ввести ли нам празднование Рождества по новому стилю, тогда не нужно забывать, что могут предложить и пасхалию по новому стилю рассчитывать. В таком случае нам нужно будет добавить еще две праздничные даты государственные. Например, Троица также будет в другой день, как и Пасха…
– Так ли важно для православных придерживаться старых традиций? Почему они такие бескомпромиссные в этом вопросе?
–Мне кажется, что православные до такой степени готовы на компромиссы, что их иногда воспринимают, как людей без каких-то принципов. Наоборот, ради любви и единства мы на многое идем. Самый большой компромисс в том, что внутри Православной Церкви существует такая разница в календарном подходе. Но с точки зрения церковных канонов и логики церковных богослужений для нас более правильный именно юлианский календарь. Мы придерживаемся старого стиля не потому что мы такие бескомпромиссные, а потому что так правильней.
– Юлианский календарь устроен так, что начиная с 2101 года Рождество придётся праздновать 8 января. А православные к этому готовы?
–Давайте решать проблемы по мере их поступления. Когда на повестке дня остро стоял вопрос перехода всех на Григорианский календарь, некоторые ученые предлагали изменения астрономического характера в юлианский календарь и сохранить его с тем, чтобы точнее отражал некоторые моменты. Я думаю, что когда этот вопрос возникнет – катастрофы не произойдет. Церковь мудрая и поэтому она легко и просто решает какие-то, казалось бы, совершенно нерешаемые вопросы. Календарные вопросы мы уже проходили, когда ради спокойствия в Церкви некоторые церкви переходили на новый стиль и наоборот.
– Что пожелаете нашим читателям?
–Самое главное во время празднования Рождества – это не решить календарный вопрос, а не забыть, Кто рождается и для чего. В церковных богослужениях постоянно звучит фраза «Ради нашего спасения… Нас ради, человек» – это важно. Если мы сейчас начнем ломать копья, по какому календарю праздновать Рождество… Поверьте: где ломаются копья – нет Христа. И только тогда, когда у нас хватит мудрости открыть своей сердце и сказать: «Господи, мое сердце открыто, приходи, я с радостью принимаю Тебя, рождающегося для моего спасения» – все остальные вопросы станут второстепенны. С другой стороны, то предание, которое у нас есть и которое мы приняли в древности – это часть нашего национального достояния и нашей культуры. Я не думаю, что стоит спешить отказываться от этого. Изменять надо то, что требует изменений. А то, что качественное и хорошее, еще будет долго жить и напоминать о главном и важном.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии