Духовный суррогат. Валерий Выжутович

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Таганский суд Москвы арестовал до 9 ноября организатора псевдоправославной секты Андрея Попова, именующего себя «богом Кузей». Он обвиняется в мошенничестве. Против него, возможно, будет возбуждено и еще одно уголовное дело - по статье «создание религиозного или общественного объединения, деятельность которого сопряжена с насилием над гражданами». В день, когда решался вопрос об избрании Попову меры пресечения, оперативники провели обыски в его восьми квартирах, изъяли 43 миллиона рублей и 100 тысяч долларов. По версии следствия, Попов обирал своих прихожан под предлогом проведения ритуалов.

Секта возникла в начале 2000-х годов. Сам Попов выдавал себя за «епископа Романа» и проводил службы в самодельном храме частного дома в Лобне. Собрания секты в дальнейшем стали проходить в Москве, в Большом Кондратьевском переулке, откуда возникло другое ее название - «кондраты». Своих последователей Попов делит на шесть категорий-кругов. Первый круг занимают жены, во второй и третий входят помощница, гарем и приближенные. В четвертом числятся рядовые члены секты; женщины из этого круга являются кандидатами в гарем. В пятой категории - люди, которые еще не знают о «божественности» Кузи. В шестой круг Попов отправил тех, кто его отверг. «Бог Кузя» склоняет членов секты к разводу с мужьями (женами), призывает прекратить отношения со стариками-родителями, а детей отдать на воспитание бабушкам или в интернат. Попов внушает своим прихожанам, что только благодаря его молитвам и исцелениям они все еще живы.

Подобными сюжетами регулярно пополняется хроника (чаще всего она оказывается криминальной) современных псевдорелигиозных сообществ. Недавно, например, скандально привлекла в себе внимание созданная в одном из поселков Пензенской области «Михайловская обитель». В связи с деятельностью этой общины миссионерский отдел Пензенской митрополии выступил с официальным обращением ко всем своим прихожанам и паломникам из других регионов России. В обращении говорится, что посещение «Михайловской обители» может нанести вред духовному здоровью и что «знакомство и общение с представителями этой «обители» рассматривается Русской православной церковью как общение греховное, а участвующие в обрядах внутри данной общины не будут допущены до причащения, пока не принесут покаяния». А ранее там же, в Пензенской области, развернулась драма сектантов-отшельников, заточивших себя в пещере в ожидании «конца света». Когда стало ясно, что «конец света» откладывается на неопределенное время, несколько человек, поддавшись увещеваниям, все же вышли на поверхность. А двое остались в пещере и приняли смерть.

Духовный недуг, влекущий людей то в пещерное затворничество, то в сектантские «обители», не настолько уж таинственен, чтобы природу его не понять. По мнению протоиерея Всеволода Чаплина, это «бегство от людей, ненависть к ним, подмена здравого, трезвого церковного учения гордыней, бесовской прелестью и злобой».

В Благовещенске две школьницы выбросились с балкона 12-го этажа. Выясняя, что ими двигало, оперативники обнаружили школьную сумку, а в ней - написанную карандашом предсмертную записку: «Самоубийство посвящается одиноким воинам декаданса». Что делать с такими девочками и мальчиками, кем-то погруженными в духовный мрак? Представитель официального духовенства призывает заблудших следовать здравому учению Церкви, усмирить гордыню, отказаться от ненависти и вспомнить о заповеданной христианам любви к людям. «Без этого они все дальше будут отделять себя от Церкви и от народа, оставаясь один на один с бесами, друг с другом и со своими мрачными псевдохристианскими взглядами». Но если человек уходит в секту, значит, он не находит духовной опоры в каноническом православии, и в этом его драма, но это и тревожный сигнал для РПЦ.

Некоторые секты, впрочем, переживают кризис. Например, Церковь Муна. Еще недавно она имела свои «представительства» в Москве, Новосибирске, Иркутске, Республике Коми... В Калмыкии вообще доходило до полного безумия - там в конце 90-х мунизм насаждался как государственная идеология. Принципы мунизма провозглашались с высоких трибун государственным секретарем Калмыкии по идеологии, тиражировались государственными газетами, транслировались государственным телевидением. Мунистский предмет «Мой мир и я» несколько лет, пока не вмешалась прокуратура, преподавался, а точнее сказать, проповедовался в калмыцких школах. Муну чудом не удалось (тут восстала общественность) прибрать к рукам Калмыцкий госуниверситет, где ковались бы кадры мунистов.

Пресечь деятельность производителей духовного суррогата не так-то просто. Как быть, например, с таким «духовным пастырем», как глава «Михайловской обители» Александр Жуков, принявшим имя «отец Рафаил»? За «подмену здравого церковного учения гордыней, бесовской прелестью и злобой» - суд только Божий, но не мирской. С лидером пензенских затворников Петром Кузнецовым в этом отношении было проще: у него при обыске нашли книги, в которых, по мнению экспертов, содержалась скрытая или явная пропаганда религиозной и национальной нетерпимости, и, значит, были основания вменить ему ст. 282 ч.1 УК РФ (возбуждение ненависти по религиозным признакам). А не будь этих книг (хотя и они - зыбкая почва для обвинений), каков был бы состав преступления?

Впрочем, лжепророков судят не за лжепророчества (такой статьи, слава богу, нет еще в УК), а за мошенничество. Так, вероятно, будут судить и «бога Кузю» - Андрея Попова. Но что делать с сотнями его поклонников (только пятеро из них признали себя потерпевшими и написали заявления в полицию)? Духовные заблуждения не подведомственны ни прокуратору Понтию Пилату, ни прокуратуре г. Москвы. Да и потом, скажут нам, даже ложная вера лучше безверия и цинизма. Это правда. Как и то, что привести заблудших к истинной вере может только Церковь, но никак не полиция или Следственный комитет.

Валерий Выжутович

17 сентября


Источник: "Российская газета"