ДУХОВНЫЕ СМЫСЛЫ ПАСХАЛЬНОГО «ЗАЧАЛА». О ПРОПОВЕДИ ПРЕДТЕЧИ, ИУДЕЙСКОЙ ТРАГЕДИИ И БОЖЕСТВЕННОМ СЫНОВСТВЕ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

После описания апостолом Иоанном Личности Бога-Сына как Божественного Слова догматическая часть евангельского «Пролога» плавно переходит в повествовательную, не теряя при этом своей смысловой глубины.

«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн» (1:6)

Христианская история, как и Евангелие, имеет свой «пролог», своё введение. Именно таким введением в новозаветную эпоху стало служение пророка Иоанна. В богословии он получил титул «Предтеча». Такого наименования в евангельском тексте нет. Впервые оно появилось во II веке в комментариях на Евангелие гностика Гераклиона. Многие иудеи принимали Иоанна как пророка, а некоторые даже приписывали ему мессианское достоинство. Действительно, образ жизни Предтечи был очень необычен и крайне аскетичен. Он был безбрачен, с юности жил в пустыне, носил грубую одежду из верблюжьей шерсти, питался диким мёдом и акридами (саранчой). Главным делом его жизни стало совершение публичных крещений в реке Иордане и проповедь покаяния, целью которого была подготовка богоизбранного народа к пришествию Мессии. Божественное призвание Предтечи раскрывается в следующем стихе.

«Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали через него» (1:7)

«Вера – от слышания, а слышание – от Слова Божия» (Рим. 10:17), – пишет апостол Павел. Чтобы человек уверовал в Господа, нужен другой человек, который мог бы посеять в его душе семя веры через проповедь. Если сам Павел уверовал во Христа после того, как Спаситель явился ему в откровении, большинство из нас всё же нуждается в вероучительном наставлении. Точно так же и многие иудеи, отступившие от первоначальных заповедей Божиих и посвятившие жизнь выполнению ритуальных предписаний Закона, нуждались в грамотной проповеди о грядущем Искупителе. Для этого Господь и призвал Иоанна на пророческое служение. Предтеча действовал как труженик-земледелец, постоянно вспахивающий землю для качественного посева. Его слово всегда было прямым, недвусмысленным и для многих – нелицеприятным. Призывая людей к покаянию, он возвещал о скором приближении Царства Божьего. Он открыто обличал фарисеев и саддукеев в их лицемерии и невежестве. Он пророчествовал о предстоящем Суде Мессии над нечестивыми людьми, будущая участь которых – в «огне неугасимом» (Мф. 3:12). В конце концов, он обличил самого правителя Галилеи Ирода Антипу в незаконном браке, за что и был казнён по наущению его мстительной жены Иродиады.

«Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете» (1:8)

В этом стихе апостол Иоанн Богослов выстраивает чёткую грань между Мессией и Его Предтечей. Тем самым он ещё раз опровергает мнение некоторых иудеев о мессианском достоинстве Иоанна Крестителя. Провозвестника Мессии иудейский народ ждал не меньше, чем Самого Мессию. Считалось, что Предтечей должен стать пророк Илья. Так, в пророчестве Малахии написано: «Вот, Я пошлю к вам Илию пророка пред наступлением дня Господня» (Мал. 4:5). Это же пророчество сохранилось и в предании книжников. Обращаясь к апостолам, Христос указывает на Предтечу как на второго Илью (см. Мф. 17:12; Мк. 9:13). С выходом Иоанна Крестителя на проповедь предсказание исполнилось, но многие иудеи не признали Предтечу, как впоследствии не признали и своего Мессию.

Следующая часть «Пролога» как раз и описывает ту духовную трагедию, которая постигла богоизбранный народ и навлекла на него гнев Божий. Повествование продолжается историей о пришествии на землю Бога-Слова, Который «был Свет истинный», просвещающий «всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1:9). К иудеям пришёл долгожданный Мессия. По логике вещей, сограждане должны были встретить Его всеобщим признанием. Но публичная слава застала Спасителя разве что при Его въезде в Иерусалим и во время Его чудотворений. Эта слава была кратковременной. Она заглушилась крахом надежд на Мессию как мужественного освободителя порабощённого народа. Вместе с тем Личность Христа произвела глубочайшее разделение в иудейском обществе.  

«В мире был, и мир через Него начал быть, и мир Его не познал. Пришёл к своим, и свои Его не приняли» (1:10–11)

Для нас эти слова звучат как утверждение общеизвестного факта. Но для иудейского общества первого века эти слова звучали как приговор. Ведь кто, как не они, изучавшие Тору «от корки до корки», знали, что Бог сотворил мир, постоянно заботился о нём, общался через откровения с ветхозаветными патриархами и пророками? Они знали, что из рода царя Давида должен был прийти Мессия, знали все признаки и предпосылки Его пришествия. Но, тем не менее, «мир Его не познал» и «свои Его не приняли». И не только не приняли, но и жестоко расправились с Ним как с последним злодеем и преступником. Евангелист умалчивает о причине душевной слепоты иудеев и никого не осуждает за всё произошедшее, осознавая в этих событиях особый Промысл Божий о людях. Ведь без Креста не было бы спасения. Без смерти воплотившегося Господа не было бы вечной жизни у бессмертной души человека.

Но «открывается гнев Божий с неба на всякое нечестие и неправду человеков, подавляющих истину неправдою» (Рим. 1:18). Народ, умертвивший Своего Бога, уже не может быть богоизбранным. В скором времени иудеев ждёт исполнение подписанного ими же смертного приговора. Их сердца ещё больше развращаются и ожесточаются уже на учеников Спасителя – первых апостолов и христиан. С тех пор они обрекли себя на разрушение прежних религиозных устоев. После захвата Иерусалима императором Титом в 70-м году город был сожжён дотла. Был уничтожен и Храм – главная святыня иудеев и средоточие их религиозной жизни. С тех пор «виноградник» Церкви Христовой был отдан другим «виноградарям» – многочисленным народам, уверовавшим во Христа. О них евангелист говорит в следующих стихах.

«А тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими, которые ни от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужа, но от Бога родились» (1:12–13)

Что означает «быть чадами Божиими»? Сразу стоит указать на ошибку перевода. В древнегреческом оригинале употребляется слово «становиться». Это вносит существенную разницу в понимание данного стиха. «Быть чадом» – значит получить этот дар в одночасье. «Становиться чадом» – значит приложить для этого личные усилия. Духовная жизнь христианина – это дар Божий, сопряжённый с внутренней борьбой верующего со своими грехами и недостатками. Но, чтобы начать этот непростой путь, нужно родиться «от Бога». Такое рождение противоречит всем физиологическим законам, в чём нас убеждает евангелист. На вопрос, как происходит такое рождение, святитель Кирилл Александрийский отвечает: «посредством веры, приняв возрождение через Духа». Наша внешняя принадлежность к Православной Церкви ещё не делает нас «чадами Божиими». Христианин становится таковым только тогда, когда он без всяких сомнений верует в Бога, доверяет Его Слову и живёт согласно Его заповедям, постоянно пресекая в себе греховные наклонности.

На этом завершается рассказ апостола Иоанна о действии Бога-Слова в мире. Заключительная часть «Пролога» посвящена учению о тайне Его воплощения.

Николай Волошин 

https://pravlife.org/ru/content/duhovnye-smysly-pashalnogo-zachala-o-pro...