Духовник для гимназистки. Дмитрий Анохин
На великопостной агапе в московской Свято-Владимирской школе (2015г.)
ЧТО ДЕЛАЕТ В ПРАВОСЛАВНОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ ДУХОВНЫЙ ПОПЕЧИТЕЛЬ
В разговорах о проблемах православных гимназий обычно охотнее обсуждаются дефицит бюджетных средств, нехватка помещений и качество образования. О духовном попечительстве речь заходит гораздо реже. Между тем духовник (в официальной терминологии — духовный попечитель) — одна из ключевых фигур современного образовательного процесса. Не только потому, что его кандидатура утверждается правящим архиереем, и без действующего духовника Синодальный отдел религиозного образования и катехизации (ОРОиК) по нормам не вправе выдать конфессиональное представление (основной документ, удостоверяющий православный статус школы). Персонал православной школы отличается от светской в том числе и наличием духовника. Именно от него в первую очередь зависит формирование здравой моральной атмосферы не только в ученическом, но и в педагогическом коллективе. «Церковный Вестник» вместе с самими школьными духовниками и представителями школьных администраций анализирует главные тенденции развития духовничества в эпоху постсоветских реформ.
Урок 1. Созидание атмосферы
«Большое искушение администрации и попечительского совета — в том, чтобы ограничить участие духовника преподаванием Закона Божия, исповедью всех учащихся в Великий и Рождественский посты, служением школьных Литургий и молебнов в начале учебных дней, то есть формальным исполнением своих обязанностей. Такое представление отражает системный характер любой школы, но в корне ошибочно прежде всего потому, что каждое православное учебное заведение является штучным продуктом, в определенном смысле уникальным авторским проектом, а значит, системные рецепты в нем тиражируются и воспроизводятся плохо. Именно поэтому здесь незаменима роль духовного попечителя — не требоисполнителя, а созидателя духовной атмосферы. Конечно, заниматься этим призваны и другие учителя, и родители, но именно на духовника эта задача возлагается в первую очередь, — считает экс-директор и нынешний духовный попечитель Свято-Владимирской православной школы, настоятель столичного храма Троицы в Хохлах протоиерей Алексий Уминский. — Воспитывая достойных чад Православной Церкви, мы подражаем Христу в учительстве, наставничестве, отцовстве. И если это достигается усилиями духовника, тогда и сама школа мыслится не как учебно-воспитательное учреждение, а как семья, а отношения учитель — ученик, родители — учителя приобретают качественно иную, гораздо более здравую окраску».
В том самом системном, усредненно-универсальном случае, о котором говорит отец Алексий, школа предстает изрытым окопами, блиндажами и траншеями полем непрестанной ожесточенной битвы за знания, за успеваемость, за баллы ЕГЭ, за оклады и повышенные ставки. Учителя и родители что-то постоянно требуют друг от друга, к тому же первые и вторые «решают вопросы» (каждый в меру собственных сил) с учениками. «Это состояние перманентного конфликта очень удобно для администрации, на его фоне легко управлять», — продолжает священник. В православных же школах оно сдобрено еще одной специфической «приправой», о которой редко принято говорить вслух. Будучи негосударственным (в терминах современного законодательства — частным) заведением, православная школа не способна выжить за счет одного лишь муниципального бюджета, за редчайшим исключением не хватает и спонсорской поддержки. Жизнедеятельность поддерживается родительскими взносами. А, как известно, кто платит, тот и музыку заказывает. Этот стереотип изжить невероятно трудно, особенно если уровень воцерковления в семьях различается.
Именно поэтому в каждой православной школе принципиальную важность приобретают правила игры, о которых следует договариваться «на берегу». «Мы в первый класс принимаем не ребенка, а родителей, — утверждает основатель, директор и духовник московской православной школы во имя святого апостола Иоанна Богослова, настоятель храма Сошествия Святого Духа в Первомайском (Одигитриевское благочиние Викариатства новых территорий) протоиерей Сергий Махонин. — Наша школа небольшая: в 11 классах всего 180 учеников, всё в ней протекает в рамках канонического и традиционного Православия. Поэтому главное условие успешного воспитательно-образовательного процесса — единство Церкви, семьи и школы, а проблемные напряжения могут возникать, если один из родителей, к примеру, выбивается из привычного русла». И в качестве снимающего это напряжение лекаря выступает духовный попечитель.
Немного иначе на это смотрит отец Алексий Уминский, школа которого возникла из единого московского прихода, объединявшего в начале и в середине 1990-х годов храмы Троицы в Хохлах и Святого Владимира в Старых Садех. В качестве свода законов, которым задаются рамочные условия творческого процесса, собеседник называет школьный Устав. «Нашей целью является воспитание достойных чад Православной Церкви, обладающих глубокими знаниями, способных нести в этот мир истину Православия, стать примером высокой нравственности и готовых встать на защиту Церкви, — цитирует духовник этот документ. — Свой труд в школе преподаватели, учащиеся и родители рассматривают прежде всего как церковное послушание, духовное делание, исполнение которого приносит не только прочные знания, но и, самое главное, духовно созидает человека, совершенствует его, соединяет со Христом». Вроде бы общие слова, но вектор развития они задают понятный.
Урок 2. Пастырская психология
«Гораздо лучше, если директор и духовный попечитель суть два разных лица, — считает директор столичной первой классической гимназии "Радонеж" в Ясеневе Михаил Тишков. — В качестве хорошей аналогии можно привести пример известного из истории устроения общества по принципу симфонии, когда духовная и светская власть действуют согласно, но при этом обязательно разделены. В этом случае духовник не только наставляет на путь истинный, если это требуется, педагогов — он и директору может рассказать, в чем конкретно тот заблуждается. Идеальна модель, при которой духовный попечитель является штатным преподавателем Закона Божия. Наконец, бывают дисциплинарные нарушения, за которые вообще-то из гимназии следует исключать. Духовник в этих обстоятельствах — последняя инстанция, которая, приняв исповедь и покаяние виноватого, вправе прийти к директору и высказать свое мнение о предоставлении возможности исправиться. И директор не может духовного попечителя не послушать».
«Духовник обязан быть знаком с детской психологией, — добавляет отец Алексий Уминский. — В каждом учебном заведении есть трудные подростки, и православная школа не исключение. В каждой школе воруют, и мы не исключение. Что делать с учащимся, который украл у одноклассницы мобильный телефон? Исключать? Вроде бы да. Но сначала попробуй разобраться, почему на такой шаг пошел воспитанный в далеко не маргинальной семье подросток, который очевидным образом знает, что воровать греховно?! Быть может, он как раз сейчас переживает тяжелейшую процедуру развода родителей и таким образом просто выражает протест против несправедливости? Или в многодетной семье появился третий подряд младенец, и до старшего ребенка элементарно никому нет дела?!»
К сожалению, уровень осведомленности обычных преподавателей об особенностях душевной организации подростков оставляет желать лучшего. Недавно, вспоминает отец Алексий, к нему подошли коллеги из одной провинциальной православной школы и попросили посоветовать, в каких случаях ребенка можно отлучать от причастия. «Я опешил: вроде бы нет таких прегрешений, — рассказывает собеседник. — А если, спрашивают, он плохо ведет себя в храме? Ну так вы объясните, что так делать нехорошо, пусть исправится. Оказывается, объяснили — он всё равно озорничает. Проще, конечно, было развести руками, но ведь тут самым серьезным образом от неумелых действий воспитателей может пострадать юная неокрепшая душа! Посоветовал самым внимательным образом проанализировать эту ситуацию с духовником. Недостаточно его усилий — позовите детского психолога. Бывает, что и это поздно, пора обращаться к психиатру. Но если ребенка наказать, да еще и отлучением от причастия, лучше не станет никому».
Большая перемена. Прививка от теплохладности
Еще одна важнейшая область ответственности духовника — осуществление своеобразной духовной прививки против охлаждения к вере. За 11 лет обучения каждый ребенок проходит как минимум через два переломных момента (после окончания начальной школы и в так называемый переходный возраст, в 11–13 лет), крайне опасных для душевного равновесия и духовного развития. «В этот момент может появиться мысль того, что православные дети — самые несчастные, — говорит протоиерей Алексий Уминский. — Им и так многого нельзя, да еще в некоторых семьях накладывают дополнительные ограничения. Но воспитывать в категориях "можно — нельзя"... нельзя! Поэтому наша задача — вовремя показать, что в нашем удивительно богатом мире Православия верующим очень многое доступно. И наполнить его разнообразным досугом, сделать так, чтобы из школы после последнего урока не хотелось уходить, тоже задача духовного попечителя».
В Свято-Владимирской школе поддерживают прекрасную традицию собственных казачьих хоров. Популярны внутришкольные спортивные праздники. Очень сплачивают азартные творческие интеллектуальные игры, особенно на уровне продолжающейся фрагментации общественной жизни, разложения ее по отдельным удобным для индивидуумов нишам. Огромным успехом пользуются маскарады, вечера классических танцев. «Почему-то многие верующие сторонятся и даже стесняются подобных форм активного отдыха, и в результате подрастающее поколение совсем не умеет танцевать. Кому же, как не духовнику, развязать эти странные узелки "уставного благочестия" позапрошлого века, якобы не позволяющие заниматься ребятам замечательным искусством танца?!» — считает отец Алексий.
«Мы делаем ставку на путешествия и лагеря. Действительно, есть проблема: где-то в средних классах гимназистам немного "надоедает" наш мир, — добавляет благочинный церквей Богородского округа протоиерей Михаил Ялов, директор Ногинской православной классической гимназии имени священномученика Константина Богородского. — Они предпочитают общаться в социальных сетях, сетуют в своем кругу: вот во внешней среде круто, а у православных... скукотища. Чего мы только не делаем: ходим под парусом, служим Литургию на Беломорканале, ставим поклонные кресты там, где не ступала нога человека... Всё равно с нетерпением ждут, когда с окончанием лагеря им вернут сданные в начале сборов мобильники».
Урок 3. Сохранение традиций
Не исключено, впрочем, что подобные эмоции у ногинских ребят возникают из-за довольно жестких (по крайней мере, по современным меркам) уставных требований в гимназии имени священномученика Константина Богородского. Так, посещение воскресных Литургий, как и торжественных богослужений в дни двунадесятых праздников, в городском Богоявленском соборе там строго обязательно (причем явка и самих школьников, и их родителей неукоснительно отслеживается). То же самое касается и еженедельных Литургий в гимназическом храме, где ученики (естественно, уже без родителей) молятся каждый понедельник. Получается, что у детей два дня подряд Божественная литургия — и так в продолжение всего учебного года.
Много это или в самый раз — решать как раз духовнику. В любом случае подобная практика допустима только в школах, где есть собственный храм. Увы, даже в столице это далеко не повсеместная норма. «В нашей школе занимаются дети из примерно полусотни приходов столичного региона, — говорит протоиерей Сергий Махонин. — Посещение воскресного богослужения каждым ребенком крайне затруднительно. Да это, честно говоря, и не нужно: насильно к богослужению не приучишь. Поскольку своего храма у нас нет, мы время от времени практикуем так называемые паломнические Литургии на дружественных московских приходах: в храмах Рождества Богородицы в Крылатском, Троицы в Голенищеве. Кроме того, ранее я лично принимал исповедь у каждого ученика как минимум ежегодно. Последние годы мы от этой практики отошли, но теперь я чувствую: она доказала свою оправданность, так что будем к ней возвращаться».
В православной гимназии во имя преподобного Трифона Вятского (город Киров) Литургия еженедельная. Правда, здешний храм во имя святой великомученицы Екатерины еще и приходской, так что совершается она во внеучебный день. Помимо этого один-два раза в неделю служатся общешкольные молебны (посетить надо хотя бы один). «В течение года все ученики несколько раз (не менее одного) обязательно проходят лично у меня исповедь с последующим причащением», — добавляет духовник школы протоиерей Сергий Гомаюнов.
Разумный компромисс нашли в Свято-Владимирской школе: необходимость ежевоскресного посещения Литургий, как и ежемесячного причащения детей, здесь внесена в Устав. Однако администрация не контролирует эти моменты, принципиально оставляя их на совести родителей. «Это разумные рамочные установки, которые можно рассматривать как рекомендуемый (более того, крайне желательный) ориентир для ребят, — говорит отец Алексий Уминский. — Конечно, кому-то такая нагрузка покажется избыточной, и в индивидуальном порядке по просьбе родителей ее можно несколько ослабить».
При этом пять раз в году совершается общешкольная Литургия (строго говоря, даже две: для учеников 1–5 классов — в Троицком храме, для остальных — во Владимирском). Помимо таинства Божественной Евхаристии она сама по себе — замечательный воспитательный инструмент. «Именно здесь наши дети постигают: не помирившись, ты не можешь подойти к Чаше и соединиться со Христом. Именно здесь они ощущают себя единой плотью с нашим Господом, как и учителя, которых привыкли видеть обычно строгими, а здесь, быть может, замечают отходящими со слезами на глазах от аналоя после исповеди».
И всё же главное ноу-хау воспитательного процесса этой школы — насчитывающая десятилетнюю историю традиция так называемых агап. Это — традиционные собеседования за праздничной трапезой после Литургий, в которых по возвращении из Владимирского храма духовенство участвует вместе с учениками. Исходные вопросы для обсуждения — обязательно анонимные — заранее готовит дежурный класс. Разумеется, допускаются и вопросы из зала. Круг обсуждаемых тем невероятно широк: ребят интересует, как постичь вечность и можно ли играть в игры на компьютере, почему на католических изображениях святых редки нимбы, а «666 — число диавола» (цитаты из расшифровки агап на школьном сайте). «Замечательный формат свободной дискуссии позволяет мне иногда переадресовать вопрос педагогу, а в отдельных случаях (если задают его 5–6-классники) — старшеклассникам, — замечает отец Алексий. — Тут духовное возрастание проявляется, что называется, невооруженным глазом».
Кроме Литургий в школьном расписании есть еженедельные (по понедельникам) молебны перед первым уроком: по очереди — святому равноапостольному князю Владимиру и новомученикам и исповедникам Российским (это дополнительный воспитательный элемент — уже сопряженный с Новейшей историей Отечества). В иные дни специально учиненный чтец из учащихся дежурного класса по-русски читает Евангелие, после чего школьники совместно молятся о болящих. Каждый урок начинается с молитвы».
Немного иная схема применяется в Московской традиционной Свято-Петровской школе. Здесь общешкольные Литургии совершаются каждый четверг, и их посещение обязательно для всех учеников. Правда, в порядке исключения младшеклассникам могут либо разрешить пропускать некоторые из них, либо приходить не к первому священническому возгласу, а к началу Евхаристического канона (особенно если они далеко живут). С общешкольного же молебна в домовом храме начинается каждый учебный день.
Урок 4. Закон Божий и... всё остальное
Наконец, последняя (ни в коем случае не по степени важности и уделяемого внимания) область ответственности школьного духовного попечителя — собственно сам учебный процесс. Разумеется, не весь: было бы, наверное, смешно диктовать учителю-физику методику преподавания законов Ньютона, а химику — реакций ионного обмена. Речь здесь идет о том, чтобы формирование картины мироздания на школьных уроках не выходило за границы христианского мировоззрения и тем более не диссонировало с ним.
«Дело в том, что деятельность православной школы, как и всякого общеобразовательного учебного заведения, обязана соответствовать федеральным государственным образовательным стандартам, — напоминает духовник Православной гимназии им. преподобного Трифона Вятского протоиерей Сергий Гомаюнов. — Мы, разумеется, придерживаемся этого правила. Но при этом у нас преподаются еще и вероучительные дисциплины. Получается одновременное существование в двух контекстах: современной системы образования и обучения духовным предметам. Задача духовника — добиться, чтобы они не превратились в параллельные миры». Духовник, таким образом, сталкивается с необходимостью как минимум профессионально разобраться в современном преподавании предметных учебных дисциплин.
«В основном эти методики, конечно, сопряжены с гуманитарными науками, — рассказывает отец Сергий. — Что же касается точных, мы делаем ставку на курсе соотнесения принципиальных законов естествознания с Шестодневом, включенном в учебную сетку 9-го класса. Хребтом же разработанной в нашей гимназии системы является постоянное взаимодействие педагогов с духовником на методических семинарах. Там мы, если можно так выразиться, распредмечиваем сознание учителя, чтобы немного приподнять его над рамками его узкой специализации, помогаем ему взглянуть на гимназический процесс обучения несколько шире. Как результат — формируется уникальная среда, где через обучение достигается постоянное сопровождение ученика учителем в умственной, речевой и поведенческой сферах. Не будет большим преувеличением сказать: подобным воспитывающим образованием в средней школе не занимаются нигде более, кроме как в православных учреждениях».
Эпилог. Задание на дом
Нынешний этап развития института духовничества в православных школах уникален. Преодолев наивные представления 1990-х годов, эти учебные заведения, несмотря на продолжающиеся финансово-экономические эксперименты над ними со стороны государства, прочно заняли свое место в системе общего среднего образования России. Оптимальный же формат духовного попечительства по-прежнему остается предметом поиска на местах. Именно поэтому от личности духовника благополучие школы в широком смысле зависит в первую очередь.
Возможно, у следующих поколений профессиональных православных педагогов какие-то из описанных выше практик, методов и опытов духовничества вызовут улыбку. Но без промахов нет успехов, а не ошибается, как известно, тот, кто ничего не делает. Узловой смысл переживаемого момента в православном образовании — отнюдь не наказание виновных, а высвечивание передовых, самых позитивных и перспективных практик. Именно в этом — сегодняшнее «домашнее задание» для духовных попечителей.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии