ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ТЫСЯЧА МЕЛОЧЕЙ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

На вопрос, «что главное в Православии», каждый церковный человек ответит без затруднений. Но, несмотря на это, наше внимание постоянно приковано к мелочам – маловажным, неинтересным, а то и вовсе ненужным понятиям и вещам, которые к делу нашего спасения очень часто не относятся никак. 

Вот и получается – человек вроде православный, церковный и причащающийся, а на уме у него то «рыбу есть перед  причастием нельзя», то «как защититься от чародеев», то «как грехи родителей «отмолить». И ведь некуда деваться, на вопросы таких людей приходится отвечать. Лично я делаю это часто. И в частном общении и в соцсетях. Сейчас вот на страницах газеты попробую.

Несут ли дети вину за грехи родителей?

«Чудес в мире, как мух в сортире...» Эта филатовская строчка вертелась у меня в голове, пока я вертел в руках молитвослов со странной молитвой, содержащей такое обращение: «Судия Праведный, наказывающий детей за грехи родителей до третьего колена»... Нет, ну, скажите, разве не чудо – браться за написание молитвы, ни разу не прочитав Библии? Почему я столь категоричен? Да потому что человек, хотя бы раз прочитавший Библию полностью, никогда не станет утверждать, будто дети несут вину за родительские грехи.

«Как так?» – возмущённо спросят некоторые и, открыв Писание, ткнут пальцем в книгу Исход – вот ведь, чёрным по белому: «Я... Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода»!

«А вот так», – отвечу я и сделаю то же самое, – читайте у пророка Иезекииля: «И было ко мне слово Господне: зачем вы употребляете в земле Израилевой эту пословицу, говоря: «Отцы ели кислый виноград, а у детей на зубах оскомина»? Живу Я! говорит Господь Бог,– не будут вперёд говорить пословицу эту в Израиле. Ибо вот, все души – Мои: как душа отца, так и душа сына – Мои: душа согрешающая, та умрёт. Если кто праведен и творит суд и правду... то он праведник, он непременно будет жив, говорит Господь Бог. Но если у него родился сын разбойник, проливающий кровь... то будет ли он жив? Нет, он не будет жив. Кто делает все такие мерзости, тот непременно умрёт, кровь его будет на нём. Но если у кого родился сын, который, видя все грехи отца своего, какие он делает, видит и не делает подобного им... то сей не умрёт за беззаконие отца своего; он будет жив... Вы говорите: «почему же сын не несет вины отца своего?» Потому что сын поступает законно и праведно, все уставы Мои соблюдает и исполняет их; он будет жив. Душа согрешающая, она умрет; сын не понесет вины отца, и отец не понесет вины сына, правда праведного при нём и остается, и беззаконие беззаконного при нём и остается» (см. Иез. 18:1-20).

Всем, кто сейчас удивился, объясняю: Бог всегда говорит с человеком на языке, понятном человеку. В XIII веке до н.э. (события именно этого времени описывает книга Исход) евреи жили глубоко племенным сознанием. Подумайте, легко ли было отвратить человека от греха, пригрозив ему Божьей карой, если этот человек осознавал себя сначала членом рода, а уже потом – отдельной личностью? Конечно, мысль о коллективной ответственности рода мотивировала куда сильней.

В свою очередь, пророк Иезекииль жил на границе VII-VI веков до н.э. и через него Бог обращался совсем уже к другим людям. Действительно, можно ли сравнивать современников зарождения древнегреческой философии с людьми, жившими на закате Бронзового века? За семь столетий мир шагнул далеко вперёд. И человек изменился. Достаточно, для того, чтобы без труда вместить простую истину: каждый ответственен только за себя. И это, заметьте, задолго до Евангелия.

Так нам ли, христианам, жить в плену предубеждений, развеянных Самим Богом более двух с половиной тысяч лет назад? Хватит ностальгировать по Бронзовому веку!

«Согрешил нарушением устава поста…»

Наверное, каждый священник слышал на исповеди эту фразу: «Согрешил нарушением устава поста…» Да, устав поста – дело серьёзное. Я даже встречал такие календари, где на каждый день отмечено, что в этот день можно есть.

И всё бы ничего, да вот только составлялся пресловутый «устав поста» не в наших краях и не в наше время. Вот, к примеру, жители Средиземноморья сравнительно редко ели мясо. Поэтому его отсутствие в рационе во время поста не очень-то и ощущалось. Зато рыба была у них на столе почти каждый день. И отказ от неё, особенно на долгое время, был своего рода подвигом. Так в нашем уставе появились постные дни без рыбы. В этом же регионе большинство блюд готовятся с оливковым маслом, вот греки и ограничили его употребление в пост. Собственно, у них мы и научились. Только нам сложнее. И климат не тот, и ритм жизни совсем не как в четырнадцатом веке, и с альтернативой рыбе и маслу как-то не очень.

Вот и выходит, что, слушая покаяние в нарушении устава поста, я прекрасно понимаю, что от этого же самого человека я услышу его ещё не раз. Так что могу подсказать выход. Не спешите себя корить за неспособность к сухоядению. Все мы знаем, что пост – это отказ от мяса, яиц и молока. Вот от них и стоит отказаться. Как же быть со всем остальным? Решите заранее. Трезво оценив возможности и силы. И если эти силы и возможности не совпадут с требованиями устава поста – не спешите нести это на исповедь. Сам-то пост вы всё-таки не нарушили.

Протоиерей Владимир Пучков

Газета «Православная Винниччина», №11 (39), ноябрь 2016 г.

Сайт Винницкой епархии