"Дух христианина" и Святитель Геннадий Схоларий об отношении к инославным
Еще монахи спросили, возможно ли давать панагию армянским и латинским паломникам. Мы же говорим, чтобы вы давали им и антидор, потому что они христиане и из-за этого идут из столь дальних стран для поклонения Господнему Гробу. Если они и отделены от нас из-за некоторых вопросов веры и неправославны, но как христиане с верою и благоговением ищут освящения нашего, то мы должны дать им.
А изречение «не давайте святыни псам» и проч. разумеет неверных, т. е. иудеев, сарацин, эллинов, манихеев и других, которые притворяются христианами, не будучи таковыми. Поэтому и прибавляет: «Чтобы они, обернувшись, не потоптали ее и не растерзали вас». Ведь топчущие - действительно псы и свиньи, а ищущие святыни с верой и благоговением и принимающие ее не суть таковые.
Слушайте, как и Господь говорит: «Всякий, кто не против вас, тот за вас», и «Приходящего ко Мне не изгоню вон». Только великое Таинство Причастия не давайте им, не только из-за величия таинства, но из-за того, что таинство это представляет все Божественное домостроительство, предшествуемое исповеданием истинной веры, поэтому не должно его давать тем, кто ложно мыслит относительно Божественного домостроительства или богословия и противоречит Кафолической Церкви.
Если же кто из них, возжелав остаться на этом месте или заболев, откажется от своей отеческой веры и исповедует веру Вселенской Церкви, то сподобьте его и такового общения. Таков обычай вселенской христианской Церкви. Так и святейшие Патриархи, когда совершали по праздникам литургию, то приходящих армян и латинян, со всяким благоговением пребывающих на литургии, не изгоняли, но и благословляли их, приходящих с православными, совершающих коленопреклонения и целующих патриаршую руку, и преподавали им антидор. Так и ученики Христовы не изгоняли вон приходящих к ним. Достаточно и того, что вы сами не ищете и не берете освящения от них, как неправославных и отделенных. Но если они сами ищут освящения от вас, то вы должны не отсылать их, как мы об этом наперед сказали."
[Честнейшему в монахах кир Максиму, в миру Софиану, и всем подвизающимся в святом Синайском монастыре преподобнейшим иеромонахам и монахам, 4 // Цит. по: Занемонец А. В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. С. 135-136]
Свт. Геннадий Схоларий разрешал инославным вкушать антидор! В то время как община иеромонаха Василия (Мозгового) изгоняет из монастыря Оптина Пустынь не только инославных христиан, но и даже православных христиан (греков, болгар, румын,...), живущих по новоюлианскому календарю.
Ревность сих сугубо православных христиан превосходит даже святоотеческие образцы ревнительства!
Действительно ведь: "Бог не в силе, но в Правде"
Геннадий Схоларий
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Геннадий II Схоларий (греч. Γεννάδιος Β) — константинопольский патриарх в 1453-1459 годах, первый патриарх после прекращения существования Византийской империи.
Сторонник унии
Родился предположительно в Константинополе около 1400 года. Мирское его имя было Георгий. Император Иоанн VII Палеолог сделал Георгия государственным судьей и членом верховного совета. Когда Иоанн VII и константинопольский патриарх Иосиф II по приглашению папы Евгения IV отправились в Феррару в 1438 году и потом в 1439 году во Флоренцию для переговоров об унии, в свите их находился и Георгий. Как светский человек, он не мог участвовать в соборных заседаниях, но тем не менее способствовал делу унии: этой цели служили сделанные на соборе три речи его (о пользе, трудности и возможности унии) и воззвание к грекам об угрожающей от турок опасности и о неотложной необходимости изыскивать средства защиты. Когда греки были стеснены во Флоренции латинянами, Георгий оставил Флоренцию.
Противник унии
Узнав по возвращении в Константинополь, что уния решительно осуждается клиром и народом, он присоединился к главному ее противнику Марку Эфесскому, своему другу и духовному отцу. После смерти Марка в 1447 году Георгий стал главой противников унии и издал целый ряд полемических сочинений. Вражда к унии расстроила отношения Георгия к императору Иоанну VII и ещё более к его брату и наследнику императору Константину (правившему в 1448—1453 годах), поэтому он принял монашество.
При взятии Константинополя турками погиб патриарх Афанасий. Когда султан Мехмед II приказал грекам избрать нового патриарха, единодушный выбор пал на Геннадия. По желанию султана Геннадий составил для него изложение главных догматов христианской веры. Патриарх делал все, что было возможно для облегчения тяжкой участи своих единоплеменников, но ввиду многих препятствий и, между прочим, интриг самих греков, не позднее 1459 года, он был вынужден прекратить свою благодетельную для церкви и народа деятельность. Он оставил кафедру и удалился в монастырь, где и умер, как полагают, в 1464 году. Греческая церковь причислила его к лику святых.
Творения
Общее количество сочинений Геннадия около ста. Некоторые из них изданы не полностью, многие остаются в рукописи, о подлинности некоторых идёт дискуссия. По содержанию они делятся на философские (толкования Аристотеля, Порфирия, переводы с латинского — Фомы Аквинского и другие) и богословские (по поводу унии и против латинян, изложение христианских догматов, против иудеев, мусульман, против язычествующих философов, много проповедей, писем и гимнов). Труды Геннадия включены в 160-ый том Patrologia Graeca.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии