Друг Жениха
Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. Он пришел для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. Он не был свет, но [был послан], чтобы свидетельствовать о Свете (Ин. 1, 6–8). 11 сентября Церковь вспоминает мученическую кончину Иоанна Крестителя, Иоанна Предтечи — Усекновение его честной главы. О рождении, жизни и смерти Иоанна мы беседуем с протоиереем Димитрием Усольцевым, секретарем ученого Совета СПДС, преподавателем Священного Писания Нового Завета.
— Отец Димитрий, в четырех Евангелиях, кроме Иисуса Христа, так или иначе упоминается еще очень много разных людей. Но Иоанн Креститель, он же Иоанн Предтеча, явно занимает среди них особое место: мы чувствуем невероятную мощь и огромное историческое значение этой личности. Можно ли назвать Иоанна связующим звеном меж двумя Заветами — Ветхим и Новым?
— Иоанн, безусловно, связующее звено или даже ступень от Ветхого Завета к Новому. Через весь Ветхий Завет красной нитью проходит ожидание Мессии. Наиболее ярко это обетование выражено у Исаии: Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, [что] Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на нем, и ранами Его мы исцелились (53, 4–5). Чающим утешения Израилева евангелист Лука называет старца Симеона, которому было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня (Лк. 2, 26). В Иоанне ожидание Мессии, чаяние утешения Израилева достигло полноты, а пророческая традиция Ветхого Завета — вершины. Если ветхозаветных пророков отделяли от евангельских событий века, тысячелетия, если Симеон Богоприимец мог только взять Богомладенца на руки, то Иоанн — именно Предтеча, он послан для того, чтобы приготовить путь Господу, прямыми сделать стези Ему (ср.: Лк.3, 4; Ис. 40, 3) — и, наконец, встретиться с Ним лицом к лицу. Личность и проповедь Иоанна производили такое впечатление на его современников, на тех, кто приходил к нему креститься, что они помышляли в сердцах своих об Иоанне, не Христос ли он (Лк. 3, 15). Но Иоанн отвечал: я крещу вас водою, но идет Сильнейший меня, у Которого я недостоин развязать ремень обуви; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем (Лк. 3, 16). Увидев приближающегося к нему Христа, Иоанн сразу провозвещает Его Крестную Жертву:вот Агнец Божий, Который берет [на Себя] грех мира (Ин. 1, 29). И при Крещении Иисуса становится свидетелем Богоявления — Троицы (см.: Мф. 3, 16–17; Мк. 1, 10–11; Лк. 3, 21–22; Ин. 1, 32).
— Лука — единственный из евангелистов, кто подробно рассказывает нам о происхождении Иоанна Предтечи, о его родителях. Именно от Луки мы узнаем, что Благовещению — явлению Архангела Гавриила Деве Мариам (см.: Лк. 1, 26–38) — предшествовало благовещение малое — встреча священника Захарии с тем же посланцем Божиим в иерусалимском Храме (см.: Лк. 1, 11–20). А чему нас должна научить история Захарии и Елисаветы?
— Очень многому. Прежде всего — терпению и кротости в жизненных испытаниях, доверию к Богу. Захария и Елисавета праведны, они поступают по всем заповедям и уставам Господним беспорочно (Лк. 1, 6), но у них нет детей, и они уже в преклонном возрасте. Считалось, что если супружеская пара бездетна, то она наказана Богом за какие-то грехи. И к таким супругам относились, как к грешникам; претерпевать это людям праведным было очень тяжело. Но страдание очищало их, приготовляя великому событию. Господь снималпоношение между людьми (Лк. 1, 25 — слова Елисаветы), видя кротость и терпение супругов. Очень важно то, что родители видят в ребенке не просто утешение в старости, нет, они посвящают свое чадо Богу, отдают на служение Ему. Господь предвидит их благоволение, именно потому рождается дитя.
— Но ведь Захария не поверил Архангелу Гавриилу, он сказал: «По чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных» (Лк. 1, 18).
— Да, точно так же дамасский ученик Христа Анания не поверил, что тарсянин Савл — будущий апостол Павел — может обратиться ко Христу: Господи! Я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме (Деян. 9, 13). Это естественная человеческая немощь — нам трудно такие вещи вмещать. Архангел Гавриил поражает Захарию немотой, чтоб он поверил, наконец, что в его жизнь вошло чудо.Невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18, 27) — Он Сам помогает нам поверить, принять Его волю.
— Написав на табличке имя новорожденного сына (см.: Лк. 1, 63), Захария обретает речь и пророчествует о будущем служении Иоанна: «И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов» (76–77).
— Очищение покаянием — главное в проповеди Иоанна. Он жестко обличает грешащих — порождения ехиднины! Кто внушил вам бежать от будущего гнева? — но он же призывает их уповать на милость Божию и сотворить достойный плод покаяния (Мф. 3, 7–8). Обратите внимание: люди, приходящие к Иоанну, не просто омываются в Иордане, они при этом исповедуют грехи свои (Мф. 3, 6). Крещение Иоанново предшествует явлению Агнца — Христа, и потому мы можем сравнить его с нашей исповедью перед Евхаристией — перед Причащением Святых Христовых Таин.
— Очень важны, видимо, и эти слова пророка Иоанна: «И не думайте говорить в себе: "отец у нас Авраам", ибо говорю вам, что Бог может из камней сих воздвигнуть детей Аврааму» (Мф. 3, 9).
— Соплеменники Иоанна надеялись одной только принадлежностью к богоизбранному народу автоматически достигнуть Царства Божия. Иоанн предостерегает их от этой гордости, он говорит, что избранность не имеет решающего значения, что в очах Божиих она — ничто или, может быть, только шанс. Об этом будет говорить потом и Христос в притче о винограднике (см.: Мф. 21, 33–43) — отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его.
— По свидетельству евангелиста Луки, Иоанн «был в пустынях до дня явления своего Израилю» (1, 80), а Матфей подробно описывает внешний вид пророка («имел одежду из верблюжьего волоса и пояс кожаный на чреслах»), а также сообщает, что «пищею его были акриды» (насекомые вроде саранчи. — Авт.) и «дикий мед» (Мф. 3, 4). О чем это говорит? Есть ли основания считать, что Иоанн принадлежал к одному из радикальных религиозных течений, практиковавших крайний аскетизм?
— У нас нет сведений о принадлежности пророка к какому-либо из существовавших религиозных течений. Однако давайте вернемся к «малому благовещению» и вспомним слова, которые его отец Захария услышал от Архангела Гавриила: не будет пить вина и сикера и Духа Святаго исполнится еще от чрева матери своей(Лк. 1, 15). Почему так важно, что пророк не будет пить вина? Существовала традиция религиозного обета: человек обещал не пить вина или не стричь волос, а когда-то даже и не есть — до той поры, пока не исполнит своего долга. Но в данном случае речь не столько о конкретном обете, сколько о духовном состоянии человека, отрекающегося от всего земного ради долга перед Богом. Аскетический образ жизни Иоанна, его облик в данном случае противопоставлен образу жизни и облику фарисеев, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся (Лк. 20, 47).
— У Иоанна, как и у Христа, были ученики. Есть даже сведения о том, что между этими двумя «школами» возникали споры или, по крайней мере, недоумения: «Тогда приходят к Нему ученики Иоанновы и говорят: почему мы и фарисеи постимся много, а Твои ученики не постятся?» (Мф. 9, 14). Следует ли из этого, что Иоанн воспитывал своих учеников в иной традиции, нежели Христос?
— Из этого следует нечто иное. Что ответил ученикам Своего Предтечи Спаситель? Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется от них жених, и тогда будут поститься (15). Все мы знаем, что пост как духовный труд в христианстве принят, и потому здесь нет противоречия. Христос — Жених, а Иоанн сам себя называет другом Жениха, который радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась. Ему должно расти, а мне умаляться (Ин. 3, 29–30). При этом Иоанн подчеркивает разницу меж собой — сущим от земли, земным — и Приходящим с небес (ср.: Ин. 3, 31). И это напоминает нам слова Иисуса об Иоанне: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя, но меньший в Царстве Небесном больше его (Мф. 11, 11). Иоанн передает Иисусу — Агнцу Божиему — своих учеников, как мы видим это в первой главе Евангелия от Иоанна (35–37).
— Почему заключенный уже Иродом в темницу Иоанн вдруг усомнился в Мессии и послал своих учеников спросить Иисуса Христа: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф. 11, 3)
— После произошедшего на Иордане — Богоявления, явления Троицы — Иоанн не мог сомневаться в Иисусе. Учеников своих он послал к Нему ради них же самих, ради того, чтобы они услышали и уразумели — убедились в Его Божестве.
— От апостола и евангелиста Марка мы получаем чрезвычайно интересные сведения об отношении царя Ирода к Иоанну: «боялся Иоанна, зная, что он муж праведный святой, и берег его; многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его» (Мк. 6, 20). И этот же Ирод чуть позже посылает своего оруженосца в темницу за головой Крестителя, которую он опрометчиво пообещал своей падчерице, красавице и плясунье. Представляется, что эта трагическая коллизия связана не с одним только Иродом, а каким-то образом обращена ко всем нам.
— Пример Ирода показывает нам душевное состояние человека, который тянется к хорошему и доброму, но не хочет употребить усилий: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают (получают) его; это слова Христа (Мф. 11, 12). Поэтому вино, тщеславие (ради клятвы и возлежавших с ним (Мк. 6, 26)), греховные страсти побеждают Ирода и делают его убийцей Иоанна. А Иоанн до конца исполнил всякую правду, ту правду, слова о которой слышал от Христа при Его крещении в Иордане (см.: Мф. 3, 15). Его мученическая смерть предварила Крестную смерть Спасителя, как его рождение — Рождество Богомладенца.
Беседовала Марина Бирюкова
Газета «Православная вера» № 17 (541)
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии