Древнейший храм Митры в Италии
Фреска с изображением тавроктонии. Фото: Jacqueline Poggi / polit.ru
После длительного закрытия из-за COVID и обширной программы реставрации Митреум в Санта-Мария-Капуа-Ветере, недалеко от города Казерта на юге Италии, вновь открылся для публики.
Реставраторы из Центрального института реставрации Рима и Университета Молизе проанализировали фрески на стенах и микроклимат внутри Митреума. Они установили новую энергосберегающую систему освещения, которая не изменяет температуру и влажность помещений и не повреждает целостность живописных поверхностей. В вестибюле главного культового зала также имеется новая информационная система, которая дает посетителям информацию о культе бога Митры, храме и результатах недавнего изучения фресок.
Иранский по происхождению культ Митры проник в Римскую империю благодаря торговцам с востока и азиатским рабам. Он стал особенно популярным среди легионеров. Со II века нашей эры культ Митры распространился во всех провинциях империи. Порой митраизм получал официальную поддержку: в конце II века император Коммод был посвящен в мистерии Митры, а в 307 году Диоклетиан, Галерий и Лициний, встретившись в Карнунте на Дунае, "освятили" там храм Митры, «покровителя их империи» (fautori imperii sui). Писатель и историк религии Эрнест Ренан отмечал: «Если бы рост христианства был остановлен какой-то смертельной болезнью, мир был бы митраистским». Тем не менее в IV веке митраизм исчез. Археологам известны десятки митреумов — храмов Митры — на территориях современных Италии, Франции, Испании, Германии, Бельгии, Боснии и Герцеговины, Греции, Венгрии, Израиля, Швейцарии, Румынии, Сирии и Великобритании.
Митреум в городе Капуя, на месте которого располагается сейчас Санта-Мария-Капуа-Ветере, был сооружен в естественной пещере в конце I или начале II века. Это старейший митреум на Западе и один из самых важных митраистских памятников в мире. Пещера расположена недалеко от большого городского амфитеатра, который был вторым по размеру в империи после римского Колизея. Митра появляется на самом амфитеатре в виде бюста, вырезанного на краеугольном камне арки аркады. Если в Колизее входы были просто пронумерованы для контроля потока зрителей, в амфитеатре Капуи для обозначения входов служили божества. На краеугольных камнях амфитеатра Митра стоит в одном ряду с Юпитером, Юноной, Минервой, Дианой, Аполлоном, Меркурием и Церерой.
Храм находится под землей. Посетители спускаются по лестнице в узкий коридор, который ведет в аппариторий (подготовительную комнату) справа и в главную культовую комнату слева. Митреум представляет собой прямоугольное помещение длиной около 12 метров и шириной 3 метра. У длинных стен высечены из камня скамейки, на которых сидели верующие.
В конце комнаты находится алтарь с яркой фреской, изображающей тавроктонию — сцену убийства быка Митрой. Вонзающий кинжал в шею быка Митра одет во фригийский колпак и красное платье с зеленой каймой, а также большой развевающийся плащ, красный снаружи и синий внутри. Слева вверху изображен бог Солнца, который наблюдает за сценой и через ворона, стоящего перед ним, повелевает Митре совершить подвиг. Вверху справа изображена богиня Луна. По бокам — две фигуры с факелами. Это спутники Митры Кавт и Кавтопат. Стоящий слева Кавт держит факел поднятым вверх. Предполагается, что он символизирует победу света над тьмой и дня над ночью, воплощая весеннее равноденствие. Кавтопат справа опустил факел вниз, это обозначает победу ночи над днем и осеннее равноденствие. Ниже изображены три животных, которые помогают Митре: собака, скорпион и змея. Наконец, из земли появляются два бородатых лица, которые представляют собой гениев места. Изображение тавроктонии было важнейшим в митраистской иконографии, скульптуры или фрески с этим сюжетом имелись в каждом храме.
На восточной стене находится фреска, изображающая Луну, держащую поводья колесницы, запряженной одной черной и одной белой лошадью. На западной стене — барельеф с изображением Купидона и Психеи. Потолок окрашен в желтый цвет и украшен красными и синими звездами из стеклянной пасты. Первоначально боковые стены были полностью покрыты изображениями, но из них сохранились только два факелоносца и изображения этапов ритуального очищения нового посвященного. На стенах храма также были обнаружены странные знаки, которые ученым пока не удалось расшифровать.
Митреум был обнаружен во время строительства в 1922 году. Он был открыт для посетителей в 1937 году. Теперь, когда он вновь открылся, приоритет отдается сохранению настенных росписей, поэтому туда будут пускать только максимум 20 посетителей в день и только на 20 минут — десять минут в вестибюле, где находятся информационные табло, и десять в молитвенном зале.
Руссо Максим
24 октября 2023 г
Источник: "Полит.Ру"
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии