Древнейшая икона Верхневолжья находится в Спасо-Преображенском соборе Твери
Фото: tver.mk.ru
Тверь, 23 июля. В Спасо-Преображенском соборе Твери до 21 августа будет находиться древнейшая икона Верхневолжья – чудотворная Страстная-Кашинская икона Божией Матери. Она принесена 21 июля, в день Великого освящения собора, которое совершил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Прихожане могут в соборе поклониться чудотворной Страстной-Кашинской иконе Божией Матери, которая находится в процессе реставрации в Москве и прибыла в Тверь на короткий срок, сообщает «ТОП-Тверь».
Образ датируется третьей четвертью XIII века и происходит из Ростова. Первые сведения об иконе в Дмитриевском монастыре Кашина имеются в монастырской описи 1710 года. Это происхождение подтверждают также исследования известного ученого Владимира Сарабьянова.
По местному преданию, Дмитриевский монастырь в Кашине был основан отцом благоверной княгини Анны Кашинской, князем Дмитрием Борисовичем Ростовским. В конце XIII века дочь князя Дмитрия, святая княгиня Анна, вышла замуж за благоверного князя Михаила Тверского и переехала из Ростова в Тверь. Соотношение данных позволило предположить, что Страстная-Кашинская икона могла принадлежать святой Анне Кашинской и попасть в Тверь во время бракосочетания, а потом вместе с княгиней переместиться в Кашин, в монастырь, исторически связанный с ее отцом.
В середине XIX века, согласно описи, икона находилась в алтаре за престолом. В 1890–1903 годах в Дмитриевском монастыре для хранения чудотворной иконы был построен Страстной собор.
В советские годы икона находилась в Калязинском краеведческом музее, филиале Тверского государственного объединенного музея (ТГОМ). Как рассказала генеральный директор музея Ирина Репина, в 1986 году вместе с фресками Свято-Троицкого Макарьева монастыря икона направлена на реставрацию в Межобластное научно-реставрационное художественное управление (МНРХУ).
Икона была расколота на три части, находилась в аварийном состоянии. Лишь после укрепления живописи и ее исследования в рентген-лучах художникам-реставраторам стала очевидна чрезвычайная древность иконы.
«Началась большая работа по расчистке верхнего покрытия и открытию первого слоя, отнесенного к XIII веку. В том числе, восстановлен лик Богоматери в исходном виде, как она была написана», – сообщила Ирина Репина.
Реставрация иконы проводится поэтапно. К ее восстановлению привлекаются художники-реставраторы высшей категории, аттестованные Министерством культуры РФ по направлению «Реставрация станковой темперной живописи».
Сейчас икона находится в стабильном состоянии сохранности, проведен комплекс мероприятий для ее временного экспонирования в витрине-капсуле со специальным климатом. Запланировано продолжение консервационно-реставрационных работ памятника древнерусского искусства.
Главный хранитель ТГОМ Елена Мойкина отметила, что после завершения реставрации икону планируется на постоянной основе разместить в Калязинском краеведческом музее имени И.Ф. Никольского.
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии