ДОСТИГАЯ СВОЕГО ПРЕДНАЗНАЧЕНИЯ: ИСТОРИЯ ИОСИФА ПРЕКРАСНОГО
Если бы Иосиф ориентировался на окружающих, он даже не стал бы начальником над имением Потифара.
Любимец и изгой
Знакомство с Иосифом, одним из младших сыновей патриарха Иакова, в Священном Писании начинается в 37-ой главе книги Бытия. Мы узнаем, что он пас овец вместе с братьями и доносил худые слухи своему отцу — проще говоря, был ябедой и сплетником. Иосиф также был любимцем отца, и все это вызвало конфликт между братьями. Масла в огонь подлила особая одежда, которую Иаков подарил Иосифу, и сны последнего, в которых он увидел свое великое будущее, когда братья и даже отец поклонятся ему. Иосиф имел неосторожность рассказать о них своей семье. Как сообщает Писание, братья не могли даже разговаривать с ним дружелюбно.
Вскоре они ушли пасти скот, а Иосиф остался дома. Наверное, все облегченно вздохнули — небольшой перерыв. Но тут Иаков попросил Иосифа отнести братьям пищу. Иосиф с готовностью принялся за это. Но когда он пришел на место предполагаемой остановки братьев, их не было там. Другой бы облегченно вздохнул: и дело сделано, и лишний раз братьям не попался на глаза. Но не Иосиф. Вместо того, чтобы спокойно отправиться домой, он разыскал их. Эта попытка быть добрым к братьям и верным отцу закончилась тем, что братья продали его в рабство.
Рабство в Египте
Иосиф стал рабом Потифара, одного из приближенных фараона, царя египетского. Поводов для обиды у Иосифа было более чем достаточно. Вместо великих обетований о царском величии — рабство в чужой стране, вдалеке от близких людей. Но что-то горело внутри этого юноши. Он не предался горечи, но наоборот, служил верно и прилежно своему хозяину. Тот вскоре заметил, что новый раб хорошо справляется с работой, и назначил его управителем всех своих имений. Едва ли Иосиф был бы выбран на эту должность, если бы он не был прилежным, не работал больше остальных, не вдохновлял окружающих. Бог был с Иосифом, говорит нам Писание, и мы видим, как молодой человек использовал это, чтобы служить ближним. И Господь дал ему покой — он стал начальником, хотя и не столь значительным.
Заключение в темнице
На молодого красивого Иосифа вскоре положила глаз жена Потифара и попыталась соблазнить его. И делала она это не день, не два и не три. Остается загадкой, какой божественный огонь пылал внутри этого молодого, здорового, красивого парня, что он сумел противостоять огню плотской похоти. Этот пример может служить предметом не только восхищения, но и вдохновения — воздержание и целомудрие возможно. Закончилось все тем, что оклеветанный Иосиф был заключен в темницу.
Наверное, теперь-то мы увидим юношу в бездне горечи и отчаяния. Он старался изо всех сил, был верным до последнего, но все обернулось еще хуже — теперь уже кандалами. Но это не про Иосифа. Он не сломался. Он по-прежнему работал прилежно, держался в хорошем настроении — ведь иначе не отдал бы начальник темницы всех заключенных в его распоряжение. Вскоре в тюрьму попали виночерпий и пекарь фараона. Однажды утром Иосиф увидел их грустными. Подойдя к ним, он поинтересовался, что с ними случилось, отчего у них сегодня печальные лица (Быт. 40:7). Может, в свое время Иосиф мечтал, чтобы его об этом спросили. Например, когда братья продали его в рабство, или когда его покупали на невольничьем рынке, когда бросили в темницу… Но даже не получая в свое время элементарной поддержки и вдохновения от людей, Иосиф дарил их окружающим.
Получив обетования Божии во сне, а затем пережив то, что пережил Иосиф — продолжили бы мы верить, что Господь исполнит их? Возможно, когда Иосиф услышал, что виночерпию и пекарю приснились вещие сны, нож в очередной раз прошел по его сердцу. Все говорило только об одном — это не работает, по крайней мере, таким образом. Но какой-то огонь по-прежнему горел в этом юноше. Он верил и истолковал сны этим людям. И когда он попросил, чтобы виночерпий вспомнил его перед фараоном, мы уже ожидаем — это не сработает. Иосиф, ты родился не под теми звездами, кто-то серьезно поиздевался над нитями твоей судьбы — зачем ты пытаешься сопротивляться?
Интересно, что бы он сказал на это? Может, даже тогда он был бы так пленен служением ближним, что вместо ответа на эти вопросы постарался бы вдохновить нас, чтобы мы не растрачивали своего времени на мелочи, чтобы проживали полноценную, богоугодную жизнь. В любом случае, Иосифу пришлось ждать еще целых два года, пока Сам Господь не вывел его из темницы. Но когда это произошло, неизвестный каторжник меньше чем за сутки стал вторым человеком на планете.
Уроки Иосифа Прекрасного
Едва ли мы сможем до конца узнать, благодаря чему Иосиф смог среди всех этих невзгод стать больше, чем победителем (Рим. 8:37). Одно нам известно точно: Бог был с Иосифом. И этот юноша сумел найти в этих отношениях то, что сделало его непобедимым, приносило больше удовлетворения, чем плотские утехи, давало источник вдохновения и хорошего настроения среди самых черных невзгод, поддерживало его в состоянии светящего солнца даже тогда, когда все вокруг хотели его затемнения. И таким образом он достиг того великого предназначения, которое Господь приготовил ему.
Возможно, черная полоса, которая началась сегодня или давным-давно, а может, и в неизвестном будущем, станет ярчайшем свидетельством того, что Бог серьезно взялся за то, чтобы приготовить и довести нас к нашему предназначению. И нам остается выбирать, как мы отнесемся к этому. Будем использовать как повод, чтобы оправдать греховные удовольствия и не стараться, или, вопреки всему, сохранять верность Богу и служить ближним?
Иногда нужно просто признать, что сидеть и пытаться разгрести кучу горестей, которая свалилась на нас — проще, чем идти служить Богу и людям, каждый день выкладываясь на максимум и сохраняя хорошее настроение, даже когда в душе стоит самая мрачная тьма. Будем ли мы искать ободрения от людей или позволим Богу так светить через нас, что, проходя долиной смертной тьмы, мы будем вдохновлять и ободрять других? Если мы христиане и стремимся к Богу, Господь с нами! Позволим ли мы этим отношениям взять вверх над всем остальным, что происходит и не происходит в нашей жизни или покажем своей жизнью, что Господь — это не все, что нам нужно? Выбор остается за каждым из нас. Иосиф ответил на щедрый Божий призыв «да» и прошел весь этот тернистый путь еще до пришествия благодати, не наслаждаясь бесценными дарами крестного подвига Иисуса Христа. И если мы этого не сделаем, какое можно будет найти оправдание?
Ориентироваться на окружающих, говорить, что все так поступают — равносильно тому, чтобы отказаться от великого и щедрого предложения Бога, заранее подписаться на жалкую, неполноценную жизнь. Если бы Иосиф ориентировался на окружающих, он даже не стал бы начальником над имением Потифара. Имея великое предназначение, мы попросту не можем позволять себе оправдываться: «и так сойдет», «сегодня можно расслабиться», «а они тоже так поступают». У нас нет времени, чтобы предаваться греху. «Они» могут расслабиться и жить в свое удовольствие, «им» это сходит с рук. Но если мы хотим получить полноту божественных даров, у нас совсем другая, особенная история.
Стефан Парахин
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии