ДОСТАТОЧНО ЛИ БЫТЬ ТОЛЬКО ЧЕЛОВЕКОМ?
Беседа духовника Киевских духовных школ архимандрита Маркела (Павука).
Обычно когда мы, братья и сестры, читаем в Евангелии притчу о милосердном самарянине, то акцентируем внимание на бездушии священника и левита, которые прошли мимо раненного разбойниками человека и не оказали ему помощи. Думаем: «Как так можно?!» Правда, некоторые пытаются их оправдать тем, что они спешили на богослужение и по закону им нельзя было прикасаться к таким людям, чтобы не оскверниться. И, конечно, мы противопоставляем им самарянина, который хотя и не принадлежал к избранному израильскому народу, не ходил поклоняться Богу в святой город Иерусалим, но проявил великое милосердие к совершенно чужому ему человеку. Соответственно, многие делают из этого вывод, что не обязательно ходить в церковь, не обязательно принадлежать именно к канонической ветви христианства, главное – быть человеком.
Однако следует обратить внимание на важнейшую деталь в этой притче. По сути, самарянин сделал то, что по природе должен делать каждый человек, независимо от вероисповедания. А священник и левит, прошедшие мимо несчастного человека, так морально пали, хотя и принадлежали к избранному народу, что не только не исполняли Закон Божий, который завещает любить ближнего, как самого себя, а пошли против общечеловеческой природы. Этой притчей Спаситель показывает, как низко опустилось человечество перед Его рождением.
Более двух тысяч лет назад Христос пришел, чтобы мы были не просто людьми, а уподобились Ему в милосердии и других добродетелях: «Будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд» (Лк. 6:36). «Будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:16). А это значит, что мы должны не только выполнять то, что требует от нас человеческая природа, или то, что зафиксировано в Законе Божием, потому что это могут делать и неверующие люди, а более того – любить врагов своих.
На первый взгляд кажется, что это невозможно. Нам бывает тяжело выполнять даже то, что требует природа: любить своих родных и близких. Но по мере того, как мы смиряем и искореняем из своей души греховные страсти, а в нашем сердце находит для себя место Христос, невозможное становится возможным. И такое чудо мы, священники, наблюдаем всякий раз, когда кто-то внимательно и нерассеянно молится и искренне раскаивается в своих грехах.
Однако в секулярном мире, который в большинстве отворачивается от Бога и Церкви, чтобы оправдать себя, сейчас всё громче и громче звучат голоса, что достаточно быть человеком и не обязательно много поститься, часто ходить в церковь и там каяться в грехах. Впрочем, когда человек занижает планку своего духовного совершенства, то у него со временем возникает соблазн оправдать всякий грех. Это мы сейчас уже наблюдаем. В результате многие вообще теряют смысл своей жизни.
Поэтому, дорогие братья и сестры, не будем слушать тех, кто якобы искренне призывает соблюдать общечеловеческие устои нравственности. Человек никогда не сможет с помощью этих устоев стать счастливым. Блаженным он становится только тогда, когда стремится стать подобным Богу.
Вот сегодня мы вспоминаем преподобного Паисия Величковского, который в ХVIII веке учился в нашей Киевской духовной академии, хорошо выучил древнегреческий язык, что в будущем ему очень пригодилось. Но он не окончил полный курс наук. Как Паисий объяснял проректору: «Я здесь слышу имена только светских философов и вижу плоды такого обучения – ваши выпускники ездят в дорогих каретах, а я не хочу такой жизни».
Он побывал в нескольких монастырях, чтобы найти духовных руководителей, которые учили бы, как угодить Богу, а не этому миру с его страстями. Тогда почти нигде не было таких подвижников. Даже на Святой Горе Афон он не увидел живых свидетелей благочестия, а нашел их только в афонских библиотеках на страницах книг, которые перевел с древнегреческого на славянский язык и дал сборнику название «Добротолюбие». Вокруг преподобного Паисия стали собираться другие монахи, с которыми из-за турецких погромов на Афоне он был вынужден переехать на территорию нынешней Румынии и основал Нямецкий монастырь. Оттуда ученики преподобного Паисия распространили науку благочестия не только по Румынии, но и по всей Руси.
Нынче начинается Рождественский пост. Кто-то с радостью понесет его бремя, а кто-то – сетуя. Некоторые вообще не будут поститься, оправдывая себя тем, что сейчас очень тяжелое время, бурлит ковид и т.д. Но как бы мы себя ни жалели и ни оправдывали, если не понесем благое иго поста, мы еще больше углубим разные проблемы, потому что только благодаря посту постепенно обуздываем и искореняем свои злые страсти. Кто этого не делает, тот растет не духовно, а в своей злобе и похоти, накапливает гнев и другие грехи и в конечном итоге сам себя уничтожает духовно и физически и становится причиной распространения этого зла среди других людей.
Итак, дорогие братья и сестры, не будем довольствоваться только общечеловеческими ценностями, потому что они, как мы это видим, обладают свойством очень быстро обесцениваться, а будем стремиться к большему – к уподоблению Богу по примеру преподобного Паисия Величковского, оставившего после себя прекрасную книгу «Добротолюбие». В этом труде найдут для себя много полезного и монахи, и миряне, ибо увидят прекрасный указатель к Царству Небесному. Аминь!
https://pravlife.org/sr/content/da-li-je-dovoljno-biti-samo-chovek
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии