ДОРОЖНАЯ КАРТА ПРЕПОДОБНОГО МАКАРИЯ. Диакон Павел Сержантов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
 

Среди великих подвижников Церкви навсегда осталось имя преподобного Макария Египетского. Память его 19 января / 1 февраля. Родом он был копт. Богу он послужил в сане священника и был прекрасным духовником.

Собратья поначалу называли его иронически – младостарцем. Потом убедились, что не старый еще отец Макарий действительно приобрел старческий опыт христианского подвижничества.

Его наставления ценились во все века. И сегодня мы еще раз убедимся в духоносности отца Макария – вспомним его «Послание к чадам своим». Маленькое послание, три страницы, но каждая строчка в нем – на вес золота.

После обращения к Богу – подвиг и борьба со страстями

Преподобный Макарий отправляется от того момента, когда, положив начало покаянию, христианин всей душой ищет Бога и получает от Него дар – печаль о грехах. Это, как известно, основное покаянное чувство, со временем оно производит покаянную радость.

А что потом? Потом Бог дает человеку хорошо знакомый пустынникам суровый подвиг – в постах и бдениях, дает силы переносить поношения и полюбить плач, в котором изливается покаянная печаль. Думаю, это можно считать плодом покаяния. Еще одно важное обстоятельство: человек перестает обращать внимание на грехи окружающих, потому что занят очищением души от своих грехов.

Враги нашего спасения на этом этапе начинают ожесточенное сопротивление, невидимую брань. Бесы внушают человеку помыслы уныния, которые замаскированы под благочестивые мысли: «Много трудов требуется, чтобы Бог вселился в тебя, совершившего столько грехов».

Если сердце человека не принимает эти помыслы, то враги подсовывают коварный помысел тщеславия: «Если ты и согрешил, то покаялся в грехах своих». Так бесы пытаются склонить человека к ослаблению подвига.

В том случае, если человек не принимает сердцем этот помысел, бесы заходят на бой с другой стороны – они побуждают человека на непосильные подвиги. Причем бес тщеславия поначалу готов помогать в этих незаконных подвигах. А потом, наигравшись, бросает помогать и с удовольствием передает человека во власть беса уныния.

Помимо прочего бесы навлекают на человека блудную брань и другие искушения. По временам человек чувствует, словно он бьется ночью, ему трудно сориентироваться и оказывать должное сопротивление – он изнемогает. Тогда Бог посылает человеку Свою Силу, дает ему плач, радость и отдых.

На этом этапе постепенно человек становится сильнее врагов. Преподобный Макарий говорит о духовном покое и об особом укреплении человека (он становится сильнее врагов). Я полагаю, он описывает опыт, близкий к священному безмолвию (как это стали называть впоследствии).

После ожесточенной борьбы со страстями, с бесами подвижник приближается к такой высоте, где страсти безмолвствуют.

Богооставленность и начало созерцания

Так Бог воспитывает человека: отнимает Свою Силу и оставляет подвижника один на один с бесами

Преподобный Макарий Великий пишет об особенностях Божественной педагогики: когда Бог видит, что сердце подвижника укрепилось на врагов, Он мало-помалу отнимает Свою Силу и оставляет подвижника один на один с бесами. Таким образом Бог воспитывает человека, предоставляет ему возможность быть самостоятельнее. Когда читаешь «Послание к чадам своим», вспоминаются жуткие искушения святого Антония, который был наставником Макария. Явно авва Макарий, составляя «Послание», опирается на свой личный опыт и на опыт своего наставника.

Итак, человек переживает богооставленность, бесы с распаленной яростью бросаются на него, неустанно подбрасывают ему помыслы тщеславия и похоти очес. Человек сражается до изнеможения в этой брани. Видя это изнеможение, Бог снова укрепляет его душу и тело. Бог начинает отверзать человеку очи сердца, дабы человек познал, что именно Бог дает ему силы.

Духовные брани приносят человеку смиренномудрие, и наряду с духовным деланием начинается духовное созерцание безмолвников (очи сердца отверзаются).

Затем Божественная Сила начинает открывать сердцу, как следует молиться. То есть христианская молитва, которую и раньше творил подвижник, теперь меняется. Молитва углубляется, совершается на уровне сердца, это новое откровение для сердца. Позже исихасты назовут подобный опыт умно-сердечной молитвой.

События, происходящие на этом этапе духовного пути, описываются таинственными словами преподобного: «…многое другое, о чем я не могу сказать, но что подвизающийся познает на опыте». Преподобный замечает, как Святой Дух полагает в душе пределы чистоты. Что имеется в виду? Чистота бесстрастия?

Во всяком случае, авва Макарий пишет ясно: на этом этапе Господь дарует человеку великое смирение, чтобы тот считал себя ниже всякой твари. Здесь мне вспоминается аналогия – знаменитый помысел аввы Антония Великого: «Все спасутся, один я погибну».

Какие здесь описываются ступени: безмолвие? бесстрастие? непрестанная молитва? высшие ступени созерцания? Трудно сказать. Разных безмолвников Господь может на разные ступени призывать. Дух Утешитель преподает Свои дары человеку в покое – нужной мерой.

Всё время, пока подвижник получает от Бога благодать нужной мерой, он остается свободным. Если он начнет пренебрегать устроениями Духа, то Сила Божия вновь удаляется от него. Человек теряет покой (безмолвия), смущения вторгаются в сердце, на брань с человеком вновь подымаются страсти. Тогда человек опять обращается к Богу, усваивает заповеди Духа и постепенно-постепенно подходит к непрестанному пребыванию с Богом.

Весь путь христианской жизни

Еще раз окинем взглядом путь, обрисованный в «Послании». Преподобный Макарий описал христианский путь от покаяния через постнические и другие подвиги до борьбы со страстями. Эта борьба включает в себя опыт богооставленности. Выдержавший ожесточенную борьбу христианин вкушает духовный покой – безмолвие страстей. Сердце его отверзается и начинает созерцать, как к нему приближаются вражьи помыслы, как внутри совершается истинная молитва.

Выдержавший ожесточенную борьбу христианин вкушает духовный покой – безмолвие страстей

На этом пути человек может изнемогать и даже может потерять благодать. Тогда ему нужно подняться от своего падения, обратиться к Богу и начинать путь сызнова – с покаяния.

Бог на этом пути ведет человека вверх (ко всё большим дарам, к более высокому опыту) и порой – вниз (к богооставленности). Кратко отметим, что эта тема несколько подробнее раскрыта архимандритом Софронием (Сахаровым) в учении о трех этапах духовного пути.

Бог оставляет человека на время для того, чтобы сердце человека укрепилось на врагов и человек стяжал смиренномудрие, которое не даст ему потом отдалиться от Бога. После духовной брани подвижник вкушает безмолвнический покой, Святой Дух возводит душу подвижника к предельной чистоте.

Уму непостижимо! – весь этот многоэтапный путь христианской жизни святой Макарий описал уже в IV веке, в эпоху раннего египетского монашества. Второе поколение монахов еще совершало свой подвиг, а полная дорожная карта для будущих поколений христиан была прорисована преподобным Макарием.

До всем нам известной синайской дорожной карты, то есть до «Лествицы» преподобного Иоанна, было далеко – практически два века, наполненных трудами и писаниями многих подвижников.

Просто глазам своим не веришь. Поистине велик преподобный Макарий.

http://www.pravoslavie.ru/100640.html