Дорогами Византии. Лариса Узлова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Каппадокия — историческое название турецкой области в центре Малой Азии. В переводе с хеттского это название звучит как «страна прекрасных лошадей». Люди жили здесь десятки тысяч лет до нашей эры. Хетты, персы, римляне, греки, турки-сельджуки сменяли друг друга на этой земле. В первом веке от Рождества Христова апостолы успешно проповедали здесь христианство. В период Византийской империи Каппадокия дала миру множество святых — родом из этих мест были святой Григорий, просветитель Армении, святая равноапостольная Нина, Севастийские мученики, Георгий Победоносец, святители Василий Великий, Григорий Богослов и Григорий Нисский, святой Арсений Каппадокийский. На территории Каппадокии существовало множество монастырей и храмов. В 1071 году Каппадокия отошла сельджукам, а в XVI веке произошло окончательное присоединение этих земель к Османской империи. Турки первоначально не запрещали христианам посещать церковь, однако постепенно ограничивали их в правах, располагая к добровольному принятию ислама, ставшего государственной религией, а затем и насильственно обращая в него. Греческое и армянское население постепенно ассимилировалось под турецким влиянием, но вплоть до начала ХХ века здесь существовали целые районы компактного проживания христиан. В 1924 году, по программе обмена населением, все греки были насильственно выселены в Грецию, а на их место в Каппадокию переехали турки из различных районов Греции. И вот, Промыслом Божиим мне выпало оказаться на каппадокийской земле.

Перибаджалары и пещерные жители

Уже поздно вечером мы добрались до гостиницы, расположенной в небольшом городке Ургюп. Красоту окрестных пейзажей мы смогли оценить лишь утром — вокруг гостиницы видны были холмы, среди которых во множестве располагались небольшие белые домики, как бы сросшиеся со скалами, а над дальними склонами красной каплей завис воздушный шар. Это было начало мая, в Турции уже все цвело, по-летнему припекало солнце — можно представить себе красоту, открывшуюся нашим взорам, после холодной и пасмурной Москвы.

Особенно завладели нашим вниманием скалы необычной формы, как бы пронизанные множеством входов и выходов. Выяснилось, что это вулканический туф, порода, интересная во многих отношениях. Туф появился здесь вследствие извержения вулкана в очень отдаленные времена. Он легко обрабатывается, но, затвердевая под воздействием воздуха, приобретает повышенную прочность. Поэтому местные жители с незапамятных времен стали выкапывать пещеры и целые поселения в толще этой породы. В ней не заводится плесень, не живут жучки и паразиты, что и по сей день делает пещерные склады идеальным хранилищем для продуктов. Очень часто местные дома словно врастают в нагромождения скал, расширяя свою площадь за счет высеченных в туфе пещер.

Комнатка в пещерном домеВ одном из селений нас провели в пещерное жилище турецкой бабушки. Шкафчик с фотографиями, украшенными фольгой и цветочками, словно перекочевал сюда из избушки в какой-нибудь северной русской деревне. Опрятные плоские диваны вдоль стен напоминали лавки и были устланы коврами домашней работы. Здесь же стоял ткацкий станок с разложенными перед ним низкими подушками. В углу разместилась настоящая железная печка-буржуйка, с угловатой трубой, уходящей на улицу. Бабушка степенно ответила на наши вопросы и разрешила нам сфотографироваться в ее жилище.

На поверхности земли сочетания туфа, песчаника и базальта образуют причудливые рельефы. В результате выветривания горных пород части базальта нависают над конусообразными основаниями из туфа, как некие шляпки. Такие каменные грибы или столбы турки называют «перибаджаларами» (или «каминами фей»), и встречаются они здесь повсеместно. Иногда белые и розоватые конусы туфа образуют целые группы, напоминая застывшие волны. Плоские равнины соседствуют с обрывистыми ущельями, холмы сменяются оврагами, в которых протекают неширокие реки. В этом мы убедились во время последующих поездок по окрестностям Ургюпа, Невшехира, Мустафапаши и Ортахисара.

Долина ПашабагСвятой Иоанн Русский

Первым святым, о котором нам напомнили хозяева, был святой Иоанн Русский. Как оказалось, место его подвигов находилось совсем недалеко от нашей гостиницы. Ведь город Ургюп ранее назывался Прокопионом (по другим сведениям, Прокопи), и именно здесь жил и был погребен этот великий святой Вселенской Церкви. В Ургюпе сохранился храм святого Георгия, где первоначально почивали мощи святого Иоанна. От прежнего убранства в храме ничего не осталось. Зато сохранилось подлинное место подвигов святого Иоанна — хлев, где он жил вместе с домашними животными. Он выдолблен в скале и не имеет окон. Ложе святого Иоанна — глубокая горизонтальная ниша в дальнем углу пещеры. По преданию, ложе едва было прикрыто соломой. В каменном полу выдолблены перемычки для привязывания скота, а в стенах — углубления для воды и сена. Свежий воздух, судя по всему, в последнюю очередь достигал места отдыха святого. Рядом с пещерой находится нежилой двухэтажный дом бывшего хозяина, в рабстве у которого пребывал святой русский пленник. Окрестные дома и пещеры тоже почти пустуют, так как центр жизни селения сместился к подножию холма, на котором стоял старый Прокопион. В 1924 году в рамках обмена населением греки покинули поселок, а в Прокопион приехали турецкие семьи. Прокопион переименовали в Ургюп.

Долина ПашабагНо местные турки до сих пор чтут память о русском подвижнике. Возможно, для кого-то из них более важна коммерческая сторона вопроса: место подвигов русского святого привлекает паломников из России. Но сопровождавшие нас местные жители были искренне и трогательно воодушевлены тем, что имеют такого великого земляка. Во время поездки по Каппадокии нам не раз еще пришлось удивляться тому, что проживающие здесь турки хранят память о святых Православной Церкви, здесь подвизавшихся.

Храмы Каппадокии

Во времена Византийской империи, уже с IV века, здесь появились жилища отшельников и первые пещерные храмы. До нашего времени дошло несколько больших храмовых комплексов и множество отдельных скальных храмов и часовен. Сведений об их посвящении, за редкими исключениями, не сохранилось, поэтому чаще всего в путеводителях они фигурируют под названиями, возникшими из-за каких-то особенностей храма. Есть церкви Темная (Саклы), Яблочная (Эльмалы), Виноградная (Юзюмлю) и даже Змеиная (Ялланли), получившая свое название из-за змея, изображенного на ее стене в сцене мучений грешников.

Очень часто фрески сильно повреждены или совсем не сохранились. Процесс эрозии горных пород приводил к тому, что в храмах появлялись трещины и разрушения, а наружные росписи страдали от дождя и ветра. Стены скальных храмов иногда использовались местными жителями в качестве голубятен — в них высекались многочисленные углубления для голубей, а голубиный помет собирался и использовался, как ценное удобрение. Один из храмов даже получил название «Большая голубятня» — из-за множества мелких ниш для голубей, покрывающих его стены. Росписи уничтожались или повреждались и по религиозным причинам, ведь, как известно, ислам не признает священных изображений людей. К сожалению, приходилось иногда видеть на стенах храмов, прямо поперек росписей, новейшие автографы в стиле «Здесь был я»… Но в наше время все каппадокийские храмы объявлены достоянием государства, и если и не всегда специально охраняются, то, во всяком случае, постоянно контролируются местными властями. Во многих из храмов проводится реставрация и консервация фресок.

Церковь КюббелиВ окрестностях деревни Гереме сохранилось около трех десятков пещерных храмов. Их росписи относятся к IX–XII векам. Здесь есть редкие памятники времен иконоборчества, такие, как храм святой Варвары, где одноцветные лаконичные кресты и орнаменты больше напоминают детские рисунки. С возобновлением иконопочитания храмы Каппадокии стали активно расписываться, часто поверх иконоборческих рисунков.

Фрески храмов Гереме уникальны и оставляют незабываемое впечатление. Наиболее известна церковь Токали, построенная в начале X века и входившая прежде в состав крупного монастырского комплекса. Различают Старую и Новую церковь, росписи в которых сильно отличаются по исполнению. В целом, особенностью каппадокийских росписей является ограниченная цветовая гамма. Удивительно: как, путем смешения всего трех-четырех основных красок, художники добиваются впечатления полной палитры цветов?

Находящиеся неподалеку от Токалы храмы Саклы, Эльмалы, Юсуф-коч, Эль-Назар также являются памятниками своеобразного каппадокийского стиля, их росписи носят яркие черты местной традиции. В церкви Чарыкли горки на фреске Преображения словно копируют каппадокийский пейзаж, а одежда пастухов в сцене Рождества Христова напоминает об одеяниях местных земледельцев. Лики и жесты святых всегда очень выразительны, поэтому даже в поврежденном виде они оставляют сильное впечатление.

Наиболее сохранные росписи IX–XII веков находятся в храме монастыря Гюмюшлер (или Эски-Гюмюшлер), недалеко от города Нигде. Это редкий в Каппадокии случай, когда на фресках полностью сохранились лики и глаза святых. Вероятно, благодаря тому, что этот монастырь был обнаружен лишь в 60-х годах ХХ века, до нас дошли прекрасные фрески с изображением Богоматери и святых, а также сценами некоторых двунадесятых праздников. Здесь находится удивительный и очень любимый даже турками образ улыбающейся Богоматери. Легкость и творческая свобода — это тоже особенности каппадокийских росписей. Здесь можно увидеть самые невероятные направления и школы — от экспрессивной, почти коптской манеры письма до классической византийской стенописи XII века. Плоские низкие своды часто украшают большие кресты в окружении орнамента. Каппадокийские орнаменты могли бы стать предметом прекрасного исследования, настолько богат и выразителен их язык. Характерным мотивом местных мастеров стали крупные виноградные гроздья, давшие некоторым церквям наименование Юзюмлю (виноградные).

Но больше всего меня поразила маленькая церковь Али Рейс, расположенная недалеко от Ортахисара. Мы долго ее искали. Узкие улицы с традиционно глухими стенами не предвещали присутствия храма, но каково было наше удивление, когда за обычной дверью в глухой стене мы увидели во дворе маленькую пещерную церковь, больше похожую на часовню. Хозяин этого двора использовал ее в качестве склада, и нам пришлось разворачиваться среди штабелей стульев, чтобы удобнее рассмотреть остатки росписей на стенах. Фресок сохранилось совсем немного, но росписи эти были прекрасны, при всех утратах. Купол церкви, видимо, был обрушен, и вместо него свод поддерживали нагромождения досок. В конхе алтарной апсиды уцелел выразительный лик Спасителя. Он также сильно пострадал, но уверенность и легкость письма выдают руку большого мастера. Взгляд Спасителя исполнен силы, спокоен и серьезен. Ни одного лишнего движения кисти, все в рамках канона, и в то же время легко и свободно. Сохранились также изображения святых Архангелов, праведных Иоакима и Анны, святого великомученика Георгия, столпника на высоком столпе. Образы обладали такой внутренней силой, что даже в таком, почти утраченном и усеченном виде, располагали к молитвенному общению. На выходе из церкви мы заметили, что лик Спасителя виден сквозь небольшое полуразрушенное оконце, и сердце защемило. В таких небольших домовых храмах иногда размещались тайные школы в те времена, когда грекам возбранялось турками изучать собственную историю и православную традицию.

Чудо преподобного Арсения

Город Мустафапаша ранее носил название Синасос. До насильственного «обмена населением» здесь проживала многочисленная греческая диаспора. Местные жители успешно занимались рыбной ловлей и имели рыбные лавки даже в Константинополе. Соседство с турками не мешало им хранить православную веру и обычаи предков. Каппадокийцы вообще отличались благочестием. Известно, что преподобный Арсений Каппадокийский (ок. 1840–1924) говорил отъезжающим в Грецию переселенцам, что они найдут там много храмов, но не найдут такой веры и благоговения, как здесь, в тяжелых условиях иноверного окружения.

Для православных паломников город Мустафапаша интересен тем, что именно здесь святой Арсений Каппадокийский сотворил одно из своих чудес. Об этом случае упоминает в житии святого Арсения старец Паисий Святогорец. Однажды преподобный Арсений, вместе со своим псаломщиком Продромосом, хотел навестить живущих в Синасосе греков. Но местные турецкие начальники не пустили их в селение, не дали встретиться с христианами. Тогда, не вступая в спор, святой Арсений удалился и стал на молитву. О дальнейшем сохранились свидетельства псаломщика. Прежде ясное небо над селом вдруг покрылось тучами, грянул гром, началась буря. Турки увидели в этом явное свидетельство наказания Божия и послали двух конных гонцов, чтобы от лица всего селения испросить у преподобного прощение. Преподобный Арсений простил их и вернулся. Когда он перекрестил село на все четыре стороны, буря утихла так же внезапно, как и началась…

В самом городе Мустафапаша сохранилась вместительная церковь святых Константина и Елены начала XVIII века. В ней практически не осталось каких-либо росписей или икон, но сейчас это единственная церковь в Каппадокии, где, по договоренности с властями, могут совершаться православные богослужения.

Родина святых отцов 

Самым известным городом Каппадокии является Кесария Каппадокийская, а ныне Кайсери. Именно этот город дал миру святителя Василия Великого. Здесь он родился, учился до отъезда в Афины и был рукоположен. В окрестности Кайсери он удалился для отшельнического жительства после путешествия по Египту и палестинским пустыням. Будучи епископом Кесарии Каппадокийской, он много потрудился в деле организации монастырей.

Находясь в Кайсери, мы не увидели ничего от прежнего исторического величия города. Крепость III века многократно перестроена, сейчас в ней расположен городской рынок. Из зданий более позднего времени сохранилась мечеть XVI века, которую нам любезно показали. Храмов же или каких-либо православных памятников здесь не осталось.

Родом из Каппадокии был и друг святого Василия, святитель Григорий, прозванный впоследствии Богословом. Местные жители считают, что нынешний Гюзельюрт есть тот Арианз, где родился святитель Григорий. В Гюзельюрте нам показали сохранившийся здесь храм святителя Григория Богослова, переделанный в мечеть (Джами килисе).

Один из крупных городов Каппадокии — Невшехир. Здесь достаточно много памятников позднего Средневековья, но православных храмов мы в нем не увидели — а жаль, ведь Невшехир ранее назывался Ниссой. Здесь был епископом в IV веке один из Великих Каппадокийцев — святитель Григорий Нисский, брат святого Василия Великого. Большое изображение святителя Григория украшало сцену конференцзала в Невшехире, а на память о нашей поездке студенты местного университета даже изготовили для русских паломников небольшие глиняные рельефы с изображением святого — что было для нас весьма неожиданно.

Подражание Аврааму 

Своим гостеприимством мне особенно запомнилась небольшая деревня в ущелье Соганлы. Когда мы подъехали к ней, было еще светло. Оставив автобус, наша группа поспешила к памятникам, чтобы увидеть их до заката солнца. К небольшой деревушке, у которой остался ждать нас автобус, мы вернулись уже в сумерках. У автобуса нас ждал глава селения (местный мэр, как нам его представили) и просил не уезжать, не посетив его село. Он предложил нам чай с лепешками, на что мы с радостью согласились. Для удобства столы были накрыты под навесом на улице, совсем недалеко от автобуса. Но мы никак не ожидали, что чай нам будет разносить сам мэр. Причем делал он это на большой скорости — едва завидев, что где-то чай выпит, он устремлялся туда и уносил на подносе пустые стаканчики. Затем возвращался с новой порцией чая и, улыбаясь, стоял и смотрел, как мы рады нехитрой трапезе. Гостеприимный мэр присел только один раз — по приглашению руководителя нашей делегации владыки Марка, Архиепископа Егорьевского, чтобы сфотографироваться с ним на память. Иной скептик увидит в поведении мэра лишь коммерческую жилку — как же, туристы, может, что купят или будут наведываться — но нам так приглянулось это восточное подражание гостеприимству Авраамову, что мы его долго вспоминали.

Подземные города 

Говоря о городах и селах Каппадокии, нельзя не упомянуть знаменитые подземные города. Они, без преувеличения, являются одним из каппадокийских чудес. Сложно даже сказать, как глубоко вглубь породы уходят эти рукотворные пещеры. По отзывам археологов, первые подземные ходы и жилища появились в Каппадокии во времена хеттов. Но особое значение и развитие они получили в византийскую эпоху, когда в созданных руками каппадокийцев подземных городах могли одновременно укрыться несколько тысяч человек. С помощью подземных убежищ христиане довольно долго спасались от нашествий туроксельджуков. Такие города имели структуру, напоминающую обычный город — улицы, площади, храмы, школы и даже конюшни и бани. Немаловажно, что температура в пещерах не опускается ниже 13 градусов, поэтому для обогрева было достаточно небольших светильников или масляных ламп.

Почти все, необходимое для жизни во время долгой осады, в больших объемах вносилось в город заранее.

Мы посетили подземный город Деринкую и воочию убедились в мастерстве подземных мастеров. Город уходит в глубину на 8 этажей (возможно, их и больше), и все они соединены переходами. Специально для освещения и вентиляции были созданы световые и вентиляционные шахты, пронизывающие насквозь все восемь этажей. Засыпать или поджечь их невозможно ввиду большой глубины — но даже и следы их на поверхности найти очень непросто: входы в подземные города умело маскировались. Но главное препятствие ждало завоевателей на входе. Система входных камер изнутри запиралась огромным круглым камнем, наподобие мельничного жернова. Его просто вкатывали в выбитые в породе пазы, и сдвинуть его с места снаружи было уже невозможно. Ни один из подземных городов не был взят захватчиками. Осажденные, даже если враги их обнаружили, могли жить здесь долгие месяцы, имея все необходимое. При этом дети ходили в школу, пекари пекли хлеб, скотоводы ухаживали за животными. Воздух здесь, несмотря на скопление людей и животных, всегда оставался чистым. Система вентиляции устроена так, что дым естественным образом уносится даже с нижнего восьмого этажа. Были устроены и специальные подземные колодцы для воды, и длинные переходыгалереи, многие из которых тянутся на несколько километров и ведут в соседние подземные крепости. Загадкой для историков остается вопрос: куда могло быть вывезено такое количество вынутой из пещер породы? В окрестностях Деринкую, во всяком случае, следов ее не нашли.

/Архиепископ Егорьевский Марк в храме святителя Василия Великого в СинасосеНедалеко от ущелья Соганлы нам показали новооткрытый подземный город. Часть его помещений была засыпана, а часть местные жители использовали для своих нужд. Ко времени нашего посещения уже было раскопано два этажа, и мы увидели остатки храма, винных погребов, бани и подземного хлева. Остается только дивиться изобретательности древних умельцев, ведь затворники могли даже заниматься виноделием и гончарным делом!

Византия. Столица и окраина 

С посещением Нигде и Кайсери наше паломничество приблизилось к концу. К сожалению, мы не были в районе акритских Фарас, на месте постнических подвигов святого Арсения и месте рождения старца Паисия Святогорца. Но и там, где успели побывать, мы почувствовали необъяснимое и явственное благоухание каппадокийской святыни, притом, что многие храмы разрушены, а фрески утрачены. Святые словно продолжают присматривать за этой удивительной местностью, за местными тружениками и приезжими туристами.

В конце поездки нам посчастливилось побывать в константинопольском храме святой Софии. У нас был всего час на осмотр огромного собора, и мы едва успели просто обойти два этажа грандиозного храма. После пещерных церквушек Каппадокии он казался вознесенным к небу гигантом, а его убранство свидетельствовало о поистине имперском величии. Но между ним и каппадокийскими пещерами существовала невидимая и прочная связь. Византия жива, у нее есть своя столица и свои провинции, и никакие завоевания не отменят этого простого факта.


Источник: Православие и современность