Дорога в никуда, или Об «исповедях бывших». Сергей Комаров

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Сергей Комаров

Появляются все новые и новые «исповеди бывших». Каждые несколько месяцев мелькает очередное «откровение» некогда церковного, а теперь уже вышедшего из Церкви человека. Можно сказать, что возник устойчивый тренд на публичные «исповеди» разочарованных в вере.

Стало ли подобных случаев больше, чем, скажем, в прошлые десятилетия или столетия? Вряд ли. Просто интернет дал возможность попиариться на данной теме. Теперь «бывшие» стараются обставить свой уход из Церкви так, чтобы запомнили. Пишутся разные «письма человечеству» - статьи, книги, посты в ФБ и проч.

Прецедент в целом понятен. После краха СССР в открытые двери Церкви хлынули очень разные люди, с очень разными целями. Кто-то просто интересовался контактом с потусторонним миром, кто-то отдавал дань традиции, кто-то увлекся всеобщей модой на «духовность», кто-то всего лишь желал благословения своему бизнесу. Когда они осознали, что их воцерковление не складывается, то стали уходить (как это бывает, блестяще описал в свое время игумен Петр (Мещеринов) в брошюре «Проблемы воцерковления»). Отток внешних людей из православных общин продолжается до сих пор. Когда такой человек понимает, что подлинная церковная жизнь невозможна без труда по исполнению заповедей, регулярных богослужений, участия в таинствах, изучения Евангелия, духовной борьбы с самим собой – он либо уходит, либо пребывает в Церкви формально. Даже и оставшись в Церкви, он занимается в ней всякой ерундой: «тусит», собирает новости и сплетни, пишет оппозиционные посты и комментарии, протестует против «системы» и т.д.

Неудивительно, что есть и запрос на чтение такого рода. Общественное сознание, вскормленное желтой прессой, вообще любит всякие разоблачения. «Вы слышали об Иван Иваныче? Мы-то думали, что он хорош, а он вон ведь какой оказался!» И действительно, разве это не сладко, друзья – узнать, что Иван Иваныч оказался нехорош? Ведь чем больше вокруг непорядочных Иван Иванычей, тем я становлюсь лучше на их фоне. Кстати будет о чем посплетничать в ФБ - а то в последнее время ленту совсем скучно тянуть…

Если же разоблачение касается церковных вопросов, то здесь у публики просыпается какой-то хищный восторг. Нецерковным людям нравится, когда святое оказывается грешным, и какой-нибудь церковник переходит в их лагерь. Чем грязнее белье, которое при этом выворачивается, тем интереснее становится для них данная тема.

О своем уходе из Церкви пишут бывшие священники, семинаристы, послушники, простые миряне. С кем-то действительно случилась духовная трагедия, и он потерял веру, а кто-то просто решил «хайпануть» на выигрышной теме и заработать деньги и известность. Но если говорить об «исповедях», написанных не ради выгоды, а искренне – как к ним относиться?

 Одно время я пытался читать подобные материалы, но потом понял, что все они, по сути, одинаковы. Чаще всего автор просто по-человечески обижен – церковным начальством, духовником, другими верующими. Допустим, обида справедлива. Но тут возникает недоумение: а что он искал в Церкви – компанию «хороших людей», или Бога? Если человек ищет в Церкви Христа, то найдет Его. Если же он забрел в Православие в поисках чего-то другого, то его выход закономерен. Ему нет смысла оставаться, обманывая себя и других. Мы, конечно, пожалеем об уходе таких людей, но при этом скажем: «Они вышли от нас, но не были наши: ибо если бы они были наши, то остались бы с нами» (1Ин.2,19). Наши – это те, кто ищет в Церкви Христа.

Не могу не повторить мысль, которая уже миллион раз была высказана в той или иной форме: Церковь не есть собрание хороших людей, но Божья лечебница с довольно жесткими духовными законами. Вокруг тебя – одни больные, здоровых нет. Ты сам также болен смертельно. Лекарства горькие, уколы болезненные. Не слушаешься врачей – не вылечишься. Хочешь уйти – уходи, но вопрос: куда? Разумно ли будет, придя в больницу, обидеться на грубость санитарки и уйти, не прибегнув к лечению? Да, в Церкви могут обидеть люди, но если мы уходим из нее, то уходим от Христа.

Церковному человеку скучно читать «исповеди бывших», потому что он это 1000 раз видел своими глазами, и еще 1000 раз увидит. Понятно, что страсти и грехи труднопобедимы, и могут проявляться и в церковной жизни верующего. Да, это неприятно, потому что от христианина законно ожидать примерной нравственности. Но кто из нас не приносит в Церковь кроме своей веры также и свои страсти? И если я сам хочу получить прощение от грехов, я должен простить другого. Простить недостатки брата может лишь тот, кто внимательно вглядывался в свою душу, и увидел то же самое. У меня эти бесята дремлют внутри, а у другого вышли наружу. Кто знает, не будет ли завтра того же со мной?

 В Церковь мы приходим не ради того, чтоб найти «хороших людей», а для того, чтобы исцеляться от своих духовных недугов, спасать свою душу от духовной смерти, и общаться с живым Богом. Церковь способна дать все это. Но если человека подобные темы в принципе не интересуют, ему и в самом деле нечего делать в Церкви.

Кстати, насчет «хороших людей». Если уж пользоваться делением плохой-хороший (хотя оно изначально лживое, ибо субъективное, и в основе имеет грех осуждения), то могу сказать, что я в своей церковной жизни встречаю гораздо больше хороших людей, чем откровенно плохих. Встречаю тех, кто лучше меня; тех, у кого можно научиться каким-то христианским качествам. И таких явно больше, чем притворяющихся христианами мерзавцев, о которых кричат опусы «бывших». Да, случалось видеть и таких, которые позорили свой сан, или звание христианина. Но мне непонятно, почему чужие падения должны стать поводом для моего ухода из Церкви. Поводом для сожаления и молитвы – да. Для выхода из корабля спасения – нет.

Есть еще как бы не «бывшие», а те, кто остаются в Церкви, но ведут в ней обличительно-подрывную деятельность. Появилась новая мода – «очищать» Церковь через публичную демонстрацию грехов отдельных христиан. Считается, что коль все узнают о грехе, грешник перестанет грешить, а другим неповадно будет. Трудно представить, как можно верить в полезность такой системы «очищения». Прежде всего, Евангелие дает нам совершенно другой принцип отношений с согрешающим братом. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф.18,15-17). Почему-то Спаситель не говорит: «если согрешит против тебя брат твой, расскажи об этом всему миру». Нет, предлагаются три действия: увещевать наедине, поговорить в присутствии свидетелей, обратиться к церковному начальству (в особо серьезных случаях апеллируют к церковному суду).

А если все три варианта не сработали? Значит, надо обратиться в самую высшую инстанцию: к Богу. И, пожаловавшись Ему, успокоиться: Он все знает. Наши полномочия исчерпаны, мы сделали все, что могли. А выносить сор из церковной избы – это не по-христиански, и для многих может быть соблазнительно. Борьба с грехами братьев через публичное их осуждение прямо противоположна законам православной аскетики.

Святые отцы советуют покрывать грехи ближних забвением, и заниматься исправлением своей души. Преподобный Иустин Попович пишет: «Святым Евангелием Богочеловеческим не допущено, чтобы человек сам изрекал верховный суд о грехе брата против него, или чтобы совершал месть; все это принадлежит Богу и Церкви. Последний суд принадлежит Богу, не человеку. Тут всегда действительно евангельское благовестие и заповедь: «Не судите, да не судими будете» (Мф. 7,1). Ибо только Бог знает все, что предшествовало греху, вызвало грех, и несчастного брата подчинило греху» (Толк. на Мф.18,17).

Этому пути Церковь и следовала на протяжении всей своей истории. Не о том ли и слова Спасителя: « Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, [как] вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф.7,3-5)? Преобрази самого себя светом веры Христовой – это будет лучший способ оздоровления Церкви. А путь критиканства и обличения – дорога в никуда.

Представьте себе, что апостолы тратят всю жизнь не на проповедь Евангелия, а на публичную борьбу со своими обидчиками. Или что преподобный Серафим постоянно злословит братию монастыря и всем рассказывает о них «правду». Вообразите любого святого, который бы поставил своей целью сделать известными всему миру грехи неугодного ему священноначалия. Трудно представить - потому что святые никогда не стали бы заниматься духовным самоубийством. Осуждение ближнего, раскрытие грехов другого – есть ли что-нибудь более противное христианству?

Почему бы не очищать Церковь через очищение себя самого, и через созидательный труд на том участке, на котором Бог тебя поставил? Как прекрасно было бы, если бы каждый трудился на своем поле, и по совести исполнял то, что ему Бог назначил! А что делать, если я исполняю, а другой нет? Продолжать свой труд на своем поле. Не надо лезть на поле другого. Нас Бог спросит за работу только на нашем участке. Не нужно спасать Церковь – не мы ее основали, не нам ее и спасать. Есть Тот, кто сказал: «Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф.16,18). Он же изрек: «Мне отмщение, Я воздам» (Рим.12,19).

«Правда не может повредить» - говорят некоторые любители публичных обличений. Но что такое правда? Без любви правда жестока, а без объективности ложна. Наша правда всегда под знаком вопроса, она глубоко субъективна. Такой псевдоправдой можно ранить и даже убить неподготовленного человека. К примеру, трудно сказать, сколько людей отвел от Церкви своими публикациями один из лидеров «обличительного» движения, протодиакон Андрей Кураев. На его примере можно увидеть, насколько односторонней способна быть «правда», насколько она порой зависит от личных обид и страстей. «Спасибо о.Андрею, он раскрыл мне глаза на РПЦ. Ноги моей там не будет» - говорят теперь многие. Что ж, можно поздравить бывшего миссионера с прекрасным результатом его нынешней антимиссии.

Выносить внутренние болезни Церкви на всеобщее обозрение – это все равно, что свои семейные отношения сделать достоянием общественности. Мы можем и должны говорить о своих проблемах, но в своем кругу. Бывший православный – уже не православный. Если он не понял главного о Теле Христовом, как я могу обсуждать с ним церковные вопросы? Или если человек замечает в Церкви только негатив – точно ли его церковность адекватна?

Критику христианских будней можно принять только от тех христиан, которые как-то служат в Церкви, воспринимают ее недостатки как личную боль, и не выносят сор из избы. Например, довольно сильным свидетельством в этом отношении являются дневники прот.А.Шмемана. Но что касается людей внешних, или «обиженных» - вряд ли их критика будет объективной и полезной.

Все вышеизложенные мысли «обличители» называют «кляпом универсальным». Дескать, мы не будем молчать. Ох, как бы пригодилась их активность в проповеди Евангелия! Если бы они «улучшали Церковь» посещением больниц и ребцентров, тюрем и детских домов; уличной миссией, полемикой с сектантами, помощью в создании православных сайтов и блогов, распространением апологетической литературы! Критиковать Церковь - выстраиваются очереди. А Евангелие проповедовать – работают единицы.

Думаю, что количество «исповедей бывших» со временем будет увеличиваться. Обличительный тренд получит еще большую популярность, оплачиваться будет еще выше. Диавол никогда не прекращает борьбу с Церковью. Если не получается бороться извне, он пытается разрушить изнутри. Но у него ничего не выйдет – так пообещал Христос. Людей, которые были обмануты и теперь служат иному хозяину, и в самом деле жаль. Особенно тех, кто остается в Церкви и, разрушая ее, уверен в себе, что созидает.

Закончу цитатой из замечательной статьи о.Андрея Кураева «В поисках «золотого века»». Работа написана 18 лет назад, но актуальной остается по сей день (увы, только не для самого автора):

 «Имеет смысл напомнить о том, что никогда в истории Церкви не было века, который сам себя считал бы «золотым». Не найти в истории христианства беспроблемного времени. Мы не научились грешить как-то по-новому….Мы — больны. С нами жить тяжело и трудно. Мы сами только учимся быть христианами и по большей части заслуживаем разве что «двойки». И все же — Христос не изгоняет нас, Он терпит нас и порою дает пережить и понять, как именно Он исцеляет людей».

http://radonezh.ru/analytics/doroga-v-nikuda-ili-ob-ispovedyakh-byvshikh...