Должен ли священник быть трезвым?
Настоящим событием этой недели стал прошедший во вторник в Издательском совете круглый стол «Утверждение трезвости и профилактика алкоголизма. Церковный подход». Обсуждение церковного документа стало поводом для серьезного разговора и подготовки интересных докладов участниками мероприятия. Сам документ будет представлен вниманию общественности после прохождения стадии Президиума Межсоборного Присутствия Русской Православной Церкви и, рискну предположить, вызовет волну критики, как со стороны церковной общественности, так и в светской среде. Конечно, тема алкогольной угрозы в современном обществе столь остра, что остаться равнодушным к ней почти то же самое, что не замечать пожара у себя во дворе. Однако и неравнодушие, а как следствие и реакция в виде громких заголовков, может быть сравнима либо с действиями пожарной команды, либо с намерением создать сенсацию из трагедии, либо, что еще хуже подлить горючего в огонь, чтобы уж и камня на камне не осталось в «проблемной зоне».
Священники обсуждали саму возможность быть примером трезвости для своих прихожан. Есть ли она? Конечно, ответ на этот вопрос предполагает и личный опыт общения с паствой, и снисхождение к немощи человеческой, а главное, пожалуй, желание участвовать в жизни пасомых. Прозвучавшие мнения отразили редкое для специалистов в области химической зависимости единодушие: пастыри могут и должны свидетельствовать о трезвости личным примером. И дело даже не только в том, что участниками круглого стола стали люди, для которых общение со страждущими – послушание, обязанность, или в конце концов, призвание, а скорее, в том, что с трагедией алкоголизма и наркомании они знакомы не понаслышке. Боль, которую приносит эта трагедия в жизнь, в том числе и церковного человека, священник, занимающийся помощью страждущим, едва ли способен не впускать в свое сердце.
В отличие от светских (читай нецерковных) специалистов, помощь, которую оказывают люди в сане, в первую очередь, предполагает молитву о страждущем, которую слышит Господь, когда она исходит из любящей, сострадательной души. Но сколько страдания может вместить душа даже очень хорошего пастыря? От избытка страданий, очевидно, и появилось единодушие, между людьми, которые по многим другим позициям проблемы зависимости имеют полярные мнения.
Однако какой мы увидим формулировку предложений духовным лицам в готовящемся документе? Священноначалие призовет или обяжет пастырей быть трезвыми? Именно это, кажется, более всего интересует сейчас церковную общественность.
Несомненно, во многом от корректности постановки задачи зависит и реакция общественности на этот документ. Нельзя обязать быть трезвыми тех, кто этого не хочет. Запрет для настоятелей выставлять спиртное (пусть даже только вино) на столы во время праздников едва ли найдет всеобщее понимание в церковной среде. В конце концов, и в числе духовенства найдутся люди, которые считают трезвость – делом личным, и в этом тоже есть своя правда. Их мнение нельзя не уважать. А главное, пожалуй, все же в том, что дарованная человеку Богом свобода предполагает наличие выбора. Особенно в столь деликатном вопросе.
Другое дело, что и у тех, кто желал бы проводить церковные праздники в трезвости, должна быть такая возможность. Пусть станут широко известными те приходы, где праздничная трапеза проходит без спиртного. Пусть поделятся опытом на страницах церковных изданий настоятели о том, как именно они отмечают красные дни церковного календаря. Как обходятся без «веселящего сердце человека» вина, например, на «брачных пирах» и что отвечают тем, помнит о благословении Господнем в Кане Галилейской?
Что ж, какими бы ни были рекомендации, касающиеся утверждения трезвости и профилактики алкоголизма, хочется напомнить всем нам, что и обсуждение столь деликатной темы должна быть трезвым и взвешенным. Не будем забывать о том, что отчасти и по причине алкоголизации нашего общества на грани вымирания находится русский народ. По данным ВОЗ причина каждой пятой смерти в России и странах СНГ так или иначе связана с употреблением алкоголя. А потому, предлагая или возражая, будем руководствоваться принципом Гиппократа «Не навреди», избегая излишней сенсационности заголовков и подмены анализа скандальностью и желтизной материалов.
P.S.: Кстати о вине. Одним из самых интересных сообщений круглого стола в Издательском Совете, на мой взгляд, стал доклад Клименко Ивана, ответственного секретаря Всероссийского братства «Трезвение» о границах употребления вина в Ветхом и Новом Завете (верю, что публикации вообще всех докладов не заставят долго себя ждать). 256 раз, оказывается, мы встречаем в Библии слово вино (для сравнения – 212 раз в Священном Писании употребляется слово вода и 200 раз – хлеб). Но под словом вином далеко не всегда называли спиртное. В библейские времена вином считался и виноградный сок и другие продукты, приготовленные разными способами из винограда. Крепость виноградного напитка свидетельствовала, как правило, о его низком качестве. К слову сказать, Гомер в «Одиссее» сообщает о том, что в его время вино разбавляли водой в соотношении 1 : 20. Так что можно предположить, что и напиток на брачном пире, где Спаситель сотворил Свое первое чудо, тоже был лишен градуса.
Екатерина Орлова
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии