Долгое чтение родословной... Митрополит Антоний Сурожский
Мф., 1 зач., I, 1-25. Неделя перед Рождеством Христовым.
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова. Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его; Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама; Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона; Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея; Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею; Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу; Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию; Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию; Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию; Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.
По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля; Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора; Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда; Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова; Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.
Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.
Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.
Но когда он помыслил это,- се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.
А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.
Икона "Рождество с родовым древом Иисуса Христа" - Украина, XVIII век
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Люди обыкновенно свою родословную ведут от чести к чести, от славы к славе, вспоминая в своем родстве людей, которые перед Богом или перед людьми были великими, значительными. Родословная Христова, которую мы сегодня читали, — это длинный сказ о человеческой верности и о человеческом предательстве. Это сказ о человеке, который искал Бога, который душой к Нему устремлялся, подвигом жизни старался себя победить ради Бога, Его правды и вечной жизни. И вместе с этим вплетена в этот рассказ длинная вереница имен, которые говорят о человеческом позоре, о человеческом падении, о человеческой неверности.
Христос ведет Свою родословную не от славы — для этого было бы достаточно сказать «Он Сын Божий», Он ведет Свою родословную через все и славные и страшные пути, которые нам описаны в Ветхом Завете.
А Ветхий Завет — это не только рассказ о народе, быль, реальная быль о народе, в котором родился Спаситель Христос, это тоже образ человеческой души, исповедь всего человечества, видение его путей как Бог их видит. И в этом отношении родословная Христова говорит нам тоже о том, что происходит в нашей душе и жизни, когда мы ищем Бога, переходя от искренней любви, устремленности к Нему, веры, подлинной надежды и предельной немощи падения, а значит и предательства, предательства Самого Бога и предательства других людей, которые имеют право опираться на нашу верность в их восхождении в Царство Небесное.
Вот почему перед Рождеством Христовым предлагается нам это долгое, подчас многим — почему не сказать: всем? — недоуменное чтение. Как мало среди нас, наверное, таких, которые в свободное время взяли бы и прочли эту родословную хоть один раз в своей жизни, и поискали бы в Ветхом Завете, о ком же идет речь, кто эти люди, которые нам дали Христа?
Мы знаем веру Авраама, мы знаем жертву Исаака, мы знаем чистоту и целомудрие Иосифа Прекрасного. Иногда промелькнет другое имя, которое о чем-то говорит. А большинство из этих имен так богаты содержанием.
Христос на Себя все взял, и величие человека состоит в том, что без него не воплотился бы Бог. Только потому, что человек так велик, что может вместить полноту Божества, смог Бог плотью стать человеком. Но вместе с этим Христос принял всю немощь, всю хрупкость, весь ужас человеческой судьбы.
Станем потому вчитываться в эти имена так, как мы вспоминаем людей, которые в нашей жизни сыграли значительную, решающую роль. Вчитаемся в эти имена, и будем вспоминать, что плоть Христова была соткана из плоти этих людей, что человеческая душа Христова постепенно, из рода в род, очищалась и переходила от подвига к ужасу через этих людей.
Вспомним их сегодня, вспомним их и в другие дни нашей жизни с глубоким благоговением, с трепетной благодарностью. Они нам дали Христа: тело Христово — их тело, рождение Христово — завершение их земной судьбы, их веры, их верности, их искания, их устремленности к Богу, несмотря на слабость, немощь и грех. И научимся идти этим же путем, опираясь на все сильное, на все Божие в них и в нас и преодолевая, побеждая с помощью Божией благодати и милости все то, что в нас недостойно Его и нашего человеческого достоинства. Аминь.
Источник: Электронная библиотека «Митрополит Антоний Сурожский»
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии