Добрый самарянин любовь превыше вражды. МИТРОПОЛИТ НЕАПОЛИ И СТАВРУПОЛИ ВАРНАВАС
В тексте Ветхого Завета мы читаем, что когда Каин убил Авеля, Бог спросил его, где находится его брат. Разгневавшись еще сильнее, Каин ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» На этот полный равнодушия и ненависти вопрос может послужить ответом одна из самых значительных притчей Нового Завета, которую мы слышим в воскресном Евангелии (Лк. 10:25 – 37). Повсеместно известная притча о добром самарянине дает на вопрос Каина утвердительный ответ: да, человек является сторожем своего брата, он обязан заботиться о ближнем и любить его всеми силами своей души.
Нам известен случай, по поводу которого была рассказана эта притча: некий законник искушал Иисуса, спрашивая Его, как обрести вечную жизнь. Учитель ответил ему, что для этого необходимо исполнять двойную заповедь любви: возлюбить Бога и ближнего. И когда этот «мудрый» законник спрашивает, кем же является его ближний, Господь рассказывает эту удивительную притчу.
Некий человек, направляясь в Иерихон, по дороге был схвачен разбойниками, которые обокрали его и оставили на дороге едва живым. Мимо места, где он лежал, проходили священнослужитель и левит, однако никто из них не остановился. Лишь человек другой веры, самарянин, остановился, чтобы помочь этому незнакомому ему несчастному человеку. Он посадил его на своего осла, отвез его в гостиницу и заплатил ее хозяину, чтобы он позаботился о восстановлении здоровья раненого путника.
Этот рассказ дает ответ на все ловушки, расставленные ученым законником Господу. И не просто ответ, а нечто большее. Господь открывает ему не только, кто наш ближний, но и кто становится нашим ближним. Ближний – не теоретическое, но практическое понятие. Лишь наши дела показывают, кем мы являемся, любим ли мы Бога и ближнего, сколько времени мы способны уделить и чем в своей повседневной жизни мы готовы пожертвовать ради их блага.
Как мы видим, самарянин остановился, прервав свой путь, оставив свои дела, чтобы как можно больше внимания уделить своему немощному ближнему.
Самарянин забывает о личных интересах, тратит деньги, чтобы позаботиться о человеке, которого он не просто больше никогда не увидит, но и который принадлежит к враждебному народу.
Выбор, сделанный этим человеком, принадлежащим к иному народу и иной вере, является той гранью этой притчи, на которую мы должны обратить пристальное внимание. Оказать помощь другу или же человеку, от которого мы, так или иначе, получим благодарность, – безусловно, важно. Но ценность этого относительна. А вот помочь тому, кто тебе неприятен и кого ты привык избегать, – поступок исключительный, делающий наше человеколюбие куда более значительным.
Истинная любовь превосходит человеческие конфликты и вражду. Она побеждает ненависть и порок. Она, лишенная корысти и злого умысла, выходит за пределы личной скорби, распространяясь на все человечество. Этому нас учит Господь, и так мы призваны поступать: заботиться, поддерживать и «охранять» своих братьев.
Источник: Интернет-издание Пемптусия
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии