ДОБРОЕ СЛОВО О ДОБРОМ ПАСТЫРЕ
Эта статья - попытка сказать СПАСИБО человеку, без сомнения, заслужившему благодарность.
Ад – это когда поздно
«Религиозное воспитание ребенка начинается не тогда, когда отец говорит с ним о Боге, а тогда, когда мать учит его говорить спасибо за вкусно испеченный пирог», - заметил некогда Г.Честертон. Действительно, благодарение лежит в основе христианства. Наше главное богослужение так и называется: «Евхаристия» (с греч. - благодарение). Мы благодарим Господа на Литургии, а в жизни мы благодарим также и людей, оказавших нам помощь. Христианин, перестающий говорить «спасибо», не только забывает христианскую заповедь «за все благодарите» (1Фес.5,18), но и опускается ниже людей неверующих, сохранивших естественное чувство признательности за полученное добро.
Согласно логике мира сего, человеку бывает необходимо умереть, чтобы его поняли, оценили, поблагодарили. Но христианин, по мысли Г.Честертона, обязан поблагодарить уже тогда, когда горячий пирог дают ему в руки. Ибо завтра может быть поздно. «Ад - это когда поздно», - говорил Ф.Достоевский. Всему свое время под солнцем, в том числе и благодарению. И золотое время для благодарения — сразу после получения дара.
Эта статья - попытка сказать «спасибо» человеку, без сомнения, заслужившему благодарность. А также побудить к благодарению тех многих, кого протоиерей Андрей Ткачев привел ко Христу, кому показал в христианстве новые, неожиданные глубину и красоту. Совесть не позволяет оставить без доброго слова доброго пастыря, совершившего в Украине проповедническое служение такого масштаба, которому можно только удивляться. А удивляясь — благодарить Бога за силу Его, явленную в миссионерском подвиге священника. Об этом подвиге и хотелось бы поговорить.
Отец Андрей переехал из Львова в Киев в 2004 году. В Киеве он прожил 10 лет. За это время и была проделана та проповедническая работа, объем которой просто вводит в оторопь.
Начнем с телепроектов
В киевский период служения о. Андрея были записаны более чем полторы тысячи видеопередач с его участием. Это и «На сон грядущим», и «День ангела», и «Грани», и многие другие. Некоторые из них до сих пор не сходят с экранов и не теряют актуальности. Они и делались с тем расчетом, чтобы человеку было интересно смотреть и через десять, и через двадцать лет. По сути, это проповедь вечных христианских истин через призму разных тем. Предметом разговора становились избранные места Писания, жития святых, эпизоды истории, судьбы великих людей, христианские праздники, церковная жизнь во многих ее подробностях. Об этом снимались и упомянутые видеоролики, и фильмы, сценарии которых, зачастую, писал сам о. Андрей, а также многие другие эфиры, где было сказано острое, емкое слово священника.
Радио
Сколько людей не ложились спать допоздна, чтобы послушать ночью «Путівник»! Эти передачи сразу стали «народными», их записывали на аудиокассеты, передавали друг другу. Помню, как после каждого эфира мне звонил товарищ, и мы обсуждали темы прошедшей беседы. Какие только вопросы не звучали в «Путівнике»! Иной раз казалось — на подобный вопрос ответить просто невозможно! Но о. Андрей находил верные слова, тема прояснялась, многочисленные слушатели эфира получали пищу христианского назидания. Заметим, что разговор мог идти как на русском, так и на украинском языках, в зависимости от языка, на котором говорил дозвонившийся в эфир радиослушатель.
Книги
Сборники статей, разошедшиеся многотысячными тиражами и сразу полюбившиеся церковному народу, да и не только церковному. Знаю множество людей, сделавших первые шаги в вере именно благодаря книгам о. Андрея. Острота проблематики, глубина взгляда, располагающая к себе искренность, поразительная широта мышления, живость языка, тонкое чувство стиля — вот только некоторые характеристики этих книг, продолжающих и сегодня учить, услаждать, подвигать на доброе. Какой находкой стали эти тексты! Ведь на Украине в то время не было ничего подобного (да и появилось ли сейчас?). Хорошо запомнилось, как мы, молодежь, узнавали, в какие журналы пишет о. Андрей, и искали эти журналы ради одного автора — тот же «Отрок», «Фамилию» и другие периодические издания. Кроме того, некоторые светские издания, далёкие от религии, отводили проповеднику отдельную колонку.
Бог и человек
Наверное, правильнее будет отметить общую идею. Отца Андрея, как и всякого серьезного писателя, интересует два взаимопритягивающих полюса: Бог и человек. О глубине и разнообразии отношений этих двух личностных начал и пишет о. Андрей. И в эту тему вмещается вообще все: Церковь, Библия, история, нравственность, вера, искусство, смерть, страдание, любовь... Автор смотрит на подобные темы именно взглядом христианина. Такой угол зрения (как бы с неба), вместе с важностью предложенных тем, сообщает всем его книгам «каплю вечности» и делает их всегда актуальными, для всякого мыслящего человека.
Община
Когда о. Андрей, сменив больного о. Александра (Креницкого), стал настоятелем прихода во имя прп. Агапита Печерского, он вместе с прихожанами начал совершать еженедельные молитвы на предполагаемом месте строительства храма в Пушкинском парке. На то время это был лишь неухоженный парковый участок, заросший бурьяном. Уже через год там стоял деревянный храм в честь прп.Агапита, а через несколько лет - великолепный храм-собор в честь свт. Луки Крымского. Быстроту возведения храмов и нахождения необходимых средств для строительства можно уподобить чуду. Община же, насчитывавшая в самом начале до ста человек, впоследствии многократно умножилась. В воскресные и праздничные дни мы, пономари, насчитывали 400-600 одних только причастников. Проповедь о. Андрея постоянно притягивала новых людей, жаждущих слова Божьего и здравого пастырского совета.
А сколько христиан из других городов и стран являлись, да и сейчас являются паствой о. Андрея! Мне знакомы такие люди не только из разных уголков бывшего СССР, но из Чехии, Австралии, Америки, Польши, Германии, Франции. Они и по сей день учатся у о. Андрея жить и мыслить по-христиански.
Центр приходской жизни
Если пользоваться евангельским определением «по плодам их узнаете их» (Матф.7:16), то можно думать, что в облике общины вполне выразились черты ее пастыря. Вот главные характеристики прихода: интенсивная литургическая жизнь, частое причащение, любовь к Священному Писанию, частое чтение его на службе, изучение на библейских кружках, непосредственное участие молящихся в богослужении через совместное чтение псалмов и молитв, проповедь два - три раза за службу, полноценные всенощные бдения ради любимых святых, заканчивающиеся утренней трапезой, интерес к христианской культуре во всех проявлениях: к хорошей художественной литературе, театру, музыке; работа над тем, чтобы каждый прихожанин был культурным человеком. Это редкий случай настоящего братства, взаимовыручки, продолжения общения прихожан и вне храма. Это продолжающаяся по сей день социальная деятельность прихода: посещение больницы, тюрьмы, реабилитационного центра для алко- и наркозависимых, сбор средств для нуждающихся. Самое главное, что обозначенные основы приходской жизни, заложенные о. Андреем (и частично его предшественником, о. Александром), сохраняются и сейчас. После отъезда о. Андрея приход не развалился, но лишь укрепился. Очевидно, что о. Андрей вел людей не к себе, своему таланту, но использовал свой проповеднический дар для того, чтобы научить людей жить и спасаться в церковной общине. И люди вполне научились этому у своего любимого пастыря. Христос остался центром всей приходской жизни.
Знаменитые беседы по средам
Невозможно словами описать их во всех красках. Эти собрания, начавшиеся еще в больничном храме, а со временем продолжившиеся в храме в честь прп. Агапита, стали настоящей духовной школой. Каждое собрание было потрясением. Настоятель не жалел ни энергии, ни времени для общения с паствой. На сколько вопросов прозвучали уникальные ответы, сколько проблем было обсуждено на таких встречах — не счесть. Недавно мне рассказали, что верующие одного из православных храмов Германии нашли в сети интернет и скачали все «беседы по средам». Получилось 30 DVD дисков. Прихожане установили очередь, чтобы каждый мог прослушать все записи.
Вспоминая о. Андрея в киевский период, я мысленно вижу его всегда в окружении людей. Люди, люди, люди... Да, не только в проповеди сила и притягательность о. Андрея, но и в благодатности и мудрости духовничества. Глубокая чуткость и умение услышать в интонации собеседника больше, чем тот сам знает о себе, многолетний пастырский и семейный опыт позволяли о. Андрею мгновенно проникать в суть проблемы и давать точный и правильный совет. Для меня (да и только для меня ли?) этот священник стал первым, кто быстро и четко расставил все необходимые смысловые акценты в жизни, помог понять самого себя.
Можно было бы писать еще о многом. Да только вряд ли получится охватить в одной статье все грани служения о.Андрея в Украине. Тогда нужно говорить о бесконечных поездках по стране с лекциями, о незабываемых миссионерских Литургиях, о беседах с протестантами (после которых многие слушатели переходили в православие), о воспитании молодых проповедников. О всем том, что до конца знает лишь сам о.Андрей и Господь, вдохновивший его на труд. Кроме того, совершенно отдельной темой остается многолетнее служение проповедника во Львове. Про львовский период пусть расскажут те, кто был очевидцем и свидетелем.
Миссионерский подвиг
О том, что разделило наш народ, и послужило причиной отъезда о. Андрея, осознанно не пишу. Ведь цель этой статьи — не разделить, но объединить. Объединить в чувстве благодарения всех тех, кто чем-либо обязан о. Андрею. Кто пришел ко Христу по его слову, кто открыл в Церкви новую красоту и радость благодаря совету священника, кто получил точные ответы на больные вопросы, кто готовился к проповедям по его мыслям. В отъезде о. Андрея нельзя не увидеть и такого смысла: Господь, как Первый Архиерей, заботясь о Церкви Своей, промыслительно перемещает Своих рабов в нужное время на нужное место.
Как бы то ни было, на наших глазах родился великий миссионерский подвиг, умноживший количество и качество православных Украины. Поблагодарим же за это в первую очередь Бога: именно Господь нашел человека по сердцу Своему и посеял зерна, давшие столь богатый урожай. А потом скажем простое человеческое «спасибо» тому, кто в одиночку нес этот подвиг на своих плечах. Наша молитвенная благодарность нужна не о. Андрею, но нам самим. Ведь христианин, повторюсь, познается именно способностью благодарить. И если при звучании многократно произнесенного здесь имени в нашем сердце будет рождаться не только согласие или несогласие с некоторыми мыслями священника, но и чувство благодарности, то цель этих строк будет вполне достигнута.
Сергей Комаров
От редакции: Хотелось бы сказать несколько слов и от себя лично.
Вспомним евангельскую историю о десяти прокажённых (Луки 17:12-19), где мы видим неутешительную статистику, которая актуальна и в наше время: только один из десяти бывших тяжелобольных вернулся к Господу, благодаря которому произошло чудо исцеления, и возблагодарил Бога.
Говорят, что благодарить, как и учиться, никогда не поздно…
Шесть лет тому назад при поддержке и искреннем участии о.Андрея, мы с мужем создали православный семейный журнал «Фамилия» (журнал продолжает издаваться и до сих пор при Свято-Троицком Ионинском монастыре г. Киева). Хорошо помню нашу встречу с батюшкой и те напутственные слова, которыми отец благословил нас.
Добавлю, что мы с мужем росли и воцерковлялись на книгах, статьях, теле- и радиопередачах отца Андрея.
Батюшке всегда удавалось «вытянуть» человека из безысходности и пессимизма, приблизить человека к Божьему милосердию, к Богу. И я испытываю сегодня то же, что испытывала всегда: огромное чувство благодарности и безграничного уважения к отцу Андрею — за его понимание, за самые нужные слова, за его готовность помочь в любое время.
Человечество бредит любовью. И все мы, на самом деле, ищем любовь, мы ничего другого не ищем. Найдя же эту любовь, мы остаёмся неудовлетворёнными. И вот батюшка очень мудро подсказывает: любовь - это внутреннее состояние, это то, что человеку придется добывать в самом себе.
Отец Андрей в своих проповедях говорит о любви, которая не порабощает другого человека. И не должно быть компромисса с «любовью», которая построена на поощрении манипуляций или насилия, но при этом прикрыта «высокой формой любви».
За всеми усилиями изменить другого человека кроется эгоистичный по своей сути мотив: мы убеждены, что если другой человек изменится, то мы сами станем счастливыми. А такого счастья вовне – не бывает. Потому что за наличие счастья и любви, как и за его отсутствие – ответственность лежит на каждом из нас.
Вот именно об этой пожизненной ответственности за себя – на пути к настоящей любви – и напоминает нам отец Андрей Ткачёв. За что я ему чрезмерно благодарна.
Наталья Горошкова
Что до меня, то я благодарен о. Андрею Ткачеву хотя бы за то, что моя журналистская деятельность началась с интервью, которое дал мне отец Андрей. Это был очень хороший старт и первый сознательный шаг от блогера до церковного журналиста. И я очень рад, что в начале этого пути стоял такой человек.
Дмитрий Марченко
http://pravlife.org/content/dobroe-slovo-o-dobrom-pastyre-vzglyad-na-slu...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии