Доброе неверие. Сергей Перимбаев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

6/19 октября - память Апостола Фомы …

Братья и сестры! В сегодняшние времена, вероятно, как никогда важно молитвенное обращение к тем святым, кто проявлял сомнения при земной жизни Христа, даже находясь в Его присутствии. Ещё и ещё раз нужно обратиться к подлинному историческому опыту, отражённому в Священном Писании. Безусловно, самым показательным примером здесь является Святой апостол Фома.

Евангелие представляет нам абсолютно беспристрастную картину происходящего. Благая весть не является рафинированной сказкой, - это Священное Писание, автором которого выступает Сам Господь Бог. Ученики Христовы спорят о первенстве, проявляют маловерие. В Евангелии отражён весь спектр драматических событий, связанных с учениками Христа - обычными людьми по своей природе. Упомянуто и малодушие, когда они не могли бодрствовать с Учителем своим в Гефсиманском саду. В нём и предательство Иуды, и отступничество Петра.

Сегодня, к сожалению, многие довольно фамильярно рассуждают о «предательстве» Петра, о «неверии» Фомы и многих других неоднозначных эпизодах Нового Завета. Стоило бы в первую очередь подобные эпитеты обратить к самому себе. Скорее всего, что после тщательного разглядывания собственных мыслей и деяний, оценки своего состояния исчезнет и надменность, и снисходительность, и вообще желание совершить суд.

Сегодня, в день Апостола Фомы, попробуем посмотреть, а действительно ли было неверие? И заслужен ли стереотип «Фома неверующий», сопутствующий в быту сомневающимся людям и связанный с именем Святого Апостола?

Будучи родом из галилейского города Пансады, будущий Апостол занимался рыболовством. Услышав призыв Господа, он оставил своё занятие и последовал за Христом. «Апостол веры» - так наиболее часто называют Апостола Фому. Это связано с его сомнениями при встрече с воскресшим Господом Иисусом Христом и обретенной вере. Наряду с этим почему-то оставляются без внимания сомнения других апостолов. К примеру, и Апостол Филипп также проявляет зёрна сомнения. Он говорит Господу: «Господи! Покажи нам Отца и довольно для нас» (Ин.14, 8). Тем самым Филипп даёт понять Иисусу Христу, что для рассеяния последних сомнений нужно «всего лишь» совершить главное чудо. Т.е. самым твёрдым образом подтвердить, что Он и есть тот, ожидаемый всеми, Спаситель. Господь же отвечает: «Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во мне?» (Ин.14, 10).

Как часто и мы подвергаем сомнению Истину, не слышим глас Божий и призыв Христа. Святой праведный Иоанн Кронштадтский даёт нам замечательное поучение: «Сомнение - хула на Бога, дерзкая ложь сердца или гнездящегося в сердце духа лжи на Духа истины. Бойся его, как ядовитой змеи,...пренебрегай им, не обращай на него ни малейшего внимания». И ещё - «Я не знаю, как можно здравомыслящему человеку колебаться в какой-либо богооткровенной истине, открытой Иисусом Христом, засвидетельствованной апостолами, запечатлённой кровью бесчисленного сонма мучеников, проповеданной святителями, преподобными и всеми святыми, животворной для сердца». И, коль скоро, мы здравомыслящие люди, то должны отбросить все колебания и сомнения, обратить своё внимание, прежде всего, на то, что укрепит нашу веру.

Священное Предание украшает святой образ Апостола Фомы многочисленными примерами истинной веры, мужества и преданности. Посмотрите на эпизод из Евангелия, где Господь хочет идти в Вифанию к Лазарю. Ученики настойчиво отговаривают Его: «Равви! давно ли Иудеи искали побить Тебя камнями, и Ты опять идешь туда?» (Ин.11:8). Их страх понятен и оправдан. В конце концов, он разумен. Они не могут даже мысли допустить, что от них уйдёт Тот, у Кого «глаголы жизни вечной», Кому они отдали без остатка всё своё сердце. Но Христос поступает, как должно. И смотрите, голос Фомы разрушает все сомнения: «Пойдем и мы умрем с Ним» (Ин.11:16).

Обратим свои взоры и на полное опасностей и невзгод апостольское служение Святого Фомы, одного из 12 учеников Христа. По дошедшему до наших дней Преданию, после Вознесения Господня и снисхождения Духа Святого на апостолов, Святой апостол Фома проповедовал благую весть в Палестине, Эфиопии, а далее в Месопотамии, Парфии и Индии. Его неусыпными трудами в этих местах были основаны христианские Церкви и молитва Иисусова встала несокрушимым столпом, осветила Истиной языческие и дикие народы, пребывавших в тьмочисленных грехах.

По словам святителя Иоанна Златоуста, «Фома, бывший некогда слабее других апостолов в вере, сделался по благодати Божией мужественнее, ревностнее и неутомимее всех их, так что обошел со своей проповедью почти всю землю, не убоявшись возвещать слово Божие народам диким». Даже в день сегодняшний, в век развитых коммуникаций и технологий, имея куда большие возможности по персональной защите, много ли найдётся желающих поехать с проповедью куда-нибудь в дебри Амазонки или редкие пустынные поселения? «Ибо много званых, но мало избранных» (Лк.14, 24).

Из Священного Предания нам известно также, что Апостол Фома не присутствовал на погребении Пресвятой Богородицы. Однако именно он открыл Её погребальную пещеру. Это случилось через три дня по кончине Богородицы. Как это возможно? «Человекам это невозможно, Богу же все возможно». (Мф.19, 26) По всей видимости, дар Духа Святого у Апостола Фомы был такой силы, что и трёх дней было достаточно для преодоления огромного расстояния. Поэтому и называет Святая Церковь неверие Фомы добрым. Он не сомневался в главном, а всего лишь испытал временную человеческую слабость.

Возможно, Апостол Фома хотел сам испытать других учеников Христа, когда те возвестили ему радость о Воскресении. Поскольку на протяжении всего времени Евангельского повествования мы не можем усомниться в истинности веры Фомы, то его изречение «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20:25), вероятно, имеет более форму испытания веры и других учеников. Апостол Фома, скорее всего, боялся, что ученики могли быть обмануты «лжецом и отцом лжи», он не желал обмануться в истинности Воскресения Христова ни своим сподвижникам и ученикам Христа, ни самому себе, ибо это грозило бы большим горем и катастрофой. Апостол Фома явственно понимал всю меру ответственности момента. Неверие святого апостола не имеет ничего общего с неверием иудеев и их предводителей-законников.

Иисус Христос нисколько не порицает своего сомневающегося ученика, Он является к апостолам снова и предоставляет возможность утвердить веру незыблемым свидетельством, ибо если сомневающийся уверует, то как возможно не поверить остальным? Господь говорит: «подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.» (Ин. 20:27). И единственное, что должно сказать Фоме, это «Господь мой и Бог мой!» (Ин. 20:28). Ибо не было никакой необходимости совершать те действия, к которым призывал Господь. До сей поры всеми современными и действительными «фомами неверующими» это место Евангелия как-то замалчивается.

Свой земной жизненный путь Апостол Фома завершил мученической смертью в 68 году. За крещение сына и супруги правителя индийского города Мелипура святой Апостол был заключен в тюрьму, вынес изощрённые пытки и был пронзен пятью копьями. Изначально был погребен в том же городе. Сегодня мощи Святого Апостола Фомы пребывают в небольшом итальянском городке Ортона на адриатическом побережье.

Помолимся Святому Апостолу Фоме и испросим укрепления в вере, избавления от малодушия, сомнения и лицемерия, от суетных беспокойств душевных.

Ученик Христов быв, Божественнаго собора апостольскаго сопричастник, / неверствием бо Христово Воскресение известив / и Того пречистую страсть осязанием уверив, Фомо всехвальне, / и ныне нам проси мира и велия милости.

Сергей Анатольевич Перимбаев, ректор РЕЖДУ (Рязанское епархиальное женское духовное училище)

http://ruskline.ru/analitika/2013/10/19/dobroe_neverie/