ДО МОМЕНТА СМЕРТИ. Митрополит Калужский и Боровский Климент
Евангелие открывает нам премудрость и любовь Творца, Который желает, чтобы каждый человек максимально приблизился к Нему за время своего земного существования и потом пребывал с Ним в пакибытии. Все внешние условия, даже такие диаметрально противоположные, как богатство и бедность, — только «рычаги», способы стяжания Божественной благодати. Об этом Христос говорит в притче о богаче и Лазаре.
Испытывая лишения и равнодушие окружающих, как Лазарь, надо приобретать благодать терпением и благодарением Богу. Имея во всем достаток, как богач, следует заботиться о духовном приросте, исполняя заповеди (ср. Лк. 16, 29) и проявляя сострадание к людям. Какой из этих способов легче? Не об этом нужно нам думать, а о том, как не сойти с пути, ведущего ко Христу, который уже есть в нашем распоряжении.
Лазарь воспользовался своим положением, чтобы приобрести подобие Богу. Его жизнь складывалась тяжело, но он терпел бедность и болезни ради Христа: не роптал, преодолевал свои страсти, смирял себя. Жизнь богача, на первый взгляд, была намного легче и добрых плодов она должна была бы принести больше, но оказалась бесплодной. Те временные блага, которыми он был одарен Богом при жизни, богач не использовал для уподобления Господу, и после смерти уже не может воспринять радость от бытия вместе с Богом — оно чуждо, инородно его душе.
Но почему не может оправдать богача его последняя просьба? Ведь на этот раз он просит Авраама не за себя, а за своих братьев, желая, чтобы они избежали вечных мук (см. Лк. 16, 27—28). Значит, он способен проявлять заботу и о других. Почему же недостоин милости сам богач? Его переживание за братьев — это в лучшем случае проявление естественного свойства человеческой души. Желание добра присуще любому человеку, но оно не всегда доминирует, поскольку человек наделен свободной волей и может направить благие силы души к ложной цели, распорядиться ими вопреки замыслу о нем Творца. Для человека достойно и правильно любить Бога, а люди направляют свою любовь к чему угодно, кроме Него.
Доброе отношение к братьям было необременительным для богача, ему не нужно было понуждать себя к этому. От такого естественного проявления добра ему не было никакой пользы в вечности. Господь говорит: «Если вы будете любить любящих вас, какая вам награда?» (Мф. 5, 46). Ведь и животные проявляют заботу о детенышах, но не получают за это воздаяния. Вот если бы богач немного расширил границы проявления природного добра, оказав помощь чужому человеку совершенно бескорыстно, единственно потому, что такова заповедь Божия, тогда бы это был достойный и правильный поступок с его стороны. Это стало бы, по выражению праведного Николая Кавасилы, «полезным вкладом» для его вечности.
Более того, святитель Григорий Нисский заботу богача о своих братьях ставит еще ниже, чем проявление естественного добра. Он называет ее «плотской греховной привязанностью», которая проявляется в желании устроить судьбу своих родных, не замечая остальных, а то и за чужой счет. «Ну как не порадеть родному человечку», — писал об этом Грибоедов в своей знаменитой комедии «Горе от ума». Даже с точки зрения естественного добра такая плотская привязанность — ничто, поскольку для человека естественно желать и добиваться блага не только близким, но и всем остальным людям.
Само по себе естественное добро не приносит плода, годного для вечности, поскольку оно непостоянно. Только доброделание ради Христа изменяет направление жизни человека, преображает его душу. Он начинает творить добро не потому, что в данный момент ему нетрудно это сделать, а потому, что такова заповедь Господня и ее исполнение приближает ко Христу. Со временем угождение Богу становится для человека главным в жизни.
Тот, кто старается жить по совести, по разуму, по любви, кто в любых обстоятельствах исполняет заповеди, подготавливает себя к принятию сверхъестественной добродетели, когда человек действует не по своему естеству, а по благодати Божией. Только тогда он становится истинным христианином, помазанником Божиим. Если человек распоряжается естественными добродетелями неправильно, направляет их к ложной цели, тогда рождаются лишь грех и страсть, плотская привязанность, как у богача. Если же человек использует их правильно, то естественные достоинства позволяют ему стяжать сверхъестественные добродетели, которые становятся тем сокровищем, которое пригодится человеку в будущей жизни.
Вспомним, как русские женщины подавали хлеб немецким военнопленным, которых конвоировали по дорогам после окончания войны. Они делились порой последним из жалости к врагам, которых так естественно было ненавидеть! Делиться с родными — это норма для человека (и совершенно ненормально, если он это не делает). Можно помочь соседям, друзьям, незнакомым согражданам. Это тоже по-человечески естественно. Но наши женщины, потерявшие во время войны своих родных, помогали тем, кто, возможно, убивал их мужей, но теперь оказался в беде и нуждался в помощи. Вот это проявление добра превосходит естество и становится добродетелью сверхъестественной, Христовой. Господь заповедал человеку любить врагов своих (Мф. 5, 44) и Сам поступал так же.
Мы можем считать себя христианами, соблюдая посты, читая Евангелие, подавая милостыню, а на деле оставаться в положении богача, если не будем стараться выйти за рамки своих естественных добродетелей. И неизбежно будем замечать, как они частенько скатываются в греховную плотскую привязанность, разделяющую мир на «своих», кого мы любим без понуждения, и «чужих», любить которых мы обязаны, по слову Евангелия, но делаем это далеко не всегда. Итак, пока мы живем здесь, на земле, надо стараться всячески развивать свою природную тягу к добру, чтобы получить годный для вечности плод — благодатную жизнь во Христе.
Источник: Вечерняя Москва
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии