Для чего умер Христос
В эти дни мы вспоминаем события Страстной Седмицы, и, особенно, спасительную смерть Господа нашего Иисуса Христа на Голгофе.
Слово Божие — и все учение Церкви — говорит о этой смерти нечто поразительное. Люди внешние по отношению к Церкви склонны видеть в Иисусе мученика, умершего за свои идеалы, или просто хорошего человека, ставшего жертвой людей плохих — что, конечно, уже происходило и еще произойдет со многими людьми.
Но Церковь настаивает на том, что эта смерть была (и остается) чем-то уникальным и невыразимо большим. Она прямо и непосредственно касается каждого из нас. Она охватывает и ныне живущих, и тех, кто жил раньше, и тех, кто придет после нас. Все поколения от начала и до конца этого мира. У нее есть огромный и таинственный смысл — который приоткрывается нам в Писании.
Христос говорит, что Он пришел именно для того, чтобы умереть: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мар.10:45) «На сей час Я и пришел» (Иоан.12:27) Он говорит о часе Своей смерти.
В чем Сам Христос видел ее смысл? Мы можем вспомнить слова, которые слышим за каждой Литургией: «ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Матф.26:28) Его кровь излита ради прощения наших грехов.
Христос говорит о Себе: «ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен» (Лук.22:37) Это цитата из пророчества Исаий о таинственном страдающем Рабе, который несет на себе грехи других людей:
«Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего [было] на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих. От уз и суда Он был взят; но род Его кто изъяснит? ибо Он отторгнут от земли живых; за преступления народа Моего претерпел казнь» (Ис.53:5-8)
Христос приходит, чтобы претерпеть казнь за преступления других. Как проповедуют Апостолы, «потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных» (1Пет.3:18), «что Христос умер за грехи наши, по Писанию» (1Кор.15:3)
Возможно, именно в наши дни нам будет легче это понять.
Мы живем, особенно сейчас, в мире, полном проклятий, ярости и гнева — люди требуют суровой кары тем или иным негодяям, которые должны пострадать за свои злодеяния в сем веке и в будущем. Мы уже привыкли, что при известии о смерти того или иного известного человека Сеть наполняется радостными пожеланиями новопреставленному «гореть в аду».
Откуда весь этот гнев? Люди испытывают ярость и негодование на на злые дела других. Разве они неправы? Что же, при всей уродливости человеческого гнева, который, по слову Апостола, «не творит правды Божией» (Иак.1:20) в этом есть некая истина. Зло должно быть осуждено. Когда людей, созданных по образу Божию, попирают, мучают, обездоливают и убивают, это зло вопиет к Богу об отмщении. Как говорит псалмопевец, «Боже отмщений, Господи, Боже отмщений, яви Себя! Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым. Доколе, Господи, нечестивые, доколе нечестивые торжествовать будут? Они изрыгают дерзкие речи; величаются все делающие беззаконие; попирают народ Твой, Господи, угнетают наследие Твое; вдову и пришельца убивают, и сирот умерщвляют и говорят: "не увидит Господь, и не узнает Бог Иаковлев"» (Пс.93:1-7)
Но что, если суд совершится? Что если злодеи будут — как того требуют столь многие — схвачены и осуждены? Что если они будут преданы самой лютой, самой мучительной, самой унизительной и кошмарной казни, которую только можно измыслить? Что если они умрут смертью проклятых, отверженные Богом и людьми, и сойдут на самое дно ада?
Тогда преступления их понесут должную кару, и осуждение их будет исчерпано.
Но именно это и произошло — только их место занял Тот, кто взял на Себя грех мира (Иоан.1:29), чтобы снять бремя с грешников. Именно Он претерпел лютую казнь за чужие преступления (Ис.53:8), чтобы освободить виновных. Он умер смертью проклятого (Гал.3:13), чтобы избавить от проклятия тех, кто его заслуживал.
Теперь всякий грешник и злодей, который придет к Нему с покаянием и верой, обретет в Нем безопасность, прощение и оправдание.
Иногда людей это просто возмущает — то есть злодеи могут избежать заслуженного ими, потому что Христос за них умер? Несомненно могут, если покаются и уверуют. В этом само содержание Евангелия.
И оно кажется нам возмутительным, пока мы не сделали одного болезненного, но спасительного открытия. Мы всегда думаем, что грешники и злодеи — это другие. Это, во всяком случае, не я, и не те люди, которых я считаю своими. Кажется, что негодяи, которые вызывают у меня справедливое негодование и обоснованную жажду мести, не имеют со мной ничего общего. Но что, если бы мы могли заглянуть в их злодейские головы, что бы мы увидели? То, что они считают себя (и своих друзей) хорошими и честными людьми, которые сами противостоят злодеям.
Это вообще характерно для злодеев - считать себя большими праведниками, справедливо возмущенными грехами других. Им почти невозможно признать свои грехи и раскаяться. Ведь они такие хорошие люди.
Но Христос не умирал за хороших людей — они бы в этом и не нуждались. Христос умер за грешников. Если я готов принять, что Христос умер и за меня, я признаю, что нуждался в этом. Я нахожусь в той же категории, что негодяи, вызывающие мое негодование — в категории грешников. Это очень трудно принять — но возвещение Апостолов именно об этом. Христос умер за грешников, которые не заслуживали ничего, кроме ярости и осуждения. И я — один из них.
Бог ответил на их грехи, как и на мои грехи — Он стал человеком и понес их на Кресте.
Крест возвещает послание прощения и примирения; и всякий, кто отзывается на него покаянием и верой, обретает помилование и жизнь вечную. Это послание является ошеломляющим и слишком огромным, чтобы поместиться в наших, слишком маленьких для него, душах.
Но именно с ним Господь посылает Апостолов: «Итак мы - посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом. Ибо не знавшего греха Он сделал для нас [жертвою за] грех, чтобы мы в Нем сделались праведными пред Богом» (2Кор.5:20,21)
Сергей Худиев
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии