ДИСПУТ СО «СВИДЕТЕЛЯМИ ИЕГОВЫ» (ПРОДОЛЖЕНИЕ)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Свидетели Иеговы

О крещении младенцев. О наименовании «свидетели Иеговы». О Святой Троице. О Божественности Христа

Часть 1Часть 2.

О крещении младенцев

Свидетель Иеговы: – Я хотел бы рассмотреть вопрос о крещении младенцев. Мы верим, что Крещение может быть совершено только над достаточно взрослыми людьми, чтобы их можно было научить: «А потому идите и подготавливайте учеников во всех народах, крестя их во имя Отца, и Сына, и святого духа» (ПНМ[1] Мф. 28, 19); «И всем сердцем принявшие его слово крестились, и в тот день присоединилось около трех тысяч душ» (ПНМ Деян. 2, 41). Крещаемый должен быть научен начаткам веры, также он должен сознательно выразить свое намерение о Крещении перед Богом: «И есть нечто подобное, спасающее теперь вас, крещение (не избавление от телесной грязи, а просьба к Богу о чистой совести), через воскресение Иисуса Христа» (ПНМ 1 Пет. 3, 21). Все это невозможно для младенцев: ни научение, ни волеизъявление. Чем вы руководствуетесь, когда крестите детей?

Православный: – Прежде всего, мы исходим из того, что таинство Крещения несет в себе избавление от грехов, в котором нуждаются в том числе и дети. Сказано: Крестил я также Стефанов дом; а крестил ли еще кого, не знаю (1 Кор. 1, 16; подобно: Деян. 10, 6; 11, 12–14; 16, 15; 16, 33). Понятие «дом» (греч. οίκον) в те времена было достаточно широким и вмещало в себя всех домочадцев, слуг и рабов с их семьями – как взрослых, так и детей. Как вы думаете, дети находятся под грехом?

Свидетель Иеговы: – Нет! Они не имеют на себе осознанных грехов. Библия учит, что дети святы. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святы (1 Кор. 7, 14). Они, дети, как мы видим, освящаются своими верующими родителями и не нуждаются в крещении. Тем более что Крещение не снимает грехов. Сам Иисус крестился не для очищения грехов: Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его (1 Пет. 2, 22). Своими страданиями Он приводит нас к Богу, и никакие обряды не могут этого подменить или заменить: …Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом… (1 Пет. 3, 18). Вода не снимает грехи, а только его кровь: «Но если ходим во свете, как и сам он во свете, то мы в общности друг с другом, и кровь Иисуса, Сына его, очищает нас от всякого греха» (ПНМ 1 Ин. 1, 7).

Православный: – Дети все же имеют на себе грехи. Писание учит: …Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня (Исх. 20, 5). Давид говорил: Вот, я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя (Пс. 50, 7). Очень часто в Библии говорится о том, что Господь наказывал детей наряду со   взрослыми, например: …и взяли в то время все города его, и предали заклятию все города, мужчин и женщин и детей, не оставили никого в живых (Втор. 2, 34). Поэтому выделять детей из проблем взрослых и рассматривать их отдельно от них – достаточно легкомысленно. Сказано о равной ответственности перед законом и взрослых и детей: …ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя… (Втор. 5, 14). Кстати, о поколении потопа сказано: …Конец всякой плоти пришел пред лицо Мое, ибо земля наполнилась от них злодеяниями; и вот, Я истреблю их с земли (Быт. 6, 13). – Никто из взрослых и детей, кроме семейства Ноя, не спасся. Опасность Божьего гнева нависает над каждым человеком, независимо от его возраста. Не заботиться о спасении детей – значит проявлять верх беспечности и неблагоразумия.

Не заботиться о спасении детей – значит проявлять верх неблагоразумия

А о том, что именно в Крещении мы приобщаемся искупительному действию Крови Христа, в Писании сказано достаточно много: Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои (Деян. 22, 16); Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов (Деян. 2, 38). А то, что Кровь Христова была пролита во оставление грехов, мы знаем и верим в это, как и сказано: …ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов (Мф. 26, 28). И не только в таинстве Причастия, но и в таинстве Крещения мы можем приобщаться к спасительному Ее действию, о чем и прочитали выше.

Я хочу спросить вас: как вы думаете, какое время было более спасительным и более благодатным – ветхозаветное или новозаветное?

Свидетель Иеговы: – Конечно, новозаветное.

Православный: – Правильно. Как и сказано: …ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа (Ин. 1, 17). Как вы думаете, где легче войти в народ Божий – во дни Ветхого Завета, когда весть о спасении была открыта только одному народу, или во дни Нового Завета, когда правда Божия открывается всякому?

Свидетель Иеговы: – Конечно, наше время более благоприятное для спасения. Но какое это отношение имеет к рассматриваемому вопросу?

Православный: – Прямое. Ведь из вашей точки зрения следует, что с приходом в мир Христа Спасителя положение детей усугубилось.

Свидетель Иеговы: – Я об этом ничего не говорил.

Православный: – Вам это только кажется. Давайте ответим на следующий вопрос: через какой обряд пройдя, в новозаветные времена человек может войти в народ Божий?

Свидетель Иеговы: – Крещение.

Православный: – Хорошо. А в ветхозаветные времена – через какой обряд пройдя, человек входил в общину Израиля, становился иудеем?

Свидетель Иеговы: – Обрезание...

Православный: – Отлично. А в каком возрасте человек мог быть обрезанным?

Свидетель Иеговы: – В восьмидневном…

Православный: – Это действительно именно так. Сказано: Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола (Быт. 17, 12).

Итак, у вас получается, что в ветхозаветной общине Бога человек мог войти в сообщество Израиля, будучи ребенком (младенцем), а в новозаветное время положение детей усугубляется, и они не могут быть членами христианского собрания[2]. Вас это не смущает?

Свидетель Иеговы: – Христос был и обрезан, и крещен. Непонятно, какое отношение имеет обрезание к Крещению, если это разные вещи и никакие параллели здесь невозможны.

Православный: – Очень даже возможны. Само Писание проводит эти параллели, когда говорит: В Нем вы и обрезаны обрезанием нерукотворенным, совлечением греховного тела плоти, обрезанием Христовым; быв погребены с Ним в крещении (Кол. 2, 11–12).

Итак, обрезание, которое можно было совершать над восьмидневным ребенком, прообразовывало собою Крещение.

Свидетель Иеговы: – Но в Писании ясно сказано о крещении: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк. 16, 16). Как ребенок может веровать?

Православный: – За него веруют его крестные родители.

Свидетель Иеговы: – Разве один человек может веровать за другого?

Православный: – Может, и тому есть множество примеров из Писания. Например, вспомним случай со слугою сотника. Он был исцелен не своею личною верою, а верою самого сотника, как и сказано: И сказал Иисус сотнику: иди, и, как ты веровал, да будет тебе. И выздоровел слуга его в тот час (Мф. 8, 13). Кстати, то слово, которое у нас переведено как «слуга», в греческом оригинале читается как «ребенок» (греч. παις[3]). Получается, что взрослый сотник верует за своего слугу, мальчика, и последний получает по его вере исцеление.

Также примером может быть для нас случай с расслабленным, положенным на постели, где говорится о его друзьях, что видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои (Мф. 9, 2). Здесь, как в других случаях, Христос не обращает внимания на самого больного (который, похоже, был расслаблен не только телом, но и душою), а смотрит на веру его друзей и по их вере исцеляет его. Так что вы поспешили, сказав, что один человек не может веровать за другого.

Теперь давайте внимательно прочитаем следующий текст: Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим Апостолам: что нам делать, мужи братия? Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святого Духа (Деян. 2, 37–38). Обратим внимание на то, что, когда ап. Петр говорит «покайтесь», он не говорит «покайтесь все», как в случае, когда он говорит о крещении. Это значит, что он имеет в виду только тех, которые могут покаяться (т. е. взрослых). Малые дети не могут каяться. Но в случае, когда он говорит о крещении, он говорит «да крестится каждый из вас», имея в виду и взрослых, и детей. Ведь, как мы установили, и дети и взрослые находятся под грехом. И он (Петр) именно это имеет в виду, когда добавляет о крещении ...во имя Иисуса Христа для прощения грехов.... Далее он говорит еще более определенно: ...И получите дар Святого Духа. Ибо вам принадлежит обетование и детям (греч. τέκνοις[4]вашим и всем дальним, кого ни призовет Господь Бог наш (Деян. 2, 38–39). А то, что Господь призывает не только взрослых, но и детей, Он Сам засвидетельствовал, сказав: …Пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие (Мк. 10, 14)[5].

О наименовании «свидетели Иеговы»

Свидетель Иеговы: – Я понял вашу позицию, хотя мне она представляется достаточно натянутой. Мне хотелось бы обсудить с вами другой вопрос. Вопрос об имени Бога. Как вы думаете, почему наша организация называется «свидетели Иеговы»?

Православный: – Затрудняюсь ответить на этот вопрос, потому что библейского обоснования для него не нахожу.

Свидетель Иеговы: – Имя «Иегова» встречается в Библии приблизительно 7 000 раз. Сказано в Псалмах: …и да познают, что Ты, Которого одного имя Господь (יְהוָה), Всевышний над всею землею (Пс. 82, 19).

Слово «Бог» – есть титул, а не собственное имя Всевышнего, как и «президент», «царь» и «судья» не есть имена собственные. Это имя присутствует и в Новом Завете, например, в слове «Аллилуйя», что означает – «Восхваляйте Яг». «Яг» – это краткая форма имени Иегова. В Синодальном переводе Библии это слово встречается 8 раз (Быт. 22, 14; Исх. 3, 14; 15, 3; 17, 15; 33, 19; 34, 5; Суд. 6, 24; Ос. 12, 5). Иудейские суеверия не разрешали произносить это имя вслух. Но теперь значение этого имени восстанавливается по всей земле. Перевод «Нового мира» восстановил имя «Иегова» и в «Греческих» Писаниях. И это справедливо. «Свидетелями Иеговы» были не только древние верующие, но и сам Христос: А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал, чтобы вы знали и верили Мне, и разумели, что это Я: прежде Меня не было Бога и после Меня не будет (Ис. 43, 10).

Православный: – В названии вашей организации меня настораживает все: и первое, и второе слово. Начнем с первого слова «свидетели». Может ли быть свидетелем какого-либо события человек, прочитавший о нем в газете или книге или услышавший что-либо от других людей? Конечно, нет! Свидетель всегда самоочевидец события.

Апостолы не назывались «свидетелями Иеговы». Сам Христос почитал их свидетелями Своими, Он говорил, обращаясь к ним: но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли (Деян. 1, 8). «Свидетель», в новозаветном понимании этого слова, – именно самоочевидец. Когда вместо отпавшего Иуды избирали нового апостола, этот принцип вполне проявился. Критерием для избрания нового апостола было его личное присутствие при известных событиях. Как и выразил этот принцип ап. Петр: …начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его (Деян. 1, 22). Назывались свидетелями и первые христианские мученики, как, например, верный свидетель... Антипа (Откр. 2, 13). Своими страданиями они свидетельствовали о преданности Господу Иисусу.

А текст из Исаии, где говорится: А Мои свидетели, говорит Господь, вы и раб Мой, которого Я избрал... (Ис. 43, 10). Здесь говорится о еврейском народе и о роли пророка Моисея.

Для обоснования вашего понимания рассматриваемого понятия этот текст явно не подходит. С другой стороны, слово «свидетель» достаточно многозначно, так что характеризовать им члена христианской общины, его отличие от других людей никак нельзя. Точно так же и слово «ученик» сразу ставит перед нами целый ряд вопросов.

В Новом Завете сказано: Целый год собирались они в церкви и учили немалое число людей, и ученики в Антиохии в первый раз стали называться Христианами (Деян. 11, 26). Словами «в первый раз стали называться» апостол говорит о возникновении этой поистине апостольской традиции – называть членов Церкви Христовым именем: ХРИСТИАНЕ (греч. Χριστιανούς).

Кстати, Имя «Иегова» ни разу не встречается ни в одном греческом тексте новозаветных или ветхозаветных Писаний. И не спешите спорить…

Свидетель Иеговы: – Все же имеются тексты «Греческих Писаний», в которых присутствует имя «Иегова». В 1944 году в «Журнале теологических исследований» был опубликован фрагмент папируса на греческом языке, где это имя было сохранено в своем первоначальном виде и не заменено тем или иным титулом.

Православный: – Какой фрагмент из Библии был воспроизведен в этом папирусе?

Свидетель Иеговы: – Вторая половина книги Второзакония.

Православный: – Вот именно – Ветхий Завет! Нет ни одной рукописи новозаветных Писаний, где бы присутствовало это Имя (יְהוָה). Но и в самом втором слове названия вашей организации вы тоже погрешаете против истины, даже тогда, когда вспоминаете подобные папирусы, я поясню…

Слова «Иегова» нет ни в одном еврейском, греческом и славянском своде Библии. В самом еврейском тексте Имя Бога Господь (יְהוָה) никогда не прочитывалось так, как вы произносите это Имя. И более того, подобная неправильная форма (транслитерация) произнесения этого Имени представляется самим носителям еврейского языка более чем ошибочной. Так, в «Еврейской энциклопедии» мы можем прочитать по поводу этого слова («Иегова») следующее: «Оно в новейших библейских переводах чаще всего представлено формой Иегова, ИГВХ, которая, однако, с филологической точки зрения признается недопустимой. Указанная форма возникла из попытки произносить согласные буквы этого имени так, как будто они были снабжены гласными знаками от имени Адонай»[6].

Свидетель Иеговы: – Но мы не произносим это имя, начиная с гласной «а», от имени «Адонай».

Православный: – Извините. Именно Имя из Исхода (3, 14) было искажено в надуманной транскрипции. Известно, что, по правилам древнееврейского языка, первое (алеф) произносится как э. Следовательно, как результат некомпетентности средневековых переводчиков, – гласные от Имени «Адонай» проставили под согласными יְהוָה (Яhве), и возникло никогда не существовавшее прочтение: Й-э-Х-о-В-а-Х или «ИЕГОВА».

Если мы, например, возьмем согласные от фамилий «Рассел[7]» и прибавим к ним гласные от фамилии «Руттерфорд[8]», то получится двухголовое РуСеСоЛ. Я думаю, что подобное смещение букв в именах ваших основателей (ересиархов) вы почли бы оскорбительным для их памяти. А ведь мы говорим об Имени Бога. К тому же вы утверждаете, что знаете это ИМЯ.

Свидетель Иеговы: – Но в вашем же Синодальном (православном) переводе это слово встречается 8 раз[9]

Православный: – Вы правы. Это не что иное, как влияние Европейской («библейской») традиции произношения (транслитерации) этого Имени. Подобное влияние было достаточно сильно в XVIII–XIX веках…

Но вернемся к нашему вопросу. В действительности это Имя «Иегова» встречается только в тех переводах, которые находились под влиянием западно-европейской библеистики. В современных переводах тех же западно-европейских библеистов такое произношение (транслитерация) этого Имени отсутствует.

В еврейском тексте Ветхого Завета, действительно, самое распространенное Имя Бога, которое встречается ровно 5 789 раз, – יְהוָה (Яhве)[10]. Известный текст из Исхода (3, 14) содержит, следовательно, другую, нежели יְהוָה (Яhве), форму произношения этого Имени – а именно אֶהְיֶה(Эhйе). Буквально это Имя произноситься так: אֶהְיֶה אֲשֶׁר אֶהְיֶה (Эhйе АшерЭhйе). Дословный перевод этого односложного Имени может быть и следующим: «Я есть То, что Я есть».

Имя Господа именно в форме   אֶהְיֶה(Эhйе), указанной в Исх. 3, 14, встречается в Писании только 51 раз (!). Для сравнения – Имя Господа Бога אֱלֹקִים(Элоhим)[11] встречается в Ветхом Завете 1 083 раза.

Кстати, святоотеческая традиция не оставила данный вопрос без внимания. Так, например, блаж. Феодорит Кирский в своем трактате, озаглавленном «Сокращенное изложение Божественных Догматов», в 4-м разделе – «О Святом Духе и о Божественных именах» – в частности, писал: «Поелику люди несмышленые, не зная значения еврейских имен, думали, что Адонаи, Елои, Саваоф суть разные боги, то, думаю, кстати будет показать незнающим, что значит каждое из сих имен на нашем языке. Итак, имя Елоф толкуется Бог, а Елои – Бог мой. Имя: Ил, произносимое без придыхания, значит также Бог, а с придыханием – Бог крепкий. И Адонаи значит Господь, а Господь Саваоф толкуется Господь сил, или Господь воинств: потому что у эллинов ряды воинов называются силою. А Шаддаи значит достаточный и могущественный, и Аио – сущий. Имя сие у евреев было не произносимо; самаряне же выговаривают его Иаве». Послушайте свидетельство из Энциклопедии Брокгауза и Эфрона по этому же вопросу: «Во всяком случае форма И(егова) – не единственная; рядом с ней, особенно в новейшее время, все более входит в употребление другая форма – Jabe, Jahveh, в пользу которой имеются древние свидетельства блаж. Феодорита (Ίαβέ) и Климента Александрийского (Ίαουέ)».

…Так что в двух словах названия вашей организации – «свидетели…» и «…Иеговы» – мы видим две ошибки: одну – экзегетическую[12], другую – филологическую; есть и исторические свидетельства, опровергающие вашу позицию. Вы готовы продолжать нашу сегодняшнюю беседу или вы устали? Тогда мы могли бы встретиться завтра.

Свидетель Иеговы: – Да. Лучше завтра...[13]

    О Святой Троице

Свидетель Иеговы: – Я предлагаю сегодня рассмотреть вопрос о «Троице».

Православный: – Я ждал этого вопроса.

Свидетель Иеговы: – Хорошо. Я думаю, что у вас это самое слабое место. Начнем с того, что в «Еврейских» и «Греческих» Писаниях нет даже упоминания о «Троице». Бог – одна личность, величайшая во вселенной. Бог – не три личности: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш. Господь един есть (Втор. 6, 4). Он именно один, прочитаем два стиха: Не один ли у всех нас Отец? Не один ли Бог сотворил нас? (Мал. 2, 10); …потому что один Бог, Который оправдает обрезанных по вере и необрезанных через веру (Рим. 3, 30).

Сын сотворен, до этого Бог был один. Прочитаем: И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит Аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия (Откр. 3, 14). Здесь надо обратить внимание на слова «начало создания Божия». Дальше: «Он – образ невидимого Бога, первенец из всего творения» (ПНМ Кол. 1, 15).

Очевидно, что Бог должен быть превозносим над всем, «чтобы во имя Иисуса преклонилось всякое колено тех, кто на небе, и тех, кто на земле, и тех, кто под землёй, и всякий язык открыто признал Иисуса Христа Господом к славе Бога Отца» (ПНМ Флп. 2, 10–11). Как видите, сын все делает и преклоняет к славе своего Отца. При этом очевидно, что сын[14]меньше Отца: «Но хочу, чтобы вы знали, что каждому мужчине глава – Христос, а женщине глава – мужчина, а Христу глава – Бог» (ПНМ 1 Кор. 11, 3). Сын, прежде всего, посланник своего Отца, это надо помнить: «Иисус сказал им: “Если бы вашим Отцом был Бог, вы любили бы меня, потому что я от Бога вышел и теперь здесь. И пришел я не от себя, но Он послал меня”» (ПНМ Ин. 8, 42). Следовательно, и святой дух[15] – действующая сила Бога. Сила – не личность: «Крестившись, Иисус тотчас вышел из воды; и вот, открылись небеса, и он увидел дух Бога, который сходил, подобно голубю, и опускался на него» (ПНМ Мф. 3, 16). Дух – именно «дух Бога», и не более того. Бог направляет дух святой для исполнения своих намерений: …Пошлешь дух Твой – созидаются, и Ты обновляешь лицо земли (Пс. 103, 30).

Что вы можете сказать по этому поводу?

Православный: – В Библии о Святой Троице говорится достаточно много.

Прежде всего, обратим внимание на тексты из Книги Бытия, где сказано: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Бытие 1, 26); И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас (Быт. 3, 22). Здесь о Творце говорится во множественном числе. В то же время Писание категорично утверждает, что Бог сотворил человека, по подобию Божию создал его (Быт. 5, 1). Возникает звучание некоего единства во множестве. В самой же полноте человеческой природы это единство раскрывается в троичном множестве начал единой человеческой жизни: Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа (1 Фес. 5, 23).

То же самое мы видим и в следующем тексте: …Сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого. И рассеял их Господь (Быт. 11, 7–8). Здесь глагол «сойдем» во множественном числе, а слово «Господь» (Яhве) – в единственном числе. Опять мы слышим о некоем единстве во множестве.

Более того, первый стих Библии тоже свидетельствует о единстве во множестве: Бэрешит бара элоhим эт hашамайим веэт hаарец[16], дословный перевод данного стиха следующий: «Прежде сотворил ОНИ (БОГИ) с небом и с землею». Как мы видим, еврейский глагол бара – «сотворил», в единственном числе, а самое первое Имя Бога в Библии – Элоhим (אֱלֹקִים) во множественном числе.

Кстати, разгадка может заключаться и в глаголе «бара» – (сотворил). Арамейское слово бар означает «сын», то есть Бог Отец сотворил мир Сыном Своим. Это не противоречит учению Нового Завета о Господе Иисусе Христе. Сказано: …и открыть всем, в чем состоит домостроительство тайны, сокрывавшейся от вечности в Боге, создавшем все Иисусом Христом (Еф. 3, 9). В то же время и о Святом Духе сказано: Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою (Быт. 1, 2).

При сотворении мира присутствуют Отец, Сын и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец

Итак, при сотворении мира присутствуют и Отец, и Сын, и Дух Святой – ОНИ суть Единый Творец. О подобном единстве во множестве, о множестве Лиц Святой Троицы говорит и следующий стих: Приступите ко Мне, слушайте это: Я и сначала говорил не тайно; с того времени, как это происходит, Я был там; и ныне послал Меня Господь Бог и Дух Его (Ис. 48, 16).

…Но при этом нам известно, что первый мир пал. При начале восстановления Царства Божия Иисусом Христом и на земле, как на небе (Мф. 6, 10) мы видим, как и при начале первого мира, Духа Божия над водами (Третье Лицо Троицы), слышим глагол Творца (Первое Лицо Троицы) и зрим Сына (Второе Лицо Троицы): И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3, 16–17). Учитель Церкви Тертуллиан в своем слове «О Крещении» обращал на сие внимание.

…А созданию человека предшествует Собор всех Лиц Святой Троицы: И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему (Быт. 1, 26). Блаж. Августин в своей книге «Беседы на Бытие» подчеркивает, что слова «по образу» (в единственном числе) показывают, что существует единая Сущность (природа) Божия, однако, когда Бог говорит «Нашему», Он показывает, что Один и тот же Бог не просто один, но существует более чем Одна (Его) Ипостась (Личность).

Явившись Моисею, Бог таинственно указал на Свою Троичность словами: …Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова. Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога (Исх. 3, 6). О прославлении Бога Серафимами сказано: Вокруг Него стояли Серафимы; у каждого из них по шести крыл: двумя закрывал каждый лицо свое, и двумя закрывал ноги свои, и двумя летал. И взывали они друг ко другу и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6, 2–3). Трехкратное прославление Единого Бога нечто собою символизирует.

Грамматическая конструкция следующего предложения тоже интересна в свете рассматриваемого вопроса: …из Него, Им и к Нему. Ему слава во веки, аминь (Рим. 11, 36). Подобная конструкция в другом же стихе: …все Им и для Него создано (Кол. 1, 16). Прямая цитата по данному вопросу: Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28, 19).

Даже главная заповедь о Единстве Творца: Слушай, Израиль: Господь, Бог наш, Господь един есть (Втор. 6, 4), – оканчивается словами не «Господь один», а «Господь един» –«Адонайэхад».אֶחָד (Эхад) – означает именно «един». Хотя иногда это слово и понимается как «один», но, скорее, «один» («первый») как начало чреды неких множеств (Бытие 1-я глава). Множеств – соединенных чем-либо друг с другом или во имя чего-либо.

Если о вас скажут, что вы едины, думаю, вы спросите: «С кем я един?» Единство фактически предполагает единство между кем-то и кем-то или чем-то и чем-то.

Все Три Лица Святой Троицы пребывают в Любви

Сама Божественная Любовь, о Которой сказано: Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8), не есть только себялюбие... Напротив, Бог есть Любовь, – Бог Отец любит Бога Сына, Бог Сын любит Бога Отца, и Отец и Сын пребывают в Любви Духа Святаго. Все Три Лица Святой Троицы – пребывают в Любви. Разве не к этой Любви мы призываемся словами: да будут едино, как Мы едино (Ин. 17, 22). Блаж. Августин писал: «Если любовь, которою Отец любит Сына, а Сын любит Отца, невыразимо являет общность Обоих, то разве не уместнее всего назвать Духа Святого, общего для Обоих, самою Любовью». Чрез Личность Духа Святаго и мы являемся причастниками сей Божественной Любви, по слову ап. Павла: потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам (Рим. 5, 5).

Свидетель Иеговы: – Как вы себе это представляете: один Бог и несколько его личностей?

Православный: – Сущность Бога Одна, а Лиц именно несколько... Обратите внимание на следующий библейский стих: …дабы утешились сердца их, соединенные в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа (Кол. 2, 2).

Свидетель Иеговы: – Но как вы объясните то, что сын меньше Отца? Он сам говорил о себе: …Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28).

О Божественности Христа

Православный: – Подобный текст надо сопоставлять с другими и путем смысловых совмещений находить золотую середину. Давайте проведем подобное сравнение: Отец Мой более Меня (Ин. 14, 28), и другие тексты: Я и Отец – одно (Ин. 10, 30), и следующий стих: Я не один, но Я и Отец (Ин. 8, 16). Здесь явно говорится о двух природах во Христе – Божественной и Человеческой. То, что Божественная и Человеческая природа Христа (при соблюдении неслиянности) реально существуют, подтверждают и показывают два следующих текста: Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? (Ин. 14, 9); и другой текст: …ибо в Нем обитает вся полнота Божества телесно (Кол. 2, 9).

Следовательно, когда Сын Божий страдал, возрастал, алкал и жаждал, то здесь проявлялась Его Истинная Человеческая Природа.

А когда мы читаем: Потому Я и сказал вам, что вы умрете во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших (Ин. 8, 24 – сравните с Втор. 32, 39; Ис. 43, 10), – по-гречески «Это Я» звучит как «Я есть» (слав. СЫЙ). Речь идет о Том, в руках Которого и жизнь и смерть. Он Сам говорил о Себе: Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь (Откр. 1, 18).

Есть подобное свидетельство о Христе и в Ветхом Завете. Вот, наступают дни, говорит Господь, и восставлю Давиду Отрасль праведную, и воцарится Царь, и будет поступать мудро, и будет производить суд и правду на земле. Во дни Его Иуда спасется и Израильбудет жить безопасно; и вот имя Его, которым будут называть Его: “Господь (יְדֹוָד) – оправдание наше!” (Иер. 23, 5–6). Здесь имя Христа предлагается четырехбуквенным именем Яhве…

И еще[17]: Если Христос не Бог (как вы ошибочно учите), то

  1. Библия не является Словом Божиим;
  2. а мир Сотворен не Богом! – Едва ли вы с этим согласитесь.

1. Но! Именно о Христе сказано как о Творце этого мира (и подлинной причине его (мира) возникновения): Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано всё, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стои́т (1, 15–17). Слова: рожденный прежде всякой твари указывают на безначальное и Предвечное Рождение Сына от Отца. А словосочетание: и все Им стои́т прямо указывает на Него как на Вседержителя (греч. παντοκράτωρ), о Котором и сказано: ибо мы Им живем и движемся и существуем (Деян. 17, 28);

2.   Само Священное Писание (Библия), написанная пророками и апостолами, есть вдохновленное Христом Слово Божие. Читаем: К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, исследуя, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу (1 Пет. 1, 10–11); и еще: Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам (Ин. 14, 26). – Таким образом, отвергая Божество Христа Сына Божия, вы косвенно представляете Бога не Творцом мира и не Автором Слова Божия (Священного Писания). Но именно о Сыне Божием, как о Божественном Логосе (Слове), сказано: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). – Я знаю, что вы по-своему переводите этот текст…

Свидетель Иеговы: – Я хочу сменить тему.

Православный: – Хорошо.

Протоиерей Олег Стеняев

[1] «Перевод Нового Мира» — организации «свидетели Иеговы».
 
[2] Устоявшееся среди «свидетелей Иеговы» понятие («христианское собрание»).
 
[3] Мужского рода: «мальчик».
 
[4] Существительное. Дательный падеж. Множественное число. Средний род.
 
[5] «Даже самым страшным преступникам, как и тем, кто много согрешил против Бога, если сделаются верующими, даруется отпущение грехов (ср. Деян.10, 43). Ни крещение, ни благодать для таких не воспрещаются (ср. Мк. 16,16, 1Кор. 12,13). Тем более не должно быть никаких препятствий для ребенка, который недавно родился и ни в чем еще не согрешил, кроме того, что, будучи рожден по плоти от Адама, он самим своим рождением уже прикоснулся к древнейшей смерти (ср. Рим.5, 12). Этот грех, однако, отпустится ему с большей легкостью, ибо он не его собственный, а чужой. Потому, возлюбленный брат, мы приняли соборное решение никому не отказывать ни в крещении, ни в благодати Божией, ибо Бог ко всем сострадателен, щедр и милостив (ср. Деян. 2, 38)» (Сщмч. Киприан Карфагенский, Послания).
 
[6] Еврейская энциклопедия, т. 8, стр. 130.
 
[7] Первый президент организации «Свидетели Иеговы».
 
[8] Второй президент организации «Свидетели Иеговы».
 
[9] Быт. 22, 14; Исх. 3, 14; 6, 3; 15, 3; 17, 15; 33, 19; 34, 5; Суд. 6, 24; Ос. 12, 2.
 
[10] В греческой Септуагинте κύριος; в славяно-русской традиции «ГОСПОДЬ».
 
[11] В греческой Септуагинте κύριος; в славяно-русской традиции «ГОСПОДЬ».
 
[12] Теологическая ошибка в наименовании «Свидетели Иеговы» — та, что есть Один Единственный Свидетель о Боге Отце Его, Возлюбленный Сын (Который есть образ Бога невидимого — 2 Кор.4, 4), сказавший о Себе: …Видевший Меня видел Отца (Ин. 14, 9).
 
[13] Конец второй встречи.
 
[14] «Свидетели Иеговы» не используют в написании слова «сын» по отношению ко Христу заглавную букву (Сын).
 
[15] Святой Дух, у «свидетелей Иеговы», не имеет традиционного для христиан написания Его Имени с заглавных букв («Святой Дух»).
 
16] בְּרֵאשִׁית בָּרָא אֱלֹקִים אֵת הַשָּׁמַיִם וְאֵת הָאָרֶץ
 
[17] Следующий абзац (до вступления в дискуссию «свидетеля Иеговы») взят с другого встречи-диспута со «свидетелями Иеговы» (в 2008 году

http://www.pravoslavie.ru/106551.html