ДЕВСТВЕННОЕ ОСНОВАНИЕ ЖИЗНИ. Ольга Немчикова

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Fekla

Жития бывают разные. Как мы уже знаем, некоторые из них буквально типовые, словно скроенные по одному лекалу. Но есть такие, которые даже из этой череды «одинаковых с лица» выделяются совсем уж запредельным и непонятным современному разуму поведением. Лично для меня, например, таким является житие святой первомученицы равноапостольной Фёклы.

Вначале всё привычно: живет себе языческая девица Фёкла, восемнадцати лет от роду, редкая красавица и умница, невеста знатного и богатого юноши. В какой-то момент в город приходит с проповедью апостол Павел со спутниками, девушка слышит Слово Божие, принимает Христа в свое сердце и страстно желает стать Его невестой, сохранить девство. Она настолько впечатлена услышанным, что на несколько дней забывает о еде и пище, только лишь внимая апостольским речам. Это видит мать Фёклы, язычница по имени Феоклия. Она обрушивается на дочь с градом упреков, а потом отправляется к Фамиру, своему предполагаемому зятю, и сообщает ему о том, что с его невестой происходит что-то не то.

Юноша бросает все дела и бежит к ней, но Фёкла «ни о чём не хотела говорить с ним; даже и смотреть на него она не желала, ибо в своем сердце носила иного Жениха. (…) Когда же Фамир хотел насильно обнять и поцеловать ее, она плюнула ему в глаза и вырвалась из его рук. Тогда мать пришла в ярость и стала бить ее, а Фамир, сильно опечаленный, пошёл к князю с жалобой на апостола Павла». Лично я, исходя из простой человеческой логики, не понимаю в данной ситуации такую вещь: разве не стоит счесть логичным поведением бедного язычника, у которого невеста вдруг так откровенно сходит, на его взгляд, с ума?

С точки зрения духовной Фёклу можно понять — она увидела всю мерзость своей прежней жизни, ужаснулась и отшатнулась от нее, решив разорвать все старые связи, но разве доступно такое понимание еще вчера любимому, а ныне так резко отвергнутому жениху? Быть может, несколько добрых слов послужили бы для него миссионерской проповедью, а внезапное гробовое молчание и тем более плевки в глаза вряд ли способствуют доброму отношению к новой вере своей возлюбленной.

Не меньшего понимания, надо сказать, заслуживает и мать: в конце концов, практически любая религия требует почитания родителей, не уточняя их религиозную принадлежность, — а тут бедная женщина вдруг оказывается брошенной своей дочерью, которая одномоментно отвергла всё старое, чтобы идти в жизнь новую. Мало кто способен такое вместить, особенно при ранее описанном «музыкальном сопровождении».

ib1226

Так или иначе на основании жалоб близких Фёклы апостол Павел был арестован и брошен в темницу, куда, под покровом ночи, подкупив стражей, проникла новая христианка, чтобы снова и снова внимать словам апостольской проповеди. Вскоре ее домашние снова спохватываются, исчезнувшую девицу находят у ног проповедника в тюрьме, после чего Павла влекут на суд с криками, что он волхв и с помощью неизвестного великого волшебства очаровал Фёклу, а следовательно, достоин казни. Во время судебного процесса девушка хранила молчание, но ее мать злилась и ярилась за десятерых, в результате дойдя до того, что стала требовать казни собственной дочери. Не сумев найти состава преступления в действиях апостола, князь просто изгнал его из города, а вот Фёклу, уступив требованиям ее матери, приговорили к сожжению. И вот с этого момента начинаются чистые и неоспоримые чудеса.

Святая Фёкла сама всходит на приготовленный костер — и огонь горит вокруг нее высоким кольцом, не опаляя и не повреждая, а потом проливается сильный ливень с градом, который полностью уничтожает место сожжения. Толпа на площади разбегается, а Фёкла оставляет родные места и устремляется на поиски своего учителя, святого апостола Павла, за которым затем следует в Антиохию. В этом городе девушку ожидает новое испытание: некто Александр воспылал к ней страстью, причем такой сильной, что ему совершенно не удается держать себя в руках. В какой-то момент Фёкла не выдерживает и, после того как Александр пытается пылко обнять ее на глазах толпы народа, обращается к нему с речью: «Не принуждай меня, странницу, не принуждай меня, рабу Божию, я отказалась от жениха, могу ли я согласиться на твое желание?»

Влюбленный приходит в ярость и ведёт девицу к правителю города, а я снова задаюсь вопросом: почему любимый некогда жених не был удостоен хотя бы подобных слов, а просто был одарен презрительным молчанием?..

Князь Антиохии приговаривает Фёклу к растерзанию дикими зверями, вменив ей в вину две вещи: веру во Христа и категорический отказ от брака при том обстоятельстве, что она молода и дивно хороша собой. На ночь перед казнью девушку отправляют в дом местной жительницы по имени Трифена, а наутро отводят на место казни. Конечно, звери не трогают святую, народ поражается и рождает версию, что виной тому чары, наложенные на одежду Фёклы. Мероприятие переносят на следующий день, девицу снова отправляют к Трифене (результатом этих двух ночей, проведенных в спорах и беседах, будет то, что Трифена станет христианкой и даже удостоится упоминаний самого апостола Павла в посланиях!), а зверей не кормят, чтобы наутро они яростно набросились на беззащитную святую.

Чтобы избежать действия чар, Фёклу обнажают — и дикие звери, выбежав на арену, смущенно опускают глаза, демонстрируя стыд при виде девушки. В толпе начинают раздаваться возгласы «Велик Бог, которого исповедует эта девица!», однако князь предсказуемо приходит в ярость и велит бросить святую в яму со змеями и прочими гадами. Несложно догадаться, что это не причиняет Фёкле никакого вреда. После того как она осталась невредима и при попытке разорвать ее дикими быками, даже князь проникся уважением и отпустил ее со словами: «Фёклу, рабу Божию, отпускаю на свободу».

fekla_ravnoap21

Девушка снова устремляется на поиски апостола Павла, принимает от него благословение и поселяется в сирийской пустыне, где проводит свои дни в посте, молитве, исцелении страждущих и проповеди им слова Божия. Однажды ее увидел языческий жрец и, рассмотрев непоблекшую от пустынной жизни красоты, попытался склонить ее к преступной связи, однако Фёкла, преисполнившись огромной силы, схватила нахала и так сильно ударила его об землю, что он пролежал трое суток, будто мертвый. Прохожие отнесли его к нему домой, где он, едва придя в себя со словами: «Я видел некую богиню и от нее это претерпел», — позвал художника и, описав наружность Фёклы, велел сделать ее изображение. Увидев результат, он обрадовался и, восклицая, что девица была именно такая, поцеловал изображение — и моментально исцелился. С этой минуты автор жития называет этот портрет иконой, говоря о том, что этот образ хранился в доме жреца и его семьи, которые вскоре, внимая проповеди Фёклы, приняли христианство.

Однако стремления врага рода человеческого порушить девство святой не иссякали. Слава о том, как она исцеляет страждущих, гремела далеко вокруг и лишила заработка языческих колдунов и врачей, ведь Фёкла исцеляла всех бесплатно, так что народ шёл именно к ней. «Чиста эта девица и посему угодна великой богине Артемиде! А если она будет осквернена, то отступится от нее Артемида, отнимется у нее целебная сила, а наше врачебное искусство снова возвысится», — таков был вывод этих людей, так что они решили нанять несколько недостойных молодчиков, чтобы те отправились в пустыню и обесчестили святую. Увидев приближающихся негодяев, Фёкла бросилась бежать, но они довольно быстро настигли несчастную девицу. Тогда она взмолилась своему Небесному Жениху и тотчас одна из скал расступилась и приняла ее в свои недра, таким образом став и защитой, и усыпальницей девственной равноапостольной подвижницы.

***

Святая Фёкла окончила свой земной путь в возрасте девяноста лет, однако, как следует из жития, несмотря на преклонный возраст, тема девственности остается животрепещущей в ее случае. Учитывая, что сама первомученица не была подвержена страстям и испытаниям пола, можно сделать интересный вывод, что, поскольку Фёкла добровольно, с ничем не омрачаемой радостью, взяла на себя именно этот крест, эта тема и была основой ее подвига до самых последних дней ее земной жизни.

http://www.matrony.ru/devstvennoe-osnovanie-zhizni/