ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ. ТОЛКОВАНИЕ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ПАКАНИЧА). ПЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле»

Пятая заповедь открывает условную вторую часть Декалога. Если в первых четырех заповедях речь идет об обязанностях человека по отношению к Богу, то заповеди с пятой по десятую посвящены взаимоотношениям людей между собой. Эти заповеди имеют не только религиозное, но и социальное значение. Их соблюдение обеспечивает не только мир с Богом, но и прочность человеческого общества. Строго говоря, в этих заповедях нет ничего такого, до чего человек не мог бы дойти сам, опираясь на голос своей совести. Ведь каждый человек, например, знает, что нельзя убивать и воровать и что необходимо с почтением относиться к родителям. Но в том-то все и дело, что знать – это еще не значит соблюдать. Чрезвычайная важность Синайского законодательства заключается в том, что оно указывает на Бога как на Источник нравственного закона. Нам может показаться, что необходимость почитать родителей – это правило, выработанное людьми для собственного удобства. Однако, закон Моисея четко говорит, что это заповедь, исходящая от Бога. Таким образом, когда в десяти заповедях звучит то, что кажется самоочевидным, нужно понимать, что речь идет о придании этическим нормам высочайшей Божественной санкции. И сам этот факт поднимает эти нормы на невыразимую высоту. То, что изобретено людьми, может быть людьми же и отброшено. А то, что исходит от Бога, не может быть отвергнуто человеком.

Особенность пятой заповеди о почитании родителей заключается в том, что исполняющим ее обещается награда не только в Царстве Небесном, но благословение также и в жизни земной, временной.

Чтить родителей – это значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них. Через родителей мы пришли в этот мир, они – причина нашего бытия и потому сам факт нашего происхождения от них уже научает нас почитать их.

Святитель Иоанн Златоуст замечает: «Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это, награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы тем самым, возможно даже не замечая этого, почитаем Самого Бога, нашего Небесного Отца. И если человек не почитает своих родителей, рано или поздно он с легкостью может прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Один христианский писатель очень ярко изобразил иерархию отступления от Бога: сначала мы перестаем уважать своих родителей, потом перестаем любить свою родину, затем отвергаем значение Матери-Церкви, и в итоге приходим к отрицанию бытия Божия и веры в Него. Именно поэтому крепость и непоколебимость государственного устройства в большей степени зависят не от его экономической или же военно-политической составляющей, но, прежде всего, от взаимоотношений внутри человеческого общества, ведь чем крепче семья, как фундамент любого социума, и чем сильнее в ней вера в Бога, тем сильнее и само государство.

К сожалению, в современном обществе мы можем наблюдать одну из попыток нивелирования пятой заповеди, что очень ярко выражено в основах так называемой «ювенальной юстиции». Суть последней фактически заключается в том, что родители оказываются ограниченными государственным правом в воспитании собственных детей, в результате чего ребенок может подать  в суд на своих родителей, и последних могут даже лишить родительских прав. Как итог, разрушается институт семьи – самой главной ячейки общества и государства в целом. При этом многие не понимают, что подобными законами нарушается самый главный принцип построения отношений между родителями и детьми, между старшим и младшим поколением – принцип преемственности, имеющий базироваться исключительно на началах любви и послушания. Самым же ярким примером подлинных отношений к родителям является Господь наш Иисус Христос, Который, как сказано об этом в Евангелии, в период Своего взросления находился в повиновении у Пресвятой Богородицы и праведного старца Иосифа (см.: Лк. 2; 51).

Размышляя над пятой заповедью Закона Божия, мы должны помнить, что, с христианской точки зрения, семья – это малая Церковь. Именно здесь человек получает первый опыт молитвы, именно здесь он учится выстраивать свои отношения с Богом и с ближними. И именно поэтому исполнение пятой заповеди не просто делает нас хорошими детьми своих родителей: следование данной заповеди отражается во всех сферах деятельности человека: человек становится хорошим сыном или дочерью своих родителей, ответственным гражданином своего отечества, верным членом своей Церкви. А в перспективе – наследником Царства Божия, которое открывается для нас уже здесь, на земле, через наши добрые дела и исполнение Божественных заповедей. 

https://pravlife.org/ru/content/10-zapovedey-bozhiih-tolkovanie-mitropol...