ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ. ТОЛКОВАНИЕ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ПАКАНИЧА). ДЕВЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ
«Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего».
Можно сказать, что девятая заповедь логически продолжает предыдущую, восьмую, заповедь «Не укради». Запрет кражи означает недопустимость присвоения чужого имущества. А запрет на ложное свидетельство означает, образно говоря, недопустимость кражи доброго имени другого человека. Девятая заповедь, таким образом, защищает личное достоинство человека.
Святитель Николай Сербский предупреждает: не будь лживым ни по отношению к самому себе, ни по отношению к другим. Таким образом, девятой заповедью Закона Божия запрещено как прямое лжесвидетельство против ближнего (например, в суде), так и всякая ложь, произнесенная нами в адрес других людей, как, например: клевета или ложные доносы.
Клевета есть дело диавольское, ибо само имя «диавол» значит «клеветник».
Нарушением данной заповеди является также и столь обычный для нашей повседневной жизни грех празднословия. Ведь очень часто праздные разговоры перерастают в осуждение кого-либо.
И потому неслучайно во время Великого поста православные христиане обращаются к Богу словами святого царя и пророка Давида: «Положи, Господи, хранение устом моим, и дверь ограждения о устнах моих; не уклони сердце мое в словеса лукавствия». Один мудрец однажды сказал: слово – это дверь сердца, и поэтому то, что мы говорим отражает наш внутренний, духовный мир.
Всякая ложь недостойна христианина и не согласна с любовью и уважением к ближним. Святой апостол Павел наставляет: «Отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что вы – члены друг другу» (Еф. 4:25). Относительно же осуждения других Спаситель категорически заявляет: «Не судите, да не судимы будете!» (Мф. 7:1). Ближний исправляется не осуждением или насмешкой, а любовью, снисходительностью и добрым советом. Надо помнить и свои слабости.
Зная об этом и пытаясь предотвратить христиан от ненужных пересудов, святой апостол Иаков пишет в своем Соборном послании о том, насколько большое значение в жизни человека означает наша речь и то, что и как мы говорим, порой даже не задумываясь об этом. Так, рассуждая о важности одного из самых малых членов человеческого тела – языка – Апостол пишет: «им мы благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3; 9).
Слово – это величайший дар Творца. Животные этого дара не имеют. Когда мы говорим, мы уподобляемся Творцу, слово Которого немедленно становится делом. Поэтому дар слова надо употреблять исключительно для доброй цели и во славу Божию. Относительно пустословия Иисус Христос учил: «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься» (Мф. 12:36-37). Исходя из сказанного, мы можем видеть, насколько важно для человека контролировать свои мысли и слова. Ведь именно такой самоконтроль позволит нам исполнить заповеди, данные нам Богом.
https://pravlife.org/ru/content/10-zapovedey-bozhiih-tolkovanie-mitropol...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии