ДЕСЯТЬ ЗАПОВЕДЕЙ БОЖИИХ. ТОЛКОВАНИЕ МИТРОПОЛИТА АНТОНИЯ (ПАКАНИЧА). ДЕСЯТАЯ ЗАПОВЕДЬ

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего».

10-я заповедь запрещает не просто желание как таковое: в обычных желаниях ничего предосудительного нет. Но Закон Божий уточняет: не пожелай жены ближнего твоего, не пожелай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его… ничего, что у ближнего твоего» (Исх. 20:17). То есть запрещается не просто пожелание, а именно зависть, то есть недовольство тем, что мы имеем и пожелание того, что принадлежит другим. Святитель Николай Сербский говорит: «Зависть – это семя греха: сегодня мы только хотим то, что принадлежит нашему ближнему, а завтра, под влиянием зависти, мы уже можем желаемое нами, но не принадлежащее нам присвоить себе».

Святая Церковь учит: нет незначительных и мелких грехов, но каждый грех – это нарушение связи с Богом и ведет нас только к одному – духовной погибели.

Последняя заповедь Закона Божия направлена против греха зависти. Святитель Амвросий Медиоланский утверждает: зависть – это самый древний грех, так как завистью диавола в мир вошел грех, и именно ради ее обуздания был дан Ветхозаветный Закон. Священное Писание показывает нам: нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые помыслы против них. Преподобный Никодим Святогорец говорит: все заповеди по отношению к ближнему препятствуют человеку лишь во внешних словах и делах греховных. Последняя же заповедь запрещает даже само внутреннее пожелание души. То есть запрещает желать греха в своем сердце, ибо это желание является причиной и корнем всех внешних слов и дел. По словам святителя Николая Сербского, любой грех начинается с помысла и потому опасность зависти заключается в том, что она является началом, семенем других грехов. Завистливый человек, не довольствуясь тем, что он имеет, начинает обвинять в своих «бедах», как своих ближних, так и Самого Бога. А потому такой человек никогда не сможет быть счастливым и довольным собственной жизнью, ведь счастье – это не просто некая сумма тех или иных земных благ, а, прежде всего, состояние души человека. Христос Спаситель говорит: «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Это Царство зарождается уже здесь, на этой земле, с правильного устроения души, и подлинное счастье заключается в том, чтобы разглядеть в том, что приносит каждому из нас повседневная жизнь дары Божии, а разглядев – благодарить за них Бога.

Святые отцы, рассуждая о заповедях Закона Божия, говорили, что последняя, десятая заповедь является неким мостом, который соединяет Ветхий Завет с Заветом Новым, потому что в последнем уже говорится о грехе не просто как о некоем совершенном поступке, но, прежде всего, как о неправильном направлении мысли и желаний. Заповедь «не пожелай» завершает то Откровение, которое было дано Моисею Самим Богом. Но тем самым она снова и снова возвращает нас к его началу – к заповеди о любви и верности Богу.

https://pravlife.org/ru/content/10-zapovedey-bozhiih-tolkovanie-mitropol...