ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. СВЯТИТЕЛЬ ЛУКА (ВОЙНО-ЯСЕНЕЦКИЙ)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Будущий святитель Лука (в миру Валентин) родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье провизора.

Отец был набожным католиком, — по воспоминаниям святого, постоянно ходил в костел и подолгу молился дома. Мать святителя тоже усердно молилась дома.

С детства Валентин отличался спокойным и твердым характером. У него рано проявились художественные наклонности, окончив гимназию и художественную школу, собирался поступать в Академию художеств. По окончании курса гимназии Валентину был подарен Новый Завет, усердное чтение которого произвело на него глубочайшее впечатление.

Готовясь стать художником, юноша делал зарисовки киевских храмов, Киево-Печерской лавры. Но, во время вступительных экзаменов в Академию, Валентин вдруг решил, что должен посвятить свою жизнь не тому, что нравится и приносит удовольствие, а помощи страдающим людям. И в 1898 году поступает на медицинский факультет Киевского университета. Среди прочих студентов,  он выделялся высокими моральными требованиями к себе и другим, чуткостью к чужому страданию и боли.

В 1904 году, в качестве добровольца, его направили в госпиталь Красного Креста под Читу и нзначили заведующим хирургическим бараком. Во время работы проявился его волевой характер и высокий профессионализм. В Чите он женился на сестре милосердия Анне Ланской.

Много жизней спас военно-полевой хирург Валентин Войно-Ясенецкий. Работал по 14-16 часов в день. Помощницей ему во всем была супруга. Переезжая с места на место, Валентин Феликсович расширял практику и становился известным как в медицинских кругах, так и среди обычных людей.

В то время была широко распространена трахома глаз, лишавшая зрения тысячи людей. Валентин Феликсович возвращал им возможность видеть. В своей автобиографии он приводит по этому поводу такой курьезный случай: «Молодой нищий, слепой с раннего детства, прозрел после операции. Месяца через два он собрал множество слепых со всей округи, и все они длинной вереницей пришли ко мне, ведя друг друга за палки и чая исцеления…». Святитель совмещал практическую хирургию с научной работой.

Когда супруга Валентина Феликсовича заразилась туберкулезом легких, семья переезжает в Ташкент, где был подходящий климат. Шел трагический семнадцатый год, разгорелась гражданская война. Бушевала она и в Туркестане. Случалось, раненые поступали один за другим, и святитель всю ночь оперировал. По свидетельству медицинского персонала, в операционной Валентин Феликсович никогда не повышал голос, говорил спокойно, ровно. В 1919 году в Ташкенте было подавлено восстание против новой власти. По ложному доносу хирург Войно-Ясенецкий оказался в числе обвиняемых. Для многих арест закончился расстрелом, Валентина Феликсовича отпустили через сутки, но его жена пережив тяжелое нервное потрясение, умерла, оставив 4 малолетних детей.

Валентин Феликсович всегда проявлял себя как сознательный и активный член Церкви, переживающий за ее судьбу. Но о священнической стезе никогда не думал. Случайная встреча с епископом Иннокентием и его призыв: «Доктор, вам надо быть священником!, круто изменили всю его жизнь. Буквально через несколько дней после встречи, он был рукоположен во диакона, а через неделю — в праздник Сретения Господня 1921 года — во иерея. Наряду со священническим служением отец Валентин Войно-Ясенецкий по-прежнему оперировал и преподавал на кафедре в медицинском университете. Кроме проповедей за богослужением, он проводил беседы каждый воскресный день. Немой проповедью было то, что свои лекции он читал в рясе с крестом на груди.

Церковная жизнь ухудшалась — обновленцы, пользуясь поддержкой ОГПУ, захватывали храмы, искажая богослужения и весь строй церковной жизни. Отец Валентин Войно-Ясенецкий бесстрашно призывал свою паству не впадать в самый тяжкий грех – раскола и ереси. И после отъезда из Ташкента правящего архиерея, народ единодушно избрал отца Валентина его преемником. 31 мая 1923 года, приняв монашеский постриг с именем апостола Луки, он стал епископом.
Реакция власти не замедлила проявиться. 10 июня 1923 года епископ Лука был арестован. Так было положено начало одиннадцати годам тюрем и ссылок.

В тюремной камере в Ташкенте святитель пишет завещание своей пастве, в котором предостерегает от молитвенного общения с раскольниками-обновленцами и их епископом, которого он называет диким вепрем: «Внешностью богослужения, творенного вепрем, не соблазняться и поругания богослужения, творимого вепрем, не считать богослужением. Идти в храмы, где служат достойные иереи, вепрю не подчинившиеся. Если и всеми храмами завладеет вепрь, считать себя отлученными Богом от храмов и ввергнутыми в голод слышания слова Божия». Завещание было передано на волю одним верующим работником тюрьмы. Оно быстро разошлось среди паствы святителя Луки, и храмы, где служили раскольники, опустели.

Во время пребывания в тюрьме святитель закончил последнюю главу книги «Очерки гнойной хирургии», над которой он трудился более 20 лет.

После длительного следствия мерой наказания для святителя Луки определили ссылку в город Енисейск. Позже — в Туруханск. Везде, он продолжал служить у престола, заниматься практической хирургией, слава о нем шла по всей стране, к нему приезжали немощные и больные за исцелением духовным и физическим. Кроме того, он заботился о духовной жизни местных общин. Проповедовал о грехе раскола, и неканоничности обновленческой церкви. Все это послужило поводом к дальнейшей высылке святителя.

В зимнюю стужу 1924–25-хх годов архиепископа Луку отправили в глухомань за сотни километров севернее Полярного круга. Власти, видимо, рассчитывали на верную гибель ссыльного. Условия проживания были крайне тяжелые. Но и здесь святитель был истинным пастырем стада Христова. Срок ссылки истек в январе 1926 года.

С 27-го по 30-й год епископ жил в Ташкенте как частное лицо, так как был лишён и епископской, и университетской кафедры. Но не переставал молиться на всех богослужениях, присутствуя в алтаре. В 1930 году его вновь арестовали. Целью ареста было добиться отречения от священного сана. Не получив желаемого, его отправляют в ссылку в Архангельск на три года.

В 1935–36-х годах епископ Лука работал в Ташкенте в Институте неотложной помощи. Утро владыки начиналось в семь часов с молитвы в храме, где он служил и проповедовал по воскресным и праздничным дням.

В 1937 году святителя Луку обвинили в шпионаже, признания выбивали многомесячными пытками и издевательствами. Милостью Божией владыка, которому к тому времени было уже 60 лет, с крайне подорванным в предыдущих ссылках здоровьем, выдержал и эти мучения. Но, несмотря на отсутсвие признания вины, епископа осудили и отправили в пятилетнюю ссылку в Красноярский край.

С началом войны с фашистской Германией святитель из ссылки пишет телеграмму на имя Калинина: «Я, епископ Лука, отбываю ссылку. Являясь специалистом по гнойной хирургии, могу оказать помощь воинам в условиях фронта или тыла, там, где будет мне доверено. Прошу ссылку мою прервать и направить в госпиталь. По окончании войны готов вернуться в ссылку. Епископ Лука». Его незамедлительно назначили главным хирургом эвакогоспиталя в Красноярске. Два года он с полной отдачей сам лечил офицеров и солдат. Раненые очень любили его.
До 43-го года владыка был лишен возможности совершать богослужения, так как в Красноярске, последнюю церковь закрыли перед войной. И вот в марте святителя назначили архиепископом Красноярским. Он писал сыну: «Господь послал мне несказанную радость. После шестнадцати лет мучительной тоски по церкви и молчания отверз Господь снова уста мои. Был дан властный приказ не преследовать его за религиозные убеждения. Вся его радость была в служении Богу. Был в переписке с митрополитом Сергием Страгородским. Архиепископ Лука принял непосредственное участие в составлении документов Собора 1943 года. Он был членом Священного Синода.

Красноярская ссылка закончилась в конце 43-го года. Святителя сразу же назначили архиепископом Тамбовской епархии, где он в течение двух лет одновременно работал хирургом в госпиталях и служил в церкви, приводя ее вместе с общиной в благолепный вид.
В первые послевоенные годы святитель пишет богословский труд «Дух, душа и тело», который считал главным трудом своей жизни (эта книга была издана только в 1992 году).

В связи с назначением на Симферопольскую и Крымскую кафедру 26 мая 1946 года владыка переехал в Симферополь.

В результате сложившейся конфликтной ситуации в медицинской среде, святитель Лука решил оставить активную медицинскую деятельность и направить все силы на управление епархией, которая после войны была в полном упадке. Несмотря на преклонный возраст и подорванное десятилетиями ссылок и тюрем здоровье (в частности, частичную потерю зрения), святитель часто сам ездил по приходам для ознакомления с приходской общиной и состоянием храмов.

Так, например, в 47-м году владыка объехал 50 приходов епархии из 58, везде служил и проповедовал. В годовом отчете святитель писал, что Крымская епархия одна из самых бедных: бытовые условия многих священников плачевны и недопустимы, их доходы менее чем нищенские.
С помощью указов святитель старался улучшить духовную жизнь священнослужителей, давая распоряжение служить ежедневно даже в сельских храмах. «Если будет знать верующий народ, что каждое утро открыт храм, что даже при невозможности ежедневно совершать в нем Божественную литургию читаются в нем часы и служится обедница, то сила Божия упрочит благочестие, привлечет в храмы всё больше людей, видящих, что священник каждый день молится о них», – писал святитель духовенству епархии.

В период управления Крымской епархией святитель Лука произнёс большую часть своих проповедей. До конца своих дней архиепископ Лука проповедовал без устали: «Считаю своей главной архиерейской обязанностью везде и всюду проповедовать о Христе», – говорил он. По тем временам проповеди архипастыря были очень смелыми. Он открыто и безбоязненно высказывал свои мысли.

Проповеди святителя составляют 12 томов. В 1958 году владыка Лука полностью ослеп. Несмотря на это, до конца жизни он продолжал архиерейскую службу, выступал с проповедями перед прихожанами и настолько точно исполнял все детали службы, что никто не мог догадаться о слепоте пастыря.

11 июня 1961 года архиепископ Лука скончался. Прощаться со святителем вышел весь город: люди сидели на крышах, балконах, даже на деревьях. Его похоронили на маленьком церковном кладбище при Всехсвятском храме Симферополя. Почти 35 лет мощи святого покоились в земле.

22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука был причислен Православной Церковью к лику местночтимых святых Крыма. Его мощи были перенесены в кафедральный Свято-Троицкий собор Симферополя.

В 2000 году на Юбилейном Архиерейском Соборе святитель Лука (Войно-Ясенецкий) был прославлен в лике святых новомучеников и исповедников. Подвиг святителя Луки –- это подвиг стояния в православной вере в смутную эпоху гонений на Церковь.

Митрополит Антоний (Паканич)

https://pravlife.org/ru/content/den-za-dnem-svyatitel-luka-voyno-yasenec...