ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. СВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК АГАФАНГЕЛ (ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ)
«Блажен муж, который не ходит на совет нечестивых и не стоит на пути грешных, и не сидит в собрании развратителей» (Пс.1:1)
Будущий исповедник Агафангел (в миру Александр Преображенский) родился 27 сентября 1854 года в селе Могилы Тульской губернии, в семье священника. Шестеро детей получили с детства пример благочестивой и аскетической жизни от своих родителей ‒ их приобщали к простому крестьянскому труду, к смиренному принятию бедности, учили терпению и прилежанию.
В 1871 году Александр поступил в Тульскую Духовную семинарию. Здесь он пережил серьезные духовные искушения ‒ это был его первый опыт. Особенности воспитания в семинарии не соответствовали той высокой планке, которая была задана в семье. И Александр задумал оставить обучение и освоить профессию врача. Но, благодаря наставлениям отца, постепенно преодолел эти искушения. Он поступает в Московскую Духовную Академию. Юноша вдохнул полной грудью ‒ он приобщился к пастырскому подвижничеству Троице-Сергиевой Лавры.
В 1881 году Александр успешно окончил Московскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Через год женится на дочери священника Вознесенского. Но не прожив и года с женой, Александр Лаврентьевич теряет супругу и новорождённого младенца. Об уроке, вынесенном из тех страшных испытаний он писал: «Жизненный путь, избранный мною ‒ не мой жребий... я поспешил оставить мир, взять свой крест и приобщиться к лику иноческому». 7 марта 1885 года Александр принимает монашеский постриг с именем Агафангел.
В 1886 году отец Агафангел будучи инспектором Томской Духовной Семинарии возводится в сан игумена. Вскоре его назначают ректором Иркутской Духовной семинарии с возведением в сан архимандрита. В сентябре 1889 года он принимает хиротонию во епископа Киренского, викария Иркутской епархии, и назначается правящим архиереем Тобольской и Сибирской епархий. Затем ‒ епископом Рижским и Митавским, а с 1910 года владыка занимает Виленскую и Литовскую кафедры. В 1914 году владыку возводят в сан архиепископа.
В Духовных учебных заведениях своих епархий святитель стремился всё подчинить одной цели: чтобы юношество прежде всего полюбило молитву. Церковное просвещение и евхаристическая жизнь были главными сторонами деятельности владыки. Он много сделал для улучшения жизни простых сельских батюшек, зная об их трудностях из собственного жизненного опыта.
«Счастливая уравновешенность духа, мягкость и внимательность в общении, ровность и выдержанность характера, полное уважение к чужому мнению — вот те личные свойства владыки, которые невольно вызывали к нему любовь всех соприкасавшихся с ним» ‒ так свидетельствовали о нём современники.
С 1913 года владыка был назначен на Ярославскую и Ростовскую кафедру и его возводят в сан митрополита. В 1917-1918 годах избирается членом Предсоборного присутствия и затем членом Поместного Собора. С 1918 года он ‒ член Высшего Церковного Управления и Священного Синода при Патриархе Тихоне.
В мае 1922 года Патриарх Тихон, будучи в заточении, отказался передавать полномочия на церковное управление обновленцам, и дал митрополиту Агафангелу грамоту на право замещения: «Вследствие крайней затруднительности в церковном управлении, возникшей от привлечения меня к гражданскому суду, почитаю полезным для блага Церкви поставить Ваше Высокопреосвященство во главе Церковного управления до созыва Собора».
3 июня 1922 года появляется так называемый «Меморандум трёх» за подписью митрополита Сергия (Страгородского) и архиепископов Евдокима (Мещерского) и Серафима (Мещерякова), где заявлялось, что обновленческое В. Ц. У. является «единственной канонически законной церковной властью». В этот труднейший и опаснейший момент митрополит Агафангел 5 июня 1922 года издаёт Послание о своём вступлении во временное управление Православной Церковью, где призывает верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть. За своё сопротивление обновленцам в их попытке захватить Церковную власть святитель немедленно подвергается аресту. В конце 1922 года больной старец, после заключения в тюрьмах, отправляется с уголовными преступниками в трёхлетнюю ссылку в Нарымский край.
В своём завещании от 25 декабря 1925 года Патриарх Тихон называет митрополита Агафангела вторым кандидатом на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.
Органы пытались оказать давление на митрополита Агафангела, срок ссылки которого истёк в конце 1925 года. Ему предлагают воспринять высшую церковную власть. Цель предложения ‒ столкнуть ведущих иерархов при помощи интриг и дезинформации, чтобы спровоцировать множественные расколы в Церкви и тем самым лишить Церковь законной иерархии. Владыка не мог рас-полагать в ссылке всеми текстами распоряжений митрополита Петра (Полянского) и из Перми в апреле 1926 года издаёт Послание, в котором извещает о своём вступлении в должность Патриаршего Местоблюстителя. Вернувшись из ссылки, он получает указ митрополита Петра (Полянского) воспринять Местоблюстительство, однако митрополит Сергий, по-видимому под давлением ГПУ, отказался приехать в столицу, чтобы в присутствии собора архиереев передать со-ответствующие полномочия.
Тогда митрополит Агафангел сообщает митрополиту Петру, что принять на себя обязанности Местоблюстителя не может «ввиду преклонности лет и расстроенного здоровья». И советует митрополиту Петру передать Местоблюстительство митрополиту Кириллу (Смирнову) или митрополиту Арсению (Стадницкому). После издания «Декларации» 1927 года, владыка выступил с исповедническим обращением, в котором отказывался от административного подчинения митрополиту Сергию и заявил о переходе на самоуправление, предусмотренное указом Святейшего Патриарха Тихона. Однако в ответном письме митрополит Сергий просил владыку сохранить с ним общение, грозя каноническими прещениями.
Вскоре с владыкой случилось несколько сильнейших сердечных приступов. Предчувствуя близость смерти, он призывает своих викарных архиереев составить новое обращение к митрополиту, где говорится, что они не прерывают молитвенного общения с Заместителем Патриаршего Местоблюстителя, не желая учинять никакого раскола и всех обращающихся епископов, клириков и мирян направляют к митрополиту Сергию ради мира церковного.
Таким образом, даже не принимая политики митрополита Сергия, Владыка до конца жизни старался послужить делу церковного единения. Детская простота и душевная чистота подвижника делали его неспособным к расчётливой дипломатии и политической борьбе, необходимых, чтобы удержать в руках внешнюю административную власть.
Все эти переживания за Церковь Христову сильно подорвали здоровье владыки. Перед кончиной святитель часто приобщался Святых Таин и 16 октября 1928 года митрополит Агафангел скончался. Погребли Владыку лишь на седьмой день в склепе под Леонтьевским храмом на Ярославском Леонтьевском кладбище.
Митрополит Агафангел (Преображенский) причислен к лику святых новомучеников и исповедников в августе 2000 года.
Митрополит Антоний (Паканич)
https://pravlife.org/ru/content/den-za-dnem-svyashchennoispovednik-agafa...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии