ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. ПРЕПОДОБНОИСПОВЕДНИЦА СОФИЯ (ГРИНЁВА)

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

«Я есть путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).

Своим словом и Своим примером Господь соделался для нас путём, чтобы привести нас к истине, а через истину к вечной жизни.

София Гринёва родилась в 1873 году в дворянской семье. Отец умер рано, оставив супругу с тремя малолетними детьми. Семья оказалась без средств к существованию. Дети были помещены в монастырь, где игуменьей была бывшая гувернантка Гринёвых. Позже их разобрали родственники. С шестнадцати лет София проживала у тётки близ Оптиной пустыни, которую она регулярно посещала.

После окончания гимназии в Киеве София поступила в Киевскую консерваторию по классу пения. Перед окончанием заболела дифтерийной ангиной и потеряла голос. Никак не удавалось вернуть голос, несмотря на все усилия местных светил. По совету подруги, перед очередным лечением, София заехала в монастырь, где после причастия заговорила. Снискав милость Божию, девушка решила оставить мирскую жизнь.

Став инокиней, София в 1905–1912 годах была начальницей небольшой женской общины «Отрада и Утешение». 

Когда София приняла постриг, ей оставили прежнее имя. В то время Киевский митрополит Флавиан (Городецкий) искал подходящую игуменью для Киевского Покровского монастыря. Встретив инокиню в 1913 году, пастырь определил её в Киевскую обитель, где она и прослужила 10 лет.

Со смертью основательницы Покровского монастыря ни одна из назначаемых на её место игумений не справлялась с возложенными на неё задачами. Новая настоятельница со страхом приняла игуменство, но своей необычайной добротой, смирением и простотой сумела приобрести сердца сестёр. При этом она отличалась редкой изящностью, талантом и тонким вкусом.

О монастыре в годы правления игуменьи Софии современник писал: «Здесь всё прекрасно. На всём лежит печать благолепия, поразительной чистоты, безукоризненного порядка, всюду видно заботливое око… Вы находитесь здесь среди богатой природы, устроенной рукой человека, на которой, вы чувствуете, почивает благословение Божие».

В самом начале Первой мировой войны лечебницы Покровского монастыря были превращены в госпиталь для больных и раненых воинов. После большевицкого переворота 1917 года игуменья старалась удержать в обители прежний уклад, прежде всего, сама трудилась с тем же усердием, что и до октябрьских событий.

На зверства новой власти по отношению к «классовым врагам» игуменья София ответила подвигом: бесстрашно укрывала в монастыре гонимых священников, монахов, духовенство. В одной из записок писала: «В декабре месяце в настоятельских покоях в течение месяца временно проживал Преосвященный Нестор, епископ Камчатский, просивший меня приютить его в обители ввиду угрожавшей его жизни опасности. Во имя заповеди Христовой я исполнила его просьбу…».

Весной 1919 года, с приходом в Киев большевиков, монастырское имущество было национализировано. Под видом трудовой артели обитель смогла просуществовать ещё несколько лет. Жизнь сестер в трудовой общине была суровой и скудной. Вскоре вышел указ о запрете монашеских артелей, и у трудовой общины Покровского монастыря отняли земли и здания. Но окончательный удар обители нанесло обновленческое движение, широко поддержанное в Киеве властями. В начале 1923 года большевики передали обновленцам главный храм монастыря – Никольский собор, а Покровский храм закрыли.

В 1923 году игуменья София приобрела дачу близ Киева, в Ирпене, там устроила церковь. Вместе с ней были оставшиеся сёстры. В 1924 году игуменью Софию арестовали на 6 недель. Второй арест последовал в 1928 году и продолжался 7 недель. Матушку приговорили к высылке на восток, но из-за болезни не сослали. В 1928 году она выехала в Полтавский уезд, но в 1930 году возвратилась обратно в Ирпень, что под Киевом. В 1931 году игуменью Софию арестовали третий раз. На допросе она заявила: «…На коммунистическое течение смотрю как на течение антихристианское, которое враждебно христианским идеям, и, на мой взгляд, все служители культа и верующие истинно христиане должны проводить в жизнь идеи христианства, в противоположность идеям коммунизма, и ни в коем случае не должны соглашаться с теми мероприятиями, которые проводит соввласть, главным образом, по отношению к религии».

В обвинительном заключении по делу игуменьи Софии говорилось «о применении к гражданке Гринёвой админвысылки в Казахстан сроком на три года». Но позже, по неизвестным причинам, принято было иное решение: «Гринёву Софью Евгеньевну из-под стражи освободить, лишив права проживания в 12 больших городах сроком на три года… Дело сдать в архив».

Для слабого здоровья игуменьи Софии, подорванного почти годичным заключением, и эта высылка была тяжёлым испытанием. Есть сведения о том, что игуменья была пострижена в схиму в 1934 году епископом Глуховским Дамаскиным. В 1937 году тайная монашеская община матери Софии была обнаружена. Монахинь арестовали и вывезли в оленеводческий совхоз, на Крайний Север. Игуменья София не была захвачена при этом разгроме, т. к. в то время находилась в другом месте.

Схиигуменья София скончалась 4 апреля 1941 года после продолжительной болезни, не дожив полгода до возобновления деятельности Киево-Покровского женского монастыря, вновь открывшегося в октябре 1941 года. 25 августа 2012 года решением Священного Синода Украинской Православной Церкви была причислена к лику местночтимых святых исповедников Киевской епархии. 

Митрополит Антоний (Паканич)

https://pravlife.org/ru/content/den-za-dnem-prepodobnoispovednica-sofiya...