ДЕНЬ ЗА ДНЕМ. CВЯЩЕННОИСПОВЕДНИК ВАСИЛИЙ МАЛАХОВ
«Не бойся, малое стадо! ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство» (Лк. 12:32).
Не все наследуют Царство Христово, а лишь малое стадо. И ради «малого стада» верных Господь пролил Свою бесценную кровь, хотя она и пролита была за всё человечество. А мученичество – это ответ человека на Божию жертвенную любовь.
Василий Малахов родился в 1873 году в крестьянской семье. С детства тяготел к знаниям. Поступил в духовную семинарию, затем академию, которую окончил со степенью кандидата богословия. Издал научный труд «Пресуществление Святых Даров в таинстве Евхаристии». Преподавал в Волынской семинарии на кафедре сравнительного богословия, истории и обличения русского раскола. Пользовался уважением как просвещенный и глубоко верующий человек. После закрытия семинарии служил в Житомирском училище пастырства, пока его тоже не закрыли в 1922 году. В 1924-м был рукоположен во священника в Иаковлевском храме в Житомире.
В 1920-е годы в связи с поддерживаемым властями обновленческим расколом выступал с докладами на епархиальных собраниях, вступал в переписку по вопросу истории и происхождения обновленчества и других раскольнических учений. Написал книгу о различии между Православной Церковью и обновленческим расколом.
В 1927 году, после переезда на малую родину, начался исповеднический путь священника Василия. Служил он в родной деревне, где жил с супругой Марией и престарелым отцом. Активно проповедовал и просвещал местных жителей.
Вскоре в отделение милиции поступил донос на священника, что «поп является контрреволюционером». Сотрудники ОГПУ допросили местных жителей, добиваясь от них нужных им показаний. Один из свидетелей показал, что во время похорон прот. Василий обратился с речью к собравшимся, сказав, что почивший не веровал в Бога, был заведен дурными людьми на неправильную дорогу, но перед смертью покаялся в своих грехах. Также «священник Малахов выразился, что придет то время, что все враги нашей религии будут стерты с лица земли, и значит то, что священник Малахов надеется на англичан…» Этих показаний оказалось достаточно для ареста.
И 13 декабря 1927 года священник был заключен под стражу. Обыск в квартире и сообщение об аресте встретил спокойно со словами: «Я принял сан священника недавно, но я принял его совершенно сознательно, хорошо понимая, что я этим самым подписал себе ордер ГПУ на право у меня обысков и ареста, а возможно, и ссылки».
Спустя несколько дней прихожане направили ходатайство об освобождении арестованного пастыря. Подписалось более 300 человек.
Начались допросы прихожан. У церковного старосты после длительных допросов выдавили показание против священника, предварительно сообщив ему, что у последнего нашли антисоветские документы. Этими документами были отрывки из писем, написанных протоиереем Василием разным людям, в основном священникам. Например, он писал:
«…Что же касается совершения Вами Преждеосвященных в понедельник или вторник, или в какой-нибудь другой день, не указанный уставом, то этого я не одобряю. Нельзя идти против традиций Церкви Православной и нарушать их самовольно. На что анахронизмом являются ектении и молитвы об оглашенных, но и их самовольно выбрасывать нельзя.
Вопрос об отношении Православного Востока к обновленчеству меня очень интересует…Что на Востоке обновленчество кредитом не пользуется, в этом я глубоко убежден; что восточные патриархи, которые с нашими обновленцами обмениваются любезными посланиями, с ними не будут вместе молиться, это, кажется, тоже не подлежит сомнению; что во всех этих любезностях с Востока проявляется обычная политика “восточных человековˮ, надежда на “бакшишˮ; что на восточных наших братий в сторону обновленчества есть давление со вне: опять и этого отрицать нельзя...»
В других сохранившихся отрывках писем значилось:
«...“Осаннаˮ, а завтра: “распниˮ… Ничто человеческое непостоянно. Никогда пастырь не может положиться и на своих пасомых, на их преданность ему. Одна только есть незыблемая скала на земле – Церковь Христова. Ее должен, несомненно, и держаться каждый, соблюдать веру и верность ей. Тогда он может быть вполне уверен, что Великий Кормчий Церкви не оставит его в беде. Это – истинно, неоспоримо. Только вера! Хоть маковое зернышко! Не смущайся временными бедствиями и “будь верен до смертиˮ».
После шести месяцев заключения и допросов, в мае 1928 года, протоиерей Василий Малахов был приговорен к трем годам ссылки. После – к лишению права проживания в двенадцати крупных городах с областями. Он с сопровождавшей его в ссылке супругой переехал в небольшое село.
В феврале 1936 года приехал в город, чтобы взять у знакомого священника святое миро. В храме встретил диакона Михаила Толузакова, который был секретным сотрудником НКВД. Отец Василий обмолвился с ним несколькими словами и ушел, на следующий день его и супругу арестовали.
Они были обвинены в антисоветской агитации и приговорены к пяти годам ссылки.
Скончался протоиерей Василий 24 марта 1937 года от болезни, подобной тифу, погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику новомучеников и исповедников определением Священного Синода от 27 декабря 2005 года для общецерковного почитания.
Митрополит Антоний (Паканич)
https://pravlife.org/ru/content/den-za-dnem-cvyashchennoispovednik-vasil...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии