День всех влюбленных: православным вход воспрещен? Иерей Алексий Агапов

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия
Иерей Алексий Агапов

Нужен ли День святого Валентина – День всех влюбленных, православным? Стоит ли его избегать? Когда лучше признаваться в любви и правильно ли верующему человеку придавать большое значение влюбленности в своей жизни - рассуждает иерей Алексий АГАПОВ, настоятель Михаило-Архангельского храма в г. Жуковском, филолог:

— Конечно, любовь – это прекрасное чувство. И сама потребность всякого человека в том, чтобы найти любовь, – замечательное свидетельство живущего в нас образа Любви Небесной. Но я никак не могу согласиться с тем, что так называемый «день всех влюбленных» помогает нам, жителям России, лучше узнать подлинную европейскую культуру (которая, как говорят, и в самой Европе нынче стремительно забывается). Да и появился у нас этот праздник совсем не как культурное или просветительское событие, а как простое средство не дать потребителю прерваться в своем напряженном шопинге. В Европе история этого дня, конечно же, была иной. Православные могут спорить о нравственной стороне события или о реальности существования того самого св. Валентина. Однако, бесспорно то, что европейская традиция праздника зарождалась и складывалась красиво, куртуазно. Но у нас-то этот праздник придуман совсем не поэтами и не влюбленными рыцарями, а технологами рынка. О какой же красоте и культуре здесь можно говорить, кроме разве что «культуры потребления»? Это как плохой перевод стихов с иностранного языка: в нем теряется всякая красота – да и всякий смысл, кроме «голого содержания». В данном случае, это «голое содержание» – подарки и прочие покупки. А атмосфера чего-то европейского («цивилизованного») и чего-нибудь массово-эротического («в этот день всем в обязательном порядке признаваться в любви и целоваться») – всего лишь недорогая, но привлекательная упаковка.

Мне кажется, что в человеке всегда живет потребность выразить свою любовь. Но я думаю, что для этого вовсе не нужно идти и делать это единым сплоченным строем – неким стандартизированным способом и в установленные сроки. К сожалению, в нашем краю «широкое распространение» очень быстро превращается в «массовые мероприятия». А массовость и влюбленность – едва ли сочетаемые понятия.

Но ладно: вот тема есть, она звучит повсюду, и человек – православный, молодой, прекрасный и влюбленный – поневоле задумывается, не приурочить ли свое признание к этому дню? Как лучше поступить? В любом случае, стоит помнить Церковь. А Церковь вовсю готовится вступить в Великий Пост. И время Поста – время, дающее каждому христианину возможность прийти в себя. В самом лучшем и глубоком смысле слова. Ну и раз так – возможны варианты: либо поспешить и успеть до начала Поста открыться в своих чувствах (чтобы потом суметь уже думать о чем-то важном, кроме этого); либо уж не спешить: «тише едешь – дальше будешь». Сперва постараться «молитвой и постом» прийти в себя, а уже после Пасхи – встретившись вновь со своей любовью, можно и признаться (а глядишь – и похристосоваться!). Сперва обратить свой взор к Богу, от Которого зависят все наши пути, и Который знает, с кем нам предстоит связать свою жизнь – конечно, это более разумный путь. Но все же, как именно поступить – это должно быть делом глубоко личного выбора. И для Церкви в суждениях на тему личных отношений, брака очень важна деликатность. Если ты доверяешь опытному духовнику – можно и нужно с ним посоветоваться. Но все равно выбор (и ответственность за него) здесь останется за тобой.

Случается (хотя и далеко не всегда), что влюбленность оказывается для человека поводом обратиться к Богу. Но бывает и так, что даже верующий человек, строгий к себе во всем, может увлечься кем-то настолько внезапно, что сам тому не рад (речь, конечно, идет об одиноких людях). В таком случае нельзя терять надежду на Господа. Нужно молиться (можно также подойти к священнику с просьбой о молитве) и просить Бога вот о чем: если так нужно, если Тебе это угодно – то помоги нам быть вместе; а если нет Твоей воли – тогда помоги нам сохранить добрые отношения, не дай мне обидеть человека и помоги встретить ту половинку, с которой мы будем вместе всю жизнь.

Влюбленность можно сохранить и в браке. Она для отношений – как вдохновение, как ветер в парусах корабля. С ней для тебя нет ничего трудного, всякое дело ради второй половинки приносит тебе только радость. Если же пылкая влюбленность угасает, то и в этом есть своя польза. Тогда ты словно бы садишься на весла: трудишься, обязательно молишься, чтобы ушла холодность, «окамененное нечувствие». Да и всегда в браке необходимо молиться о сохранении любви – не влюбленности даже – потому что любовь – это «союз совершенства». Она проявляется в семье по-разному, разными гранями: когда – новой волной влюбленности, когда – уважением, преданностью, когда – усиленным желанием родить и воспитать много хороших детей… Любовь – как свет, который может преломиться в призме жизни и блеснуть любым цветом радуги.

фото pravmir.ru

Подготовила Екатерина КИМ


Источник: Нескучный сад