День всех святых. Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!
Сегодня Церковь празднует День всех святых. Мы радостно вспоминаем всех прославленных святых нашей Церкви, которые смотрят на нас с икон, которым мы молимся, на помощь, заступничество и поддержку которых мы рассчитываем в трудную минуту нашей жизни. И это не случайно выбранное воскресение, этот праздник следует сразу после дня Сошествия Святого Духа на апостолов.
Традиционно сложилось ощущение, что святые – это особенные, одаренные, как-то специально Богом избранные люди, может быть, уготованные от века, от чрева матери, от какого-то особого промысла Божьего. А есть мы, стоящие перед их образами, но самих святых в жизни не встретившие. Так бывает, что человек никогда не задумывается о том, а встречал ли он в своей жизни по-настоящему святого человека, есть ли среди нас эти люди, которых мы можем назвать святыми.
Дело в том, что для нас, современных христиан, само слово «святой» изменило свое значение с тех древнейших библейских времен, когда в Ветхом Завете слово «святой» могло принадлежать только Богу. Никакой предмет нельзя было назвать святым, а сейчас в обиходе мы называем, например, святой воду, говорим – святые иконы, и многие вещи называем святыми, имея в виду – «освященный», «благословленный». Но по сути, это слово может относиться только к Богу, потому что это Его божественное свойство, только Бог свят. «Един Свят, Един Господь» – воспеваем мы на Божественной Литургии. Но при этом Свое Святое Тело Господь преподает только святым: «Святая святым». С первых лет христиан почему-то стали называть этим именем, и апостолы Петр и Павел в своих посланиях обращаются к братьям, называя их «святыми».
Они были каким-то другими людьми, эти христиане? У них была другая природа? Нет. Они точно такие же, как и мы. Просто понятие святости воспринималось тогда более остро. Очевидно, что Господь отдал человеку Самого Себя, Дух Святой пришел к грешным людям, соединился с ними, зажег христиан, передал им божественную святость. И поэтому святость принадлежит нам, она нам уже дарована.
Эта святость состоит в одном – в приобщении Богу, в желании следовать за Ним, понести свой крест, исполнить те совершенно невыполнимые слова, которые мы сегодня слышим в Евангелии. Более жестких, жестоких слов по отношению к человеку никто и никогда не говорил. Кто может их выдержать? Но Дух Святой может настолько овладеть человеком, так его наполнить и оживотворить, что он становится способным следовать за Христом и наконец-то полюбит Бога «всем сердцем, всею мыслею и всею крепостию своею» (Мф. 22:37), а, значит, полюбит ближнего как самого себя.
Святость не в том, чтобы заказывать молебны с освящением святой воды или вкушать просфоры по утрам на голодный желудок или выполнять другие внешние предписания. Только Сам Святой Господь, только приобщение Ему Самому делает нас святыми, потому что только Он Свят, только Его действия божественны, только соединение с Ним Самим может сделать человека божественным, а, значит, святым.
И вот сегодняшний день – это не только день празднование всех святых, которых мы знаем и любим, но это день каждого из нас. Сегодня празднуется и наша святость, дарованная нам Богом, сегодня празднуемся и мы, как святые христиане, потому что в каждом из нас есть залог святости. И горе нам, если мы этот залог не раскроем, беда и горе, если мы этой святостью не загоримся. О таких говорит Господь – «кто постыдится Меня и слов Моих» (Мк 8:38). А тот кто загорится святостью, тот исповедует Бога, как Бога Святого, как Бога Живого, как Бога, который есть любовь. Поэтому будем об этом помнить не только сегодня. В этом и есть наше христианское дерзновение к святости, которая дарована нам в нашей Церкви. Аминь
2020
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии