День всех святых. Протоиерей Алексий Уминский
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодня мы празднуем день, который в нашем церковном календаре называется День всех святых. Обычно мы привыкли
этот день воспринимать, как день наших небесных покровителей, небесных молитвенников, тех, кто в Царствии Небесном, пройдя свое земное поприще, пройдя путь следования за Христом, упокоился у Бога, прославился и канонизирован нашей Церковью. Это те, кого изображают на иконе, к кому мы прибегаем в наших молитвах, кому мы заказываем молебны и просим помощи.
Но праздник этот более всеобъемлющ. Он посвящен не только святым, прославленным Церковью, имена которых мы принимаем в святом крещении. Он посвящен всей нашей Церкви, потому что вся наша Церковь – это Церковь святых.
Нам часто кажется, что святость – это нечто совершенно недостижимое и для нас недоступное. Нам бы как-нибудь прожить, чтобы Господь нас по милости Своей спас, нашел бы нам хоть какое-то местечко. Мы совершенно не представляем себе, что на самом деле святость – это каждому из нас данное Богом поручение. Поэтому очень редко мы задаем себе такой простой вопрос: «А как же нам стать святыми?»
Апостол Павел в своих посланиях обращается к христианам со словом – святые. Он говорит о том, что христиане, это те святые, которые живут в мире. И во всем нашем богослужении всегда указывается на то, что святость это принадлежность всех христиан. На Литургии Церковь называет нас святыми, когда в конце службы прежде, чем мы подойдем к Чаше, звучит особенный возглас: Святая Святым. Церковь провозглашает, что сейчас Святая будет преподана святым, то есть каждому из нас.
Каждому из нас сегодня напоминается о долге его настоящего христианского служения, снова дается то высокое задание, которое дается Богом в святом крещении, нас снова призывают к святости. Это призвание настолько велико, что апостол Павел, указывая на него в своем послании, говорит: «Разве не знаете, что святые будут судить мир?» (1 Кор. 6:2) Это говорится о нас с вами, мир принадлежит нашему суду, суду именно христиан, суду святых. Христос говорит в Евангелии, что Он не пришел судить мир, Он пришел этот мир спасти (Инн. 12:47). Бог-Отец отдал суд над миром Сыну Своему, а в это сыновство включено все человечество.
И вот поэтому сегодняшний праздник особенный для каждого из нас. И Евангелие поэтому такое категорическое, это призыв Господа. Вспомните Его слова: Всякого, кто исповедует Меня пред человеками, и Я исповедую пред Отцом Моим Небесным, а кто отвержется Меня пред человеками, отвергнусь того и Я пред Отцом Моим Небесным (Мф. 10; 32-33). Эти слова очень простые и понятные, но вместе с тем очень тяжело выносимые нашим сознанием.
Кто отвергнется меня, того и Я отвергнусь перед Отцом Моим Небесным, то есть, он не будет никогда святым, потому что в Царствии Небесном только святые присутствуют, там никого другого кроме святых не бывает. Поэтому, когда мы своих близких хороним, мы поем – Со святыми упокой. А отвергся Бога тот, кто отвергся перед всеми людьми, кто своею жизнью показал, что Бог ему не нужен, что в Бога он не верит, даже если принимает христианство, что ценности этого человека лежат совсем в другом мире, в мире без Бога.
Когда Господь говорит, – А кто исповедует меня, того и я исповедаю перед Отцом Моим Небесным, – это не значит на каждом шагу говорить, что я христианин, а жизнью своей исповедовать. Жить таким образом, чтобы люди видели в тебе не просто православного человека, но чтобы было очевидно, что это и есть для тебя самое главное, что это является смыслом жизни, что в этом есть полнота всего, что только человек может приобрести на земле. Вот это и есть исповедовать Бога.
И дальше Господь говорит, – Кто любит отца и матерь больше меня, тот Меня не достоин (Мф. 10: 37). И вообще, тот, кто земной путь, даже самый благородный, даже самый высокий, самый естественный ставит превыше духовного, превыше любви к Богу, тот не достоин самого спасения. Потому что спасение, это когда человек Бога любит, как своего Отца. И тот человек, который не любит Бога, как своего Отца, по-настоящему не способен любить ни ближнего своего, ни родителей, ни детей. Читая эти евангельские слова, мы начинаем взвешивать на весах своего сердца, а кого мы любим больше: Бога или своих родителей, Бога или своих детей? Но этот вопрос на самом деле не имеет смысла, потому что если мы не любим Бога больше всего, невозможно и близких своих любить во всей полноте.
И поэтому, когда мы говорим о любви к Богу, это вопрос об отношении к нашим ближним и дальним, и, в конце концов, это вопрос о нашей святости. И в этом заключается смысл нашей жизни, – чтобы возлюбить Господа всем сердцем, всею душой, всем разумом, всею крепостию своею, а потом ближнего, как самого себя. (см. Мф. 22, 37-39) Иначе быть не может. Не бывает настоящей любви на земле, если человек не любит Бога. Поэтому и в этом заключается путь к святости.
И об этом же Господь говорит: Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником (Лк.14:26). Но это не значит, что надо бросить своих родителей и других близких или совершенно забыть о них. Наоборот, тот, кто Бога любит по-настоящему, тот приобретет по-настоящему и мать, и отца, и мужа, и жену, и детей, и всех ближних своих, потому что любовь к Богу делает человека святым, делает человека совершенным, бесконечным, делает человека сыном Божиим. А сыну Божию все принадлежит: и спасение принадлежит сыну, и жизнь вечная принадлежит сыну, и суд принадлежит сыновьям, детям Божиим.
И поэтому этот день снова напоминает нам, кто мы такие и какими мы должны быть, какое высокое призвание Господь нам даровал, к чему Он нас призывает. И мы не должны бояться мысли, что нам предназначено быть святыми. Мы должны всем сердцем этого возжелать и слышать эти слова, которые произносятся в храме - Святая святым, как относящиеся к каждому из нас.
Аминь.
22.06.03
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии