День воспоминания Адамова изгнания. Иерей Даниил Сысоев

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Сегодня, в день Прощеного воскресенья, Церковь наша вспоминает изгнание Адама и Евы из Рая. Из Рая сладости, в котором мы находились, из того прекрасного Сада, где мы были вместе с Богом. Где мы могли почерпать из бесконечного ума Бога бесконечные знания, а из Его бесконечной силы мы черпали бесконечное могущество, из Его жизни мы почерпали и нашу вечную жизнь. Из Его радости мы почерпали нашу вечную радость. Но мы были изгнаны оттуда в Адаме и Еве, ведь мы все с вами кровные потомки первого человека. Вся наша природа — это природа Адама и Евы, которая была изгнана из Рая. Мы с вами вспоминаем то, каким образом мы лишились блаженства вследствие греха первых людей. Но если вы обратите внимание на порядок в развитии греха, то увидите, что с тех пор ничего не изменилось.

Когда мы готовим людей ко Святому Крещению, мы проговариваем смысл каждого эпизода райского изгнания. Я думаю, что нам неплохо было бы это повторить. Первая женщина ходит по Раю, и подходит она к Дереву Познания. По древнему преданию, это дерево было вовсе не яблоней, как многие думают, это была смоковница, недаром Господь наш проклял именно смоковничное дерево, для того, чтобы иссушить дерево греха. Итак, она подходит к дереву, которое запрещено Богом, потому что Бог не хотел, чтобы мы в тот момент познавали добро и зло. Бог не хочет, чтобы мы пытались сами выступить мерилами добра и зла, чтобы мы не пытались сами определять для себя, что для нас хорошо, а что плохо. Бог хотел, чтобы мы поступали исходя из Его точки зрения, а не из самих себя, которые ограничены в знании и ведении.

И вот на этом дереве висит змей, а в нем находится мятежный первый ангел Люцифер, который захотел по зависти погубить человека так же, как он сам погиб, отойдя от Бога. Он захотел ввести в свой мятеж первого человека. И вот обращается он к женщине, желая через нее, как через слабейший сосуд, совратить и Адама. И он говорит следующее: «Правда ли сказал Бог, что вы не можете есть ни от какого дерева в Раю?» (Быт. 3, 1). В этих самих словах уже видно, что дьявол пытается посеять сомнение в Божественном уме. Но это же безумие ― утверждать, что нельзя ничего есть; как же жить человеку, если он ничего есть не будет? То есть дьявол пытается довести заповедь, которую он слышал, до абсурда, до глупости, пытается извратить ее.

Что пытается дьявол сделать сейчас? Он пытается внушить человеку мысль о вреде поста. Если, дескать, будете соблюдать пост, то вы истощитесь, у вас не только целлюлит исчезнет, но наступит истощение, так что вы вообще ходить не сможете. У вас разума не останется, вы будете бледными тенями падающими и т.д. Если принять эту логику, становится непонятно, как мы сейчас существуем, если наши предки ежегодно обязательно соблюдали четыре поста, среду и пятницу. Принцип доведения до абсурда свойственен дьявольской логике. И причем этот принцип направлен в первую очередь против Бога! Он заставляет подумать, что Божия заповедь — бессмысленна, глупа и невыполнима. Видите, какая мысль у дьявола? И сейчас дьявол именно так говорит, что Божию заповедь выполнить нельзя; что мы люди грешные, куда уж нам все заповеди выполнять, это не для нас, это не про нашу жизнь. Вот другое дело, если понемножку будем делать, глядишь, все заповеди и выполнишь. Это логика дьявола. И жена Адама (будущая Ева) совершила первую ошибку. Она сказала, что «нам нельзя есть и прикасаться к дереву познания добра и зла, а все остальные плоды мы можем есть» (Быт. 3, 2–3). Здесь на самом деле можно увидеть три ошибки.

Первая ошибка. Женщина была создана помощницей мужу, а не самостоятельным субъектом. Она должна быть в единстве с мужем, они должны двое пребывать в единстве любви. Она решила сама сделать все, сама определить все, самой руководить поступками других. Мне один человек рассказывал, как его жена возмущалась тем, что он ей не помощник. Понимаете, какая интересная логика: не жена помощница мужу, а муж ― жене. Вывернутая наизнанку логика, которая идет от первой женщины, решившей, что сама без мужа и без Бога уладит вопрос.

Вторая ошибка. Она заговорила с клеветником. Сказано в Писании: «уклоняющегося от меня лукавого я не познал» (Пс. 100, 4). Когда ко мне приходила лукавая мысль, я ее не познавал, а выгонял. Со злом нельзя разговаривать. Когда человек клевещет на Бога, нужно прогонять его прочь. А здесь проявилась у нее простота, которая хуже воровства. Это случай, когда человек пытается все сделать сам без Бога, думая, что дело только в невежестве. На самом деле грех не только в невежестве, но еще и в нежелании знать и исполнять волю Бога.

Третья ошибка. Она добавила к словам Бога. Бог не говорил, чтобы не прикасаться к дереву. Суть заповеди не была в том, что нельзя просто трогать определенный вещественный предмет. Суть заповеди была в том, что человеку не разрешалось нарушать волю Бога. Человек должен был по любви к Богу исполнить Его очень простое пожелание. Согласитесь, есть, к примеру, с десяти тысяч деревьев и откажитесь есть с одного- единственного дерева. Это же несложно. Это знак любви, знак выражения доверия человека к Господу Богу. Она решила из этого знака любви, знака доверия Богу, знака послушания сделать магический плод: его нельзя трогать, потому что он отравленный, зачарованный, прикосновение к нему будет смертоносным. Она устрожила заповедь, исказив ее суть. Таким образом, она породила все ереси, которые появились впоследствии. Когда человек, как он думает, поступает по ревности Божией, а на самом деле искажает Божию правду. Так же как фанатики убивают и думают, что этим они славят Бога, — вот пример такой ереси, которая была порождена злодеянием первой женщины.

После этого дьявол увидел, что завладел ее вниманием. А дьявол именно так всегда поступает и с нами: приходит к нам мысль вроде как хорошая, а здравый же смысл говорит, что так не надо делать. Хотя откуда у нас здравый смысл появится, если у нас разум болеет гневом, блудом, ненавистью, злобой, раздражением, осуждением? Это такой же абсурд, как если бы человек прокаженный говорил, что у него здоровое тело. Точно так же дьявол пытается нас вовлечь при помощи якобы здравого смысла, на самом же деле следуя собственной лживой, фальшивой логике, и пытается нас таким образом обмануть, вовлечь в гибель свою. После этого дьявол переходит к прямой атаке, прямой клевете на Господа Бога. Он говорит, что вы не умрете, «но знает Бог, что когда вы вкусите от этого дерева, вы будете как боги. Откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3, 5). Вот интересно, что в его словах почти все правда, далее мы увидим, что исполнится почти все, а может, даже и все, но не так, как думали люди. В этом весь разум дьявола, он говорит почти правду, но небольшая доля лжи делает эту правду вывернутой наизнанку. Вот представьте себе, вы говорите длинную фразу, и поменяете в ней несколько букв, от этого смысл фразы изменится кардинально. Вот так же и дьявол своей клеветой искажает все.

Он прямо клевещет на Бога, говорит, будто Бог потому так сказал, что позавидовал, что Бог не хочет делать людей бессмертными, что Он хочет погубить людей. Дьявол и сейчас так говорит, что Бог жестокий, Бог тебя не простит и т.д. Или как люди говорят, принимая мысль дьявола за свою, что я столько грехов сделал, я не могу поверить, чтобы Бог меня простил. Это дословные цитаты дьявола, когда человек говорит: «Тебя не простят, ты такой подонок, что тебя и простить-то невозможно. Тебя и сделали-то зря, и живешь ты зря на этом свете». Самое ужасное, что люди принимают эти мысли за свои. Мысли своего врага, человекоубийцы и ненавистника. Дьявол так и говорит, что вы должны быть сами без Бога богами, что вы должны сами достичь обожения, при помощи магического яблока.

Дьявол учит практически всем грехам, учит злодеяниям. Его лозунги такие: «Ты будешь счастлив без Бога! Ты будешь могуществен без Бога! Знание — сила! Ты будешь повелителем всего». В XIX веке дьявол спел следующую песню: «Никто не даст нам избавленья, ни бог, ни царь и ни герой. Добьемся мы освобожденья своею собственной рукой». Эта цитата — немножко перефразированная речь дьявола, которая была сказана в Раю: вы сами станете богами, без Бога, без кого-то и чьей-либо помощи, решайте все сами. И сейчас дьявол у нас поет, что ты должен верить в себя! Ты должен надеяться на себя! Большой грех, большая беда человека, когда он не верит в себя. Так говорил он Еве в свое время в Саду, и она, по глупости своей, послушалась, посмотрела на дерево и увидела три вещи.

Первое. Что дерево хорошо для пищи, т.е. она захотела наслаждения, независимого от Бога, как наркоманы, пьяницы, блудники, чревоугодники и прочие подобные им люди.

Второе. Что оно красиво для глаз. Это похоть очей, о которой говорит апостол Иоанн. Это красота, не зависящая от Бога. Это же так красиво, это же так возвышенно, это же так мудро и замечательно — идти против Бога! Многие люди говорят: «Ну как, это же такая мудрость, как же может быть она не от Бога?».

Третье. Оно вожделенно. Потому что дает знания. Гордость житейская, как говорит Иоанн Богослов. Она захотела властвовать, она захотела знать, чтобы властвовать. Она захотела быть над мужем, как мы узнаем дальше из проклятия Божия. Она захотела, чтобы человек сам властвовал над всем, а Бога задвинул в угол. Чтобы он выгнал Бога из своей жизни.

И она взяла плод с дерева и ела, чтобы достигнуть этих трех вещей: похоти плоти, похоти очей, гордости житейской. Дала мужу своему, и он тоже ел, потому что он выбрал жену вместо Бога. Сейчас люди говорят: «Выбирай: или я, или Церковь». Многие выбирают другого человека. И этот другой человек первым делом предает его, это практика, идущая со времен райского сада. Если человек ставит такое условие, нужно выбирать Церковь, нужно выбирать Бога Всемогущего, а ты хочешь — иди, хочешь — не иди, это твое личное дело. И в результате, как и обещал дьявол, глаза у них открылись, и они увидели, что они обнаженные. Они увидели, что благодать Божия покинула их. Они увидели, что они стали смертными, как и обещал им Бог. Они увидели, что теперь они идут вопреки всему мировому творению, которое стало для них враждебным, потому что все творения покорны Богу, а они не покорны. И в результате ничего хорошего у них не получилось. Бог призвал их к покаянию, но они спрятались от Него в кустах. И потом Адам, когда услышал голос Бога, ходящего в Раю, и, спрятавшись от Него в кустах, не отвечал, когда Бог звал его: «Адам, где ты?» (Быт. 3, 9), он пытался обмануть Бога Всеведущего, спрятался от Вездесущего Бога. А потом, когда Бог прямо спрашивал, «не ел ли ты от дерева, от которого Я сказал тебе не есть?» (Быт. 3, 11), Адам стал делать, как и сейчас люди делают: он стал говорить, что «жена, которую Ты мне дал, она дала мне, и я ел» (Быт. 3, 12). Это образец полного антипокаяния.

Жена тоже стала сваливать вину на демона, на змия, говоря, что «змей обольстил меня, и я ела» (Быт. 3, 13). Точно так же, как сейчас, люди говорят: «Бес попутал, я ни при чем». И в результате Бог видит, что человек неисцелим, Он проклял змия, дьявола в нем проклял, повелев ему питаться грехами людей, ползая по земле, питаясь прахом земным, и обещая, что в конце концов его власть будет уничтожена. Он проклял женщину, повелев ей иметь тяжелый токсикоз во время беременности, страдать во время родов, быть покорной мужу своему, чтобы он господствовал над женой, а не она над ним. И чтобы к мужу было влечение бессловесное, как в животном мире. Понятно почему. Кто хотел стать «над», лечится «под», т.е. ниже уровнем. Жена хотела стать над мужем, поэтому покоряется ему. Делается по принципу — когда ветка в ненужную сторону наклонилась, ее поворачивают в обратную. И наконец, Адаму были сказаны страшные слова: «Будешь есть хлеб свой в поте лица, труд твой не будет тебе никогда в радость, земля будет мешать тебе, будет выращивать терновник и волчцы, тело будет порождать болезни, страсти» (Быт. 3, 17–19).

И самое страшное, что это будет продолжаться до тех пор, пока ты не возвратишься в землю, из которой ты взят, потому что «ты прах и в прах же возвратишься» (Быт. 3, 19). Ты весь возвратишься в землю. И тело человеческое возвращается в землю, и душа уходит туда же. В землю уходит душа у человека после грехопадения, в область тьмы, называемой адом. Это проклятие, которое возложил Бог на человека, чтобы человек не сгорел в лучах Бога. Сейчас спрашивают, почему люди в ад идут? Некрещеные, например. Это знак того, что Бог щадит даже их, потому что они перед лицом Бога вспыхнули бы и сгорели, как мотыльки, от Славы Бога, которой они не способны вынести. Вот Бог их и изолирует в места подземные, чтобы, кто хочет исправиться, мог бы исправиться, а кто не хочет — оставался бы там навсегда. И вот после этого Бог говорит: «Адам стал как один из нас» (Быт. 3, 22), помните, дьявол обещал, он знает добро и зло; он сам решает, что ему нравится, что ему не нравится; что хорошо, что плохо. Он сам себе господин, он сам себе повелитель. Поэтому как бы он не протянул руки своей, и не взял бы от Дерева Жизни, и не стал бы жить вечно, как бы не стал бы бессмертным дьяволом на земле, как дьявол бессмертен, и не поразил бы землю в ад. Поэтому изгнал Господь Бог Адама и жену его, которой было наречено имя Ева, т.е. «жизнь», потому что она матерь всех живущих; он одел их в кожаные одежды, чтобы они не общались с миром духов. Он изгнал их из Рая и отправил обратно в землю, из которой были взяты.

Отказавшись от поста, люди согрешили, и грех вошел в нас. И люди грешат ровно по этой модели, которая словно была в них вложена после грехопадения первых людей. Она как испорченная пластинка, которая крутится уже 7,5 тысячи лет. И лишь Христос дает нам освобождение. Христос, который постился 40 дней, чтобы победить дьявола так же, как тот победил Адама. Чтобы, как Адам согрешил в нарушении поста, так и мы возвратились к Богу соблюдением поста. Поста не только телесного, но и в первую очередь поста духовного, поста в добродетелях, когда человек ради Бога отвергает все злые дела и живет в добродетелях.

Поэтому Церковь напоминает нам, что произошло с первыми людьми, с той целью, чтобы мы все с вами вернулись в вожделенное Отечество, чтобы мы вернулись на нашу настоящую Родину, которая находится в Раю Божием. Где до сих пор текут четыре прекрасные реки, питающие таинственным образом наши земные реки, где люди живут, которых вернул туда Своей смертью Иисус Христос, Спаситель наш. И мы можем туда вернуться, нам открыта дорога обратно, и Херувим, хранящий Рай, отступает при виде нас, если видит в нас образ Иисуса Христа. Как говорил святой Иоанн Богослов, Херувим поставлен в двери Рая и до сих пор стоит там и смотрит пристально на входящих в Рай. Он не смотрит, как говорил святой Иоанн Богослов, на то, сколько кто дел сделал, хороший тот или иной человек, он смотрит, стал ли человек подобным духом своим Христу Спасителю, похож ли он на Него, живет ли он как новый, последний Адам — Иисус Христос или он живет как первый ветхий Адам, согрешивший и изгнанный из Рая? И если человек похож на второго, последнего Адама — Иисуса Господа нашего, то двери Рая открываются и наши души попадут туда, а будет день, когда и наши тела вновь войдут, воскресшие, ожившие, преображенные, очищенные, в то Царство, которое приготовлено нам от сложения мира. Да поможет нам в этом Бог через Свою благодать, Свою милость, которую пусть мы усвоим через пост и молитвы.

Божия милость да будет с вами. Помяни Господь вас!

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...