День Святой Троицы, Пятидесятница. Протоиерей Алексий Уминский

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!

Господь сказал: «Кто верит в Меня, из того потекут реки воды живой». Он сказал это о духовной жизни каждого из нас. Когда человек живет настоящей,  духовной жизнью, он становится таким источником живой воды, который может напоить собой весь мир и преобразить  все, к чему прикасается.

Это и есть признак духовной жизни в человеке,  о которой Господь беседовал с самарянкой. Он говорил, что Бог есть Дух, и настоящие поклонники Бога, то есть настоящие христиане, – это те, которые поклоняются Богу духом и истиной.

И вот сегодня праздник, в который мы Духу поклоняемся. Сегодняшний день напоминает о тех чудных событиях, которые совершил Господь, когда Он послал на Своих  учеников Святаго Духа, Господа Животворящего, Который почил на каждом  верном Христу в виде огненного языка и  соделал его огнем горящим, потому что Господь  Сам о Себе сказал, что Он – огнь. Такое удивительное сочетание  имеет человек  в Духе:  он  становится одновременно и пламенем горящим,  и источником воды живой.

Нам иногда кажется, что мы живем  духовной жизнью, потому что в храм ходим, молимся, читаем Священное Писание, исповедуемся и причащаемся, и совокупность этих действий мы для себя называем духовной жизнью. Но на самом деле  признак духовной жизни совсем другой. Вчера вы  слышали чтение Ветхого Завета, в котором Господь говорил: «Я создам Себе новый народ,  у этого народа будет новое сердце». Такие слова говорит Господь о людях, которые живут духовной жизнью: это  новый народ,  у них другое сердце и другая душа, они – новые, не такие, какие у всех людей, не такие, как у нас с вами.

 Если мы в сердце свое внимательно посмотрим, то увидим в нем все то, чего никак не может быть в сердце духовного человека: зависть, ложь, корысть, сребролюбие, отчаяние, ненависть к другим людям  копошатся  в сердце человека. Но одновременно с этим иногда в этом же сердце, ужасном и страшном, проскальзывает жажда –  хочется иметь другое сердце! Не хочется жить с таким, как сейчас! И ведь эта тоска  о новом сердце есть у каждого человека. Каждому  дано  почувствовать жажду  другой жизни, жажду иного бытия.

И вот посмотришь  на себя и поймешь: нет этих источников, душа моя, яко земля безводная, искореженная попаляющим грехом.  Нет в ней ничего, что могло бы по-настоящему стать источником  воды живой, все нашей ветхостью иссушено. Видя нашу жажду, Господь зовет нас: «Кто  жаждет, тот пусть  приходит ко Мне и пьет». Но человек, который по настоящему жаждет, приходит и пьет,  должен и сам  обновляться и принимать  удивительное явление Духа Святаго не в старые ветхие сосуды, не в те меха,  которые не могут удержать новое вино. Он в обновленное человечество вливается,  которое  может  принять  благодатный Дух Божий и стать  источником воды живой, чтобы реки потекли, чтобы каждый  приходящий мог утолить свою духовную жажду через верного Христу человека.

Постоянно находясь  у источника живой воды,  мы все-таки ищем иных источников существования,  других возможностей напоить нашу жизнь, считаем, что именно они-то и дают нам  ту  основу,  которая  позволяет  в мире существовать, как-то себя реализовать. Такие источники мир постоянно предлагает, и мы к ним притекаем. Мы думаем, что реализуем себя в искусстве, в работе, в возможности карьерного роста, в чем-то другом, и приникаем к этому, этим живем и питаемся.

 А Господь призывает: «Придите ко Мне и пейте! Станьте источником живой воды!»  И мы  знаем, что это так.  Мы чувствуем, – так действительно    бывает! Но приникаем к этому источнику только тогда, когда нам уж совсем плохо, когда  мы задыхаемся от собственной сухости, от пустоты своего бытия, когда уже деваться некуда. Приникнем к благодатному источнику,  хлебнем из него, и возвращаемся к прежней жизни, приникаем  к другим источникам и пытаемся снова и снова жить плотской жизнью. И так живем, отхлебывая время от времени:  нам надо,  мы придем к Тебе, Господи, и отхлебнем, но жить-то мы будем не здесь, жить-то мы будем не с Тобой, жить-то мы будем сами с собой, со своими интересами.

Вот мы прожили  Великий пост. Какие силы он дал каждому из нас! Как мы старались в эти дни трудиться для Господа! И как мы провели остаток  дней до Пятидесятницы? С какой  радостью мы от этого источника отвернулись, думая,  что вот теперь-то можно  наконец отдохнуть от Бога, немножко расслабиться, пожить своей жизнью, не связанной со Христом.  И сразу уходит почва из-под ног, самые главные вещи моментально ломаются: нет молитвы, нет покаяния, только окамененность, сухость души и дерзкое сердце, которое  страшно  Богу  показать, – вот, Господи, наше сердце.

Но и   видя наше непостоянство, Господь  приходит к нам снова, чтобы каждого человека соделать участником Своей Божественной природы,  дать Дары жизни Своей, чтобы человек сумел, наконец,  по-настоящему определить, где источник его жизни, откуда он черпает силы. Он снова и снова  подает нам возможность  жить с Ним единой жизнью,  чтобы мы свободной волей ее восприняли, отвернулись бы от  мишуры  и приникли к истинному Источнику. Ведь у Бога нет другой жизни, как только жизнь духовная. Бог есть Дух, и тот, кто кланяется Ему в духе и истине,  есть  истинный Его поклонник.  И  у нас с Богом должна быть одна жизнь. У нас не может быть жизней  разных или двойных, но только одна жизнь – Божья, духовная.

Господь подает нам радость обновления Духа Святаго, когда мы в эти дни  приходим в храм и слышим потрясающие молитвы, в которых Церковь молится  даже за тех людей, которые одержимы адскими узами. В этот день Дух Святой проникает во все глубины нашего маленького мерзкого сердца, нашей окамененной души, чтобы  снова и снова показать нам радость духовной жизни и наше высокое предназначение.

Сегодня мы  молимся Господу, чтобы Он каждого из нас обновил, вложил бы новое сердце, настоящее, чистое, жаждущее Бога, только Им Одним живущее, видящее только Его истинную красоту и отвращающееся от  любой подмены. Сегодня приходит к нам Утешитель Благий,  чтобы мы по-настоящему обновились и воспрянули для  духовной жизни.

Аминь.

1998

 http://forum.trinity-church.ru/prior/outreach/troicza