ДЕНЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ, ИЛИ ПОЧЕМУ ВСЕ МЫ СВЯЩЕННИКИ БОГА ВСЕВЫШНЕГО

Страница для печатиОтправить по почтеPDF версия

День Святой Троицы. Новозаветная Пятидесятница. Сошествие Святого Духа на апостолов. День рождения Церкви. Сколько величайших и священнейших событий! Сколько радости, торжества и святости!

Завершается Триодь Цветная. И, конечно, она должна завершиться праздником, который был бы под стать Празднику праздников и Торжеству из торжеств – Светлому Христову Воскресению.

И точно так же, как Священная Пасха, Пасха новая, святая была совершенно новой реальностью и сверхъестественным спасительным днем, обновляющим и освящающим мир, Новозаветная Пятидесятница стала почти таким же днем. И в нем словно бы Господь наш Иисус Христос отступает и знакомит нас с еще одним Могущественнейшим Гостем в нашей жизни – Третьей Ипостасью Бога Святой Троицы – Святым Духом. Спаситель будто говорит: «А теперь пора действовать Ему». И Святой Дух мощно и сугубо изливает Божественную благодать в мир и снова качественно его меняет. В чем же? Рождается новозаветная Церковь. И она становится тем колодцем, где постоянно, беспрерывно и неоскудевающе пребывает живительная вода благодати Святого Духа, освящающая верных. Она становится тем местом, над которым всегда идет утучняющий животворящий дождь благодатных Даров Святого Духа, сугубо излившегося и продолжающего изливаться на всех православных христиан, участвующих в Литургиях, вечернях, молебнах, панихидах, освящениях и других требах.

Церковь как непрекращающаяся Пятидесятница.

Мы живем вместе с Пресвятой Богородицей, святыми апостолами и Всеми святыми в Сионской горнице, у которой вместо потолка небо. И из него непрерывно на всех нас изливается благодать Святого Духа, проникающая в нас, освящающая нас и соединяющая нас с Богом.

Внимательно всмотримся в Таинства.

В Таинстве Крещения человек умирает для жизни ветхой и возрождается Святым Духом в жизнь духовную, святую. В Таинстве Миропомазания человеку сообщаются благодатные дары Святого Духа, взращивающие и укрепляющие в духовной жизни. Как написал святой первоверховный апостол Павел: «Не знаете ли, что тела́ ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:19, 20).

В Таинстве Покаяния человек Самим Господом нашим Иисусом Христом освобождается от грехов, а в Таинстве Причастия под видом хлеба и вина верующему подаются истинные Тело и Кровь Христовы для вечной жизни.

Всё это я перечислил здесь, чтобы мы осознали, как мощно изливается, особенно в Таинствах, на нас благодать Святого Духа и соединяет нас в единое целое – в Церковь Христову, Которая есть Телом Христовым. Снова процитируем святого апостола Павла: «И вы – тело Христово, а порознь – члены» (1 Кор. 12:27).

И, наконец, слова святого первоверховного апостола Петра: «Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы» (1 Пет. 2:9, 10).

И здесь хотелось бы провести на этот библейский стих ряд разъяснительных цитат святых отцов.

Святитель Григорий Богослов: «Мне казалось, что слышу, как говорит это Господь… что взывает Он и народу этому: проходите вратами Моими (Ис 62:10) и расширяйтесь… Взывает Он и ангелам-покровителям: …путь разровняйте людям Моим, и камни, которые на пути, разметите (Ис. 62:10), чтобы не было затруднения и препятствия народу Моему в божественном шествии и вхождении – ныне в рукотворенные храмы, а впоследствии в горний Иерусалим и в тамошнее Святая-святых, где, сколько знаю, будет конец здешнего злострадания и усилия шествующих доблестно, в числе которых находитесь и вы – званые святые (Рим. 1:7), люди избранные (Тит. 2:14), царственное священство».

Святитель Лев Великий: «Ведь всех во Христе возрожденных знак креста делает царями, умащивание Святого Духа посвящает в священство».

И очень интересная цитата преподобного Исидора Пелусиота, толкующего вышеупомянутые слова апостола Петра: «…Но и каждый поставляется иереем собственного своего тела: не для того, чтобы нерукоположенный присвоил себе право начальства над подчиненными, но для того, чтобы, подчинив своей власти порок, уготовал он тело свое в храм или святилище непорочности».

Как сильно сказано!

Жизнь православного христианина не должна быть двойственной. Нет. Она не должна быть с посылом типа, что забота о храме – это дело батюшки, и он там только должен молиться. А я должен отдать дань Богу раз на Литургии в воскресенье. И всё. А потом отпуст, целование креста, переступил порог храма и, как с трамплина в бассейн, полетел вниз – в привычную свою греховную жизнь. Потом снова вариться и метаться в этой суете, чтобы в следующее воскресенье (или на большой праздник) вынырнуть на Литургии. Полтора часа отстоять для успокоения своей совести, а затем внутренне будто бы отделиться от Церкви и снова привычно грешить.

Нет. Это неправильное устроение. Вот тебе Христос Сам говорит, святые апостолы говорят, святые отцы говорят, что ты часть Тела Христова – Церкви, потому что в Таинствах Крещения и Миропомазания Святой Дух вошел в тебя. И ты, лично и индивидуально, стал храмом Святого Духа и частью Церкви –Тела Христова. И ты в ней тоже сам священник (не в онтологическом священнодейственном, тайносовершительном смысле), но в смысле морально-нравственном и духовном, так как ты освятился в крещальной купели пакибытия. Ты крестился во имя Святой Троицы – Отца,
Сына и Святого Духа. И теперь должен, как говорил преподобный Серафим Саровский, постоянно стяжать благодатные дары Святого Духа, тем самым освящая свою жизнь. Стяжать в молитве ли, в рисовании ли, в шитье или в трапезе, или за рулем, или в семье, или в трудовом коллективе. Ты должен стяжать Божью благодать (в первую очередь исполнением заповедей Божиих) и освящать пространство и время, а также ту точку мира, в которой ты пребываешь.

Есть такие замечательные слова у апостола Павла: «По сей причине напоминаю тебе возгревать дар Божий, который в тебе через мое рукоположение; ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2 Тим. 1:6, 7). Конечно, конкретно здесь апостол обращается к Тимофею, как епископу, как священнику, который должен заботиться о чистоте своего сана и развитии в нем.

Но потому-то и помещено это Послание в Новый Завет, что оно и для нас свято и назидательно. И мы должны возгревать сердечно, молитвою, верою, участием в Таинствах, в богослужениях, исполением заповедей Божиих и пр. дар, полученный нами в Таинствах Крещения и Миропомазания.

И храмы наши должны быть для нас не пунктом отбывания повинности, но родным домом нашего Отца Небесного, куда мы, его сыновья и дочери, приходим, чтобы встретиться с Ним и соединиться с Ним. Подобно тому, как мы приезжаем в родительский дом отдохнуть, успокоиться, так и в храм приходим, чтобы очиститься, исцелиться, в том числе отдохнуть, успокоиться и набраться сил.

Потому идти в храм на воскресную службу – это не только наша великая обязанность, но и великая радость, великое блаженство. И мы должны ощущать и при входе в храм, и в храме, и при выходе из него, что мы часть Церкви. Каждый из нас есть живым храмом Святого Духа, который Им же соединяется в единый организм со Всей Вселенской Церковью и живет в Ней, внутри Нее. И этот Весь огромный организм, некое живое существо движется в Небо. И ты Его часть, и ты тоже, внутри Нее, движешься в Небо. Упал ты, Церковь в Своем непрекращающемся движении инерционно тебя поднимет. Потому что ты часть Её.

И твоя главная задача – всеми силами постараться удержаться в Ней, остаться внутри Её Тела, потому что Она до спасения тебя довезет.

Я вспоминаю свои ощущения, будучи студентом театрального университета. Период моего богоискательства, так сказать. И вот я по сей день помню, как вошел в Свято-Успенскую Киево-Печерскую Лавру. У меня, что называется, дух перехватило. Во всем – в воздухе, в зданиях, в храмах, в иконах, и особенно в пещерах, у мощей преподобных – чувствовалась эта разлитая мощь, эта великая святыня, на которую щедро изливается благодать Святого Духа.

Вот что такое Церковь. Это изменение Богом тебя. И ты уже становишься частью рая. Береги это, как зеницу ока.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Протоиерей Андрей Чиженко

https://pravlife.org/ru/content/den-svyatoy-troicy-ili-pochemu-vse-my-sv...