ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОГО АРХИСТРАТИГА МИХАИЛА, ИЛИ ВОСПОЛНИТ ЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ТРЕТЬЮ ЧАСТЬ НЕДОСТАЮЩИХ АНГЕЛОВ НА НЕБЕ?
Есть две смежные богословские науки, которые очень тесно связаны друг с другом и являются словно бы двумя сторонами одной монеты: патрология и патристика.
Эти слова однокоренные, производные от слова «патер», т. е. «отец». Данные науки изучают жизнь и труды святых отцов Церкви. В частности, патрология имеет объектом изучения жития и труды святых отцов, а патристика более концентрируется на их догматических и богословско-философских концепциях, доктринах, которые они благодатью Святого Духа открыли миру.
В богословии, исходя из этих наук, есть следующие понятия.
Оросы (с греческого «граница, рубеж, определение») Вселенских и некоторых иных Соборов. Это определения, постановления, документы, принятые на вышеупомянутых Соборах и имеющие в Церкви каноническую, а часто и догматическую силу. Оросы общеобязательны для соблюдения всеми православными христианами.
Существует также понятие consensus patres, что с латыни переводится как согласие святых отцов. Т. е. это когда несколько или много авторитетных отцов Церкви одинаково говорят о каком-либо предмете. В таком случае он тоже принимается как истина, исходя из соборного принципа Церкви. Ведь несколько святых отцов – живых сосудов благодати Святого Духа – говорят по определенному вопросу единодушно.
Есть же так называемое частное мнение святого отца. Оно вполне может быть истиной. Но до конца мы этого не знаем. По отношению к вероучению Церкви мнение нейтрально или позитивно и потому имеет право на существование как некая версия, теория, гипотеза, которая может оказаться правдой.
К примеру, священномученик Ириней Лионский писал в своих трудах, что Ангелы питаются и даже размножаются, но только не таким способом, как люди. Данное утверждение мы ни доказать, ни опровергнуть не можем. А потому оставляем его как интересную информацию. Истина же нам откроется в свое время. Она покажет, так это или не так.
Примерно то же и с мнением о том, что мы – люди – должны восполнить собой в Царствии Небесном третью часть ангелов, которые ниспали с неба и стали бесами. И когда это случится наступит Страшный суд. Существует также мнение определенных святых отцов о том, что в Царство Небесное войдет столько же людей, сколько там Ангелов сейчас есть.
Если говорить, к примеру, о третьей части, то здесь мнение отцов основывается на стихах Книги Откровение святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова: «И другое знамение явилось на небе: вот, большой красный дракон с семью головами и десятью рогами, и на головах его семь диадим. Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю. Дракон сей стал перед женою, которой надлежало родить, дабы, когда она родит, пожрать ее младенца. И родила она младенца мужеского пола, которому надлежит пасти все народы жезлом железным; и восхищено было дитя ее к Богу и престолу Его.
А жена убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога, чтобы питали ее там тысячу двести шестьдесят дней.
И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе.
И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12:3–9). В частности, стих 4-й: «Хвост его увлек с неба третью часть звезд и поверг их на землю». Т. е. сатана увлек третью часть ангелов в преисподнюю. И они стали бесами по собственному произволению.
Исходя из вышесказанного, блаженный Августин Иппонийский в своем произведении «Энхиридион Лаврентию о вере, надежде и любви» писал: «Другое же разумное творение, человечество, погибавшее во грехах и бедствиях, как наследственных, так и собственных, должно было по мере своего восстановления в прежнем состоянии восполнить убыль в сонме ангелов, образовавшуюся со времени дьявольского разорения. Ибо воскресающим святым обещано, что они будут равны ангелам Божиим (Лк. 20:36). Таким образом, горний Иерусалим, мать наша, град Божий, не лишится ни одного из множества своих граждан, или, может быть, будет владеть даже большим количеством».
А святитель Григорий Двоеслов в Беседе 34-й своего труда «Сорок бесед на Евангелия» писал: «Поскольку же, по нашему мнению, туда взойдет такое множество людей, какое множество осталось Ангелов». Эту же мысль повторяет преподобный Анастасий Синаит в книге «Вопросы и ответы»: «Впрочем, святые отцы говорят, что когда число праведных мужей достигнет числа падших ангелов и горний мир наполнится [ими], тогда и произойдет скончание [века сего]. Как восклицает [святой] Григорий: «Мир горний должен наполниться». Размышляли на эту тему и другие святые отцы.
Но нам важно горячее пламенное энергичное устремление всех святых отцов, которые желали, наполненные Божественной любовью, чтобы максимально большее количество людей спаслось! А для этого нам уже здесь, на земле, нужно уподобляться святым Ангелам и крылами поста, молитвы устремляться в духовное Небо, в горнее наше Отчество, где Милосердный и Любящий Господь приготовил место и для нас среди Честных Небесных Сил Бесплотных – в сонме Ангелов и святых.
Как писал святитель Григорий Двоеслов: «Но что за польза для нас обсуживать это об Ангельских духах, если мы не позаботимся еще через приличное размышление приноровить того к нашему усовершенствованию?.. должны и мы извлечь нечто из оных разделов высших граждан (имеются в виду Ангелы. – Прим. авт.) в пользу нашего обращения и добрыми расположениями воспламенить самих себя к приращению добродетелей».
Потрудимся же! О том нас умоляют наши Ангелы Хранители и Сам Бог: «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11:12).
Святый Архистратиже Божий Михаиле и прочие Небесные Силы бесплотные, молите Бога о нас!
Протоиерей Андрей Чиженко
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии