День памяти святителя Николая Мирликийского. Иерей Даниил Сысоев
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Поздравляю вас всех с днем памяти святителя Николая Чудотворца! Древние пророки Иезекииль и Иеремия были посланы Богом для обличения еврейского народа и пастырей Израиля, которым было сказано: «Горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец заколали, [а] стада не пасли. Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали, и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали, и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью. И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому. Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них, и никто не ищет их» (Иез. 34:2-7).
Господь говорит: пастыри мои не пасли народ мой, не пасли овец Божиих, жирных они закалывали, шерстью ее одевались, на пастбище их не водили, убежавшую овцу не отыскивали и пасли они овец с жестокостью. И Господь обещает это беззаконие прекратить и поставить для народа новых пастырей, которые будут поступать по сердцу Божьему.
Так Бог предсказывает пастырство Нового Завета, архипастырем которого является Господь наш Иисус Христос: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их. А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня» (Ин. 10:11-14).
Наемнику главное набить свои карманы, и иметь стабильный доход от овец, а пасти и заботиться о них не нужно. Святитель Николай, которого мы сегодня прославляем, – это образец пастырства во Христе. Истинный пастырь участвует в пастырстве Христа. Мы просим Николая Чудотворца такими словами: «Святителе отце Николе моли Бога о нас!» Мы называем его отцом не потому, что он нас по плоти родил, и не потому, что он нашей нации, а потому что он о нас отечески заботиться. Пастырские наклонности Господь заложил в святителе Николае еще в самом начале, он еще с юности стал заботится о детях, даря им различные подарки. И до революции у нас на Рождество подарки детям приносил не языческий бес – Дед Мороз, а святитель Николай (Санта Никалаус).
Вспомним первый эпизод из жития святителя, когда он узнает, что один разорившийся отец хочет отдать «на панель» своих дочерей, чтобы они ему таким образом зарабатывали деньги. Узнав об этом, юноша Николай ночью трижды подбрасывал во двор этой семье мешочек с золотыми монетами. Здесь будущий святитель проявил одновременно и скромность, и деликатность: чтобы хозяин дома не отказался от денег, Николай освобождал его от благодарности и проявлял христианскую скромность, не желая награды на земле, а желая награды от Отца Небесного. Пастырство его проявилось и в епископском служении. Пастырь – это молитвенник, это ходатай о словесных овцах. Священники – это молитвенники за свои грехи и грехи пасомых. Святитель Николай молитвенность приобрел еще до рукоположения. Когда собрались епископы избрать нового епископа, то Дух Святой им сказал, что епископом будет тот, кто первым войдет в храм. Они не кому не сказали и всю ночь тайком сидели неподалеку и подстерегали первого вошедшего. Первым вошел Николай, который был уже известен во всем городе, они на него набросились, он попытался сбежать, но его связали омофорами.
Его поставили епископом в городе Миры, и там он продолжал быть пастырем. В его житие описывается страшный эпизод: Николай двенадцать лет пастырствовал в яме. Во время гонений Диоклетиана в 304 году он был посажен в тюрьму, в каменный мешок. Всех, кого сажали в тюрьму, Николай учил христианству, в тюрьме совершал божественные литургии, поддерживал мучеников, которые шли на смерть за Христа. Он молился, чтобы Господь сподобил его мученической кончиной, но Господь ему ее не дал. Выйдя на свободу, святитель Николай подтвердил свое пастырство, уча христиан вере и оберегая их от лжеучения. Многие думают, что хороший пастырь должен быть только добрым, но не строгим. Но хороший пастух, если видит, что овечка пошла есть ядовитую траву, должен взять палку и гнать ее с того места. Овца будет с возмущением блеять, говорить, что поруганы ее конституционные права, но, тем не менее, будет сохранена ее жизнь. Пастырь должен не только проповедовать Евангелие, но и обуздывать ереси.
Житие Николая Чудотворца гласит, что, выйдя после заключения на свободу, он сразу же встретился с ересью Савелия Ливийского. Был такой священник Савелий в III веке, который учил, что Отец, Сын и Святой Дух – это одна и та же личность. Не три Я, не три самосознания, а один Бог, который надевает три маски. По его учению, иногда Бог является как Отец, иногда — как Сын, а иногда и как Святой Дух, но на самом деле это один Бог с тремя масками. Против этого лжеучению, которое противоречит Евангелию, восстал святитель Николай и в скором времени искоренил ее. Более того, он проявил свое пастырство тем, что, как Христос, пошел в чужие дворы. Как у нас часто относятся к сектантам? Говорят, что они нехорошие люди, разрушают культуру, отрывают людей от семьи, от государства – это все правда! Они действительно разрушители! Но настоящий пастырь что должен сделать? Он должен привести сектанта в православие. Как говорит один наш современный миссионер, отец Олег Стеняев: какая самая лучшая победа над сатанистами? Сделать сатаниста православным!
И именно этим путем пошел святитель Николай Мирликийский. Он пошел в общину маркионитов, еретиков, которые отвергали половину Библии, весь Ветхий Завет, беседовал с двумя епископами–еретиками и, обратив их в православие, присоединил и всю их общину. Пастырская ревность святителя Николая проявлялась и по отношению к язычникам. Он не считал, что христиане должны ограничиваться своей общиной. После прекращения гонений на христиан он собрал всю христианскую общину и пришел на языческий праздник Артемиды. На этом празднике, возле капища языческой богини он стал петь христианские гимны. Бесы, сидящие в капище, моментально сбежали. Святитель Николай, войдя в капище, разрушил его и на развалинах построил христианских храм, в котором позднее и был похоронен. Этот храм до сих пор сохранился, он находится в турецкой провинции Анталии.
Наступило великое испытание для Церкви, в 325 году Церковь оказалась охвачена новой страшной ересью арианства, отзвуки которой слышны до сих пор. Арий говорил, что Иисус Христос – это творение Отца, не Сын, порожденный из сущности Творца, не Бог от Бога, единосущный Отцу, как учит Церковь, а некое высшее творение Отца, Которое было создано Богом как некое орудие, при помощи Которого Он создал мир. Ариане до сих пор по двое ходят по улицам, но сейчас они называются Свидетели Иеговы. Основателем этой ереси был пресвитер Арий, который в городе Александрии совратил в свою ересь одну треть клириков, по аналогии со своим научным руководителем, который оторвал одну треть ангелов.
Святитель Николай Мирликийский выступил против Ария на I Вселенском Соборе. Николай Чудотворец, возмущенный ярым богохульством Ария, который уже не мог удержаться в рамках логического разговора, диспута и начал хулить Иисуса Христа. Святитель Николай заушил его, за что немедленно был отцами Собора лишен сана и посажен в темницу. Мы знаем, что в эту же ночь Иисус Христос и Богородица вернули ему омофор и Евангелие. Христос явился многим Отцам Вселенского Собора и сказал им: Николай заступился за Меня, поэтому достоин чести, а не наказания. Николай Чудотворец был соавторам первой половины Символа Веры, который мы с вами поем.
Святитель Николай защищал своих чад не только духовно, но и физически. Мы знаем одно из чудес, когда по просьбе Николая Угодника было остановлено судно провианта, направлявшееся в Константинополь. Он самовластно сгрузил часть провианта для накормления города, но судно пришло в Константинополь полным, так как Господь явил чудо и умножил в его трюмах пшеницу, которая предназначалась для императорского двора. Мы знаем, как святитель Николай умолял императора Константина, чтобы тот снизил налоги для города Миры, так как тот пострадал от страшного неурожая. Таким образом святитель Николай проявил себя не как пастырь, но и как хороший администратор, который не стесняется упрашивать государственную власть и склонять ее в пользу христиан. Самый знаменитый образ Николая Чудотворца, из которого появился образ Николая Можайского с мечем в руке, появился так. Три знатных гражданина были оклеветаны перед императором, и правитель решил предать их казни, ложно обвинив в измене. Их вывели на площадь, но в это время святитель Николай прибыл в Константинополь и, узнав о случившемся, взял с собой друзей-генералов, отряд солдат и пошел на место предполагаемой казни. Он увидел, как палач заносит меч над головой одного из осужденных. Святитель Николай подбежал, выдернул меч у палача и сказал: «А где правитель Евтропий, который вынес несправедливый приговор?».
Евтропий услышал и, как в таких случаях бывает, прикинулся больным и сказал, что никого не принимает. Святитель Николай, забыв положить меч, размахивая им, вместе с тремя генералами и отрядам солдат подошел ко дворцу и постучал в дверь мечом, зовя правителя выйти. Слуги испугались и сказали, что его нет дома. На что Николай Мирликийский обличил правителя во лжи и потребовал пропустить его в дом. Слуги отказались, тогда он приказал трем генералам и солдатам ломать двери. Они выломали двери дворца Евтропия. Он же услышал, что ломают двери, убежал и забарикадировался в спальне. Святитель Николай приказал ломать дверь в спальню, солдаты выломали дверь и вытащили перепуганного Евтропия из-под кровати. Николай Угодник обличил его, пригрозив, что если подобное повторится, то он будет на него жаловаться императору.
На следующий день трех генералов, бывших со святителем, тоже оклеветали и хотели казнить. Тогда Николай Чудотворец явился во сне императору Константину и пригрозил разрушить Константинополь, если невинные не будут отпущены. На следующее утро император Константин, собрав суд и установив невиновность генералов, приказал их отпустить. Они отправились отблагодарить святителя, но приехали к дню его похорон 6 декабря.
И после смерти он продолжает помогать всем нам. Все знают, что святитель Николай источает неисчерпаемое море чудес. В сложной ситуации нужно молиться Николаю Угоднику. Если случился неправедный суд, то нужно прочитать акафист Николаю Угоднику, и все решится справедливо, после акафиста святителю Николаю происходят внезапные изменения — то заболеет судья, то состав суда поменяется. До сих пор происходят примеры бесчисленных исцелений от мощей святителя Николая.
Святитель до сих пор пастырствует, желая, чтобы мы с вами были овцами Отца Небесного. Давайте же мы в день его памяти, прославляя образ кротости и правило веры, укрепимся в правоверии, которое изложил для нас святитель Николай. Давайте будем хранить чистоту веры и чистоту жизни, будем смиренными, кроткими овечками, идущими по путям Николая Чудотворца, чтобы получить Царство Божие!
Храни вас всех Господь!
http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svyashhennika-daniila-sysoeva.shtml...
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы получить возможность отправлять комментарии